Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 1162593-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", внесенный Верховным Судом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по государственному строительству и законодательству, рассмотрев представленный законопроект, отмечает следующее.
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Федеральный закон от 8 января 1998 года N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), направленные на уточнение правового статуса администратора районного, городского, межрайонного суда, постоянного судебного присутствия, гарнизонного военного суда, их полномочий и функциональных обязанностей.
Положения законопроекта корреспондируют положениям проекта федерального конституционного закона N 1162609-7 "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в части совершенствования деятельности администратора суда", в соответствии с которым предусматривается введение в аппаратах кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, федеральных арбитражных судов, обладающих правами юридического лица, функции руководства аппаратом данных судов, которая будет закреплена за должностью "руководитель аппарата - администратор" кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, Суда по интеллектуальным правам, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, с одновременным исключением данных должностей из штатного расписания Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Также законопроектом предлагается оставить администраторов районных, городских, межрайонных, гарнизонных военных судов непосредственно в штате управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, в связи с тем, что вышеуказанные суды не являются самостоятельными юридическими лицами и в отношении данных судов полномочия юридического лица реализуются органами Судебного департамента, осуществляющими организационное обеспечение деятельности судов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и, соответственно, закрепление за администраторами районных судов функций непосредственно материально-технического и хозяйственного обеспечения является наиболее обоснованным с точки зрения осуществления данных функций именно через территориальные органы Судебного департамента.
В целях уточнения полномочий администратора суда и исключения дублирования функций работников аппарата суда законопроектом также предлагается исключить из функций администратора организацию судебного делопроизводства, ведение статистики и архива, поскольку данные функции возложены на работников иных структурных подразделений аппарата суда в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", Федеральным конституционным законом "О военных судах в Российской Федерации".
Также законопроектом предлагается из полномочий администратора соответствующего суда исключить полномочия по разработке проекта сметы расходов суда, утверждаемого председателем суда, и представлению его в соответствующее управление Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, в связи с тем, что суды районного звена не имеют самостоятельного бюджета и не разрабатывают свои сметы расходов.
Кроме того, действующим законодательством предусмотрено, что администраторы гарнизонных военных судов назначаются и освобождаются от должности приказом начальника соответствующего структурного подразделения Судебного департамента по представлению председателя соответствующего военного суда, что приводит к различиям в их правовом статусе с администраторами районных (городских) судов, которые назначаются непосредственно начальником управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации и состоят в их штате. В целях унификации статуса администратора суда законопроектом также предлагается внести изменения в части назначения и освобождения от должности администраторов гарнизонных военных судов начальником управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации по представлению председателя суда.
Следует отметить, что в целях согласования вышеуказанных изменений в полномочия начальника управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъекте Российской Федерации потребуется предусмотреть корреспондирующее изменение в подпункт 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона, определяющий полномочия начальника управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъекте Российской Федерации, что возможно сделать при подготовки законопроекта ко второму чтению.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта и отмечает, что реализация предлагаемых изменений законодательства в сфере совершенствования правового статуса администраторов судов, позволит повысить роль администратора в организации работы аппаратов судов в системе судов общей юрисдикции.
Следует отметить, что законопроектом предусматривается введение новой должности "администратор постоянного судебного присутствия", необходимость которой обосновывается нахождением ряда постоянных присутствий на значительном удалении от места размещения суда.
Комитет отмечает, что данное положение представляется нецелесообразным в связи с тем , что в соответствии с Федеральным конституционным закон "О судах общей юрисдикции" постоянное судебное присутствие является обособленным подразделением соответствующего суда и осуществляет его полномочия. Исходя из практики создания большинства действующих судебных присутствий, создание их происходит в результате реорганизации малосоставных судов в целях оптимизации управления и снижения издержек. Таким образом, судебное присутствие не имеет обособленного аппарата и независимо от числа образованных в суде постоянных судебных присутствий общее руководство осуществляется председателем соответствующего суда. При этом, осуществления обеспечения деятельности суда и его подразделений в рамках единого аппарата суда несколькими администраторами, выполняющими руководящие функции, представляется противоречащим целям укрупнения судов и оптимизации судебных издержек.
Следует отметить, что концепция законопроекта направленная на оптимизацию деятельности администраторов соответствующих районных и приравненных к ним судов общей юрисдикции позволит обеспечить единство управления, а также позволит закрепить за администратором вышеуказанных судов непосредственно функции материально-технического обеспечения деятельности суда, организационной составляющей обеспечения деятельности суда, что, соответственно, повысит эффективность деятельности администратора.
По законопроекту имеется заключение Правительства Российской Федерации с аналогичными замечаниями правового характера и юридико-технического характера, которые могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
По законопроекту имеется положительное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы.
На основании вышеизложенного, Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 1162593-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" принять в первом чтении.
Председателя Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.