Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального конституционного закона N 1162609-7 "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в части совершенствования деятельности администратора суда", внесенный Верховным Судом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по государственному строительству и законодательству, рассмотрев представленный законопроект, отмечает следующее.
Проектом федерального конституционного закона предлагается внести изменения в федеральные конституционные законы от 28 апреля 1995 года N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", направленные на преодоление двойственности должностного положения администраторов судов, совершенствование системы функционирования администратора и председателя суда, исключение двоякости их компетенций и как следствие на достижение баланса интересов и полномочий между администратором и председателем суда. Основной целью предлагаемых законопроектом изменений является уточнение правового статуса, полномочий и функциональных обязанностей предлагаемой к введению новой должностной единицы аппарата федерального суда, руководителя аппарата - администратора арбитражного суда, кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, окружного (флотского) военного суда, а также уточнения статуса администратора гарнизонного военного суда. Проектом также предлагается уточнить функции аппарата военного суда.
Законопроектом предполагается введение непосредственно в аппаратах кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховных судов республики, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, федеральных арбитражных судов, обладающих правами юридического лица, должности "руководитель аппарата - администратор" соответствующего суда с одновременным исключением данных должностей из штатного расписания Судебного департамента при Верховном Суд Российской Федерации (далее - Судебный департамент).
Следует отметить, что положения законопроекта корреспондируют положениям проекта федерального закона N 1162593-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" (далее - проект федерального закона), которым предлагается исключить должности администраторов вышеуказанных судов, являющихся в настоящий момент работниками Судебного департамента, из его системы. При этом указанным законопроектом также предлагается администраторов районных и приравненных к ним судов, а также администраторов гарнизонных военных судов, не являющихся самостоятельными юридическими лицами, оставить в системе управлений Судебного департамента соответствующего субъекта Российской Федерации.
В вышеуказанных целях проектом федерального конституционного закона также предлагается уточнить правовой статус, полномочия и функциональные обязанности руководителя аппарата - администратора суда путем закрепления за ним обязанностей по осуществлению руководства аппаратом суда, организации работы по делопроизводству и работе архива; ведению судебной статистики; по правовому обеспечению судей и работников аппарата суда; организации материального и социального обеспечения судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов; принятие мер по их обеспечению благоустроенными жилыми помещениями в соответствии с федеральным законодательством; организации предоставления медицинской помощи судьям, в том числе пребывающим в отставке, членам их семей, работникам аппаратов судов и санаторно-курортному лечению указанных лиц в соответствии с федеральным законодательством; организации материально-технического обеспечения деятельности суда, в том числе по строительству, реконструкции, ремонту и техническому оснащению зданий (помещений) суда; организации проведения мероприятий по взаимодействию с адвокатурой, правоохранительными органами, другими государственными органами и организациями по вопросам обеспечения деятельности суда; организации разработки проекта сметы расходов суда, утверждаемого председателем суда, и представлению его в Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации; организации работы по соблюдению правил и норм охраны труда и пожарной безопасности; осуществлению организационных мероприятий, связанных с закупкой товаров, работ и услуг для нужд судов, в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных услуг; организации охраны зданий, помещений и другого имущества суда, в том числе путем взаимодействия в этих целях с судебными приставами, обеспечивающими установленный порядок деятельности суда.
Также законопроектом в целях оптимизации деятельности администратора районного (городского) суда, гарнизонного военного суда предлагаются сохранение администраторов районных (городских) и гарнизонных военных судов в штате управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и законодательное закрепление за администратором районного (городского), гарнизонного военного суда непосредственно функций материально-технического, хозяйственного обеспечения и организации мероприятий по обеспечению безопасности судебной деятельности путем исключения из его должностных обязанностей полномочий, связанных с дублированием функций других работников аппарата суда, в том числе с учетом корреспондирующих положений проекта федерального закона.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта и отмечает, что реализация предлагаемых изменений законодательства в сфере совершенствования правового статуса администраторов судов, позволит повысить роль администратора в организации работы аппаратов судов как в системе судов общей юрисдикции, так и в системе арбитражных судов.
Одновременно следует отметить, что законопроектом предусматривается квалификационные требования к руководителю аппарата - администратору суда в виде наличия высшего юридического образования. Данное квалификационное требование представляется вполне оправданным как для большинства должностей в аппаратах федеральных судов, так и тем более для лица, осуществляющего руководящие функции. Вместе с тем, содержащееся в законопроекте переходное положение, исключающее данное квалификационное требование для лиц, замещающих на момент вступления рассматриваемых федеральных конституционных законов в силу отдельные должности администраторов судов, представляется нецелесообразным и не отвечающим вышеуказанным целям и задачам совершенствования деятельности администраторов судов, учитывая необходимость интеграции указанных лиц на новые должности в аппаратах федеральных с более высокими квалификационными требованиями по сравнению с ранее предъявляемыми к ним в системе Судебного департамента.
Комитет также отмечает, что процессуальное законодательство не содержит понятия "арбитражные штрафы", используя более общий термин "судебные штрафы", который может быть применен к проектируемому пункту 2 части 6 статьи 45 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах" в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению.
Следует отметить, что концепция законопроекта, направленная на оптимизацию деятельности руководителей аппаратов - администраторов соответствующих федеральных судов, позволит обеспечить единство управления и должностной подчиненности в аппаратах вышеуказанных судов.
По законопроекту имеется заключение Правительства Российской Федерации с аналогичными замечаниями правового характера и юридико-технического характера, которые могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
По законопроекту имеется положительное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы.
На основании вышеизложенного, Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе проект федерального конституционного закона N 1162609-7 "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в части совершенствования деятельности администратора суда" одобрить в первом чтении.
Председателя Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.