Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
по проекту федерального закона N 1201518-7 "Об упразднении Губкинского районного суда Белгородской области", внесенному Белгородской областной Думой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрел проект федерального закона N 1201518-7 "Об упразднении Губкинского районного суда Белгородской области", внесенный Белгородской областной Думой, и сообщает следующее.
Проект федерального закона предусматривает упразднение Губкинского районного суда Белгородской области с передачей относящихся к его ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию близлежащего Губкинского городского суда Белгородской области.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту в настоящее время в пределах территории города Губкин и Губкинского района Белгородской области функционирует единое муниципальное образование - Губкинский городской округ. При этом в пределах вышеуказанных районов продолжают осуществлять правосудие два суда общей юрисдикции - Губкинский городской и Губкинский районный, что в свою очередь приводит к определённым проблемам, в том числе и при разграничении территориальной подсудности указанных судов.
Штатная численность действующего в настоящее время на территории Белгородской области Губкинского районного суда составляет две единицы. В связи с малым составом суда затруднительно выполнить требования норм процессуального законодательства, в частности о рассмотрении уголовных дел коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции, о последствиях отвода судьи, о направлении вышестоящей судебной инстанцией дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей. Кроме того, временное отсутствие одного из судей (по причине отпуска, командировки, нетрудоспособности и т.п.) приводит в таком суде к двойному росту служебной нагрузки у другого судьи, что негативно сказывается на соблюдении разумных сроков рассмотрения дел и эффективности осуществления правосудия. Вышеуказанная ситуация особенно актуальна в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), когда согласно действующим правилам необходимо соблюдать режим самоизоляции в определённых случаях и не следует находиться на рабочем месте с любыми симптомами респираторных заболеваний.
Следует отметить, что анализ служебной нагрузки судей Губкинского районного суда Белгородской области в течение последних нескольких лет свидетельствует о нецелесообразности введения в указанном суде дополнительных единиц судей. В Губкинском районном суде количество рассмотренных судебных дел на 1 судью в 2019 году составило - 29,1 дел., тогда как в среднем по области данный показатель составил 41,3 дел.
При этом, учитывая, что вышеуказанные данные по количеству рассмотренных судебных дел и служебной нагрузки на судей в Губкинском районном суде свидетельствует о стабильных показателях в течение последних нескольких лет, нагрузка на единицу судьи в этих судах значительно меньше средней нагрузки судей по Белгородской области.
Следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" районный суд создается федеральным законом в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации.
Таким образом, учитывая изложенное, предлагается упразднить Губкинский районный суд Белгородской области с передачей относящихся к его ведению вопросов по осуществлению правосудия в юрисдикцию находящегося на территории того же района Губкинского городского суда Белгородской области
В случае принятия законопроекта, упразднение Губкинского районного суда с передачей относящихся к их ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию Губкинского городского суда Белгородской области позволит равномерно распределить нагрузку на судей последнего, что в конечном итоге приведет к сокращению сроков рассмотрения дел и повышению качества их рассмотрения в данном судебном районе.
Помимо указанного, при разработке данного законопроекта были приняты во внимание и учитывались численность населения административных образований, входящих в создаваемый судебный район, количество судей, нагрузка на них, развитость транспортной инфраструктуры, размещение иных органов власти, их территориальных подразделений, в том числе прокуратуры, следствия, судебных приставов, участков мировых судей.
Штатная численность судей и работников аппарата упраздняемого суда предлагается передать в более крупный по численности Губкинский городской суд Белгородской области, который продолжит своё функционирование с расширением юрисдикции за счёт упраздняемого суда.
Комитет отмечает, что принятие законопроекта будет способствовать соблюдению статьи 47 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Создание более крупного по своему составу суда общей юрисдикции позволит ввести специализацию судей по рассмотрению отдельных категорий дел, введение которой является одним из самых эффективных направлений совершенствования правосудия.
Предлагаемые к реорганизации суды общей юрисдикции располагаются в одной административно-территориальной единице Белгородской области.
Принятие предлагаемого проекта федерального закона не повлечет за собой ограничение доступности правосудия для граждан.
Учитывая вышеизложенное, Комитет полагает целесообразным поддержать представленную законодательную инициативу, поскольку ее принятие позволит совершенствовать судебную и организационную деятельность судов общей юрисдикции Белгородской области, обеспечить необходимый уровень доступности осуществления правосудия в вышеуказанных населенных пунктах, что будет способствовать более эффективному отправлению правосудия в данном субъекте Российской Федерации в целом.
Правительство Российской Федерации поддерживает указанный законопроект.
Исходя из изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе проект федерального закона "Об упразднении Губкинского районного суда Белгородской области ", внесенный Белгородской областной Думой, принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.