Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 1068890-7 "О внесении изменений в статью 193 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части дополнения перечня лицензионных требований), внесенный Самарской Губернской Думой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 1068890-7 "О внесении изменений в статью 193 Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается дополнить перечень лицензионных требований к деятельности по управлению многоквартирными домами, установленный в статье 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, следующим требованиями:
1) к уставному капиталу лицензиата, соискателя лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия) в размере не менее пяти миллионов рублей;
2) о наличии у должностного лица лицензиата, соискателя лицензии дополнительного образования в области промышленной безопасности;
3) о наличии у лицензиата, соискателя лицензии работников, имеющих профессиональное образование и квалификацию, необходимые для осуществления деятельности по управлению, содержанию и ремонту многоквартирных домов, квалификационных аттестатов - не менее чем у 50% штатной численности инженерно-руководящего состава лицензиата, соискателя лицензии, а также работника, ответственного за организацию эксплуатации лифтов, квалификация которого подтверждена в установленном порядке.
В этой связи Комитет считает возможным отметить следующее.
1. Согласно пояснительной записке к законопроекту необходимость установления лицензионного требования к уставному капиталу обусловлена отсутствием требований, подтверждающих финансовую устойчивость и платежеспособность лицензиата, соискателя лицензии.
Комитет считает, что в законопроекте поднят очень важный вопрос финансовой устойчивости управляющей организации, поскольку зачастую отсутствие достаточного объема средств приводит к ненадлежащему содержанию общего имущества в многоквартирных домах, непроведению либо некачественному проведению работ по текущему ремонту, предоставлению коммунальных услуг ненадлежащего качества и многому другому. В свою очередь, это негативно отражается на безопасности жизни и здоровья граждан, проживающих в таких домах, нарушаются права и законные интересы собственников помещений в таких домах.
Однако размер уставного капитала не позволяет судить о финансовой устойчивости управляющей организации и ее способности выполнять свои обязательства перед собственниками помещений в многоквартирных домах по управлению многоквартирными домами, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах, обеспечению предоставления коммунальных услуг. Уставный капитал гарантирует удовлетворение требований кредиторов, перед которыми не исполнены обязательства.
Кроме того, не все юридические лица имеют уставной капитал (к примеру, унитарные предприниматели). Не предполагается наличие уставного капитала и у индивидуального предпринимателя.
2. Предложенное установление требования о наличии у должностного лица лицензиата, соискателя лицензии дополнительного образования в области промышленной безопасности является необоснованным.
В частности, представляется неясным, каким образом наличие у должностного лица лицензиата, соискателя лицензии дополнительного образования в области промышленной безопасности, а не, к примеру, в области обслуживания и эксплуатации газового оборудования, лифтового хозяйства и др. приведет к росту качества услуг и (или) работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и обеспечит безопасность проживания в них граждан.
3. Неопределенным является требование к наличию у работников лицензиата, соискателя лицензии профессионального образования, необходимого для осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, что на практике может привести к необоснованным отказам в выдаче управляющей организации лицензии либо к ее привлечению к административной ответственности.
В целом установление лицензионного требования к работникам управляющих организаций о наличии у них профессионального образования и квалификации может привести к большим рискам как для управляющих организаций (дополнительные затраты на повышение заработной платы квалифицированным специалистам, на обучение), так и для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах (увеличение размера платы за содержание жилого помещения в связи с необходимостью компенсации дополнительных затрат управляющих организаций).
4. В заключение Комитет обращает внимание на то, что законопроект не содержит особый порядок вступления в силу его положений, в то время как согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, предусматривающими установление обязательных требований.
Дополнительно Комитет отмечает, что Комиссия Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству не поддержала проект законодательной инициативы N 7-1289 "О внесении изменений в статью 193 Жилищного кодекса Российской Федерации", подготовленный Самарской Губернской Думой.
Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект.
Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству не поддерживает проект федерального закона N 1068890-7 "О внесении изменений в статью 193 Жилищного кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Пахомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.