Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
на проект федерального закона N 1064059-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления пределов возможного взыскания из социальных выплат по исполнительным документам) внесен депутатом Государственной Думы Я.Е. Ниловым, а также Д.С. Пьяных, А.Б. Курдюмовым, М.С. Зайцевым, А.Ю. Морозовым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции рассмотрел представленный законопроект и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в часть 3 статьи 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривающие, что удержание по исполнительным документам из страховой пенсии и фиксированной выплате к страховой пенсии не может превышать 25 процентов.
Кроме того, предлагается дополнить статью 99 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) частью 2 1, устанавливающей, что для не осуществляющих трудовую деятельность граждан размер удержаний по исполнительным документам из страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, накопительной пенсии, срочной пенсионной выплате и пособию по временной нетрудоспособности не может превышать 25 процентов.
Как указано в пояснительной записке к законопроекту, действующий в настоящее время подход к удержанию по исполнительным документам из социальных выплат нарушает социально-экономические права гражданина, установленные Конституцией Российской Федерации, в частности, принцип неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (ежемесячные расходы на лечение, еду, оплату жилищно-коммунальных услуг и т.д.).
В этой связи необходимо отметить, что 1 февраля 2022 года вступит в силу Федеральный закон "О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве", который направлен на закрепление в законодательстве права гражданина на обеспечение неприкосновенности минимального размера дохода, необходимого для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении.
В частности, в рамках вносимых изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации в перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, включается заработная плата и иные доходы гражданина-должника в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства гражданина-должника для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации).
В Федеральном законе N 229-ФЗ в качестве одного из принципов исполнительного производства закрепляется принцип неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, в том числе сохранения заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
В целях реализации указанного принципа предусматривается, что судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства также разъясняет должнику-гражданину его право на обращение в подразделение судебных приставов, в котором возбуждено или ведется исполнительное производство, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской
Федерации при обращении взыскания на его доходы.
При этом должник-гражданин вправе обратиться в подразделение судебных приставов, в котором ведется исполнительное производство, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации при обращении взыскания на его доходы. Федеральный закон также устанавливает перечень сведений, которые гражданин должен указать в соответствующем заявлении.
Таким образом, поставленные в законопроекте задачи в настоящее время урегулированы.
Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект.
С учетом вышеизложенного Комитет не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1064059-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель Комитета |
В.И. Пискарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.