Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике
по проекту федерального закона N 1239700-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части оценки соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике рассмотрел проект федерального закона N 1239700-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает:
Законопроектом предлагаются изменения в Закон Российской Федерации от 20 августа 1993 года N 5663-I "О космической деятельности" (далее - Закон РФ N 5663-I) и Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - Федеральный закон N 215-ФЗ), устанавливающие особенности государственного регулирования отношений в области оценки соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения, процессов разработки, создания, использования такой техники, работ (услуг) в области космической деятельности.
Для целей оценки соответствия законопроектом определяются новые для законодательства понятия такие как "космическая система", "космический комплекс", "объекты космической инфраструктуры", "составные части космических систем и космических комплексов", "космическая техника научного и социально-экономического назначения", "космическая техника двойного назначения".
Согласно положениям законопроекта Правительство Российской Федерации наделяется полномочием утверждать порядок оценки соответствия космической техники, предназначенной для использования в научных и социально-экономических целях, процессов, связанных с ее разработкой, созданием, использованием, работ (услуг) в области космической деятельности, формы оценки соответствия указанных космической техники, процессов, работ (услуг), особенности осуществления федеральным органом исполнительной власти по обороне совместно с уполномоченным органом по космической деятельности оценки соответствия космической техники двойного назначения, включая формы оценки соответствия указанной космической техники и связанных с ней процессов, а также определять участников работ по оценке соответствия и их функции. Правительству Российской Федерации предоставляется также полномочие утверждать порядок аккредитации в области космической деятельности, включая порядок аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке соответствия космической техники и связанных с ней процессов, работ (услуг) в области космической деятельности, и порядок аттестации экспертов по аккредитации в области космической деятельности, определять участников работ по аккредитации.
Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" организует оценку соответствия космической техники научного и социально-экономического назначения и совместно с Минобороны России - оценку соответствия космической техники двойного назначения и связанных с ней процессов, работ (услуг) в области космической деятельности, осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, аккредитацию в области космической деятельности и аттестацию экспертов по аккредитации в области космической деятельности, а также утверждает перечень космической техники научного и социально-экономического назначения и связанных с ней процессов, работ (услуг) в области космической деятельности, которые подлежат оценке соответствия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляет иные полномочия и функции по обеспечению безопасности космической деятельности.
Кроме того, законопроектом вносятся корреспондирующие изменения в Федеральный закон от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) и Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Федеральный закон N 412-ФЗ).
Система сертификации в ракетно-космической отрасли была создана в 1995 году и функционирует в настоящее время на основании пункта 13 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ, согласно которому особенности технического регулирования в области космической деятельности устанавливаются Законом РФ N 5663-1, при этом до дня вступления в силу соответствующих изменений обязательная оценка соответствия космической техники осуществляется в соответствии с правовыми актами и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, правопреемником которых является Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос".
Объектом сертификации в данной системе является в том числе научная аппаратура космических аппаратов, орбитальных комплексов, космических станций и модулей.
Принятие законопроекта, а также нормативных правовых актов в рамках его реализации направлено на обновление и совершенствование нормативной правовой базы (согласно задаче, поставленной Президентом Российской Федерации в Основах государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 27 января 2020 г. N 64 (подпункт "е" пункта 19), прежде всего, в части сертификации космической техники, в том числе на актуализацию порядка проведения работ по сертификации в отношении космической техники (в том числе отдельных ее видов), организацию аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и обеспечение контроля за их деятельностью, и в целом организацию современной системы сертификации космической техники и работ (услуг) в области космической деятельности.
С учетом заявленных целей законопроекта Комитет считает предложенные изменения обоснованными и своевременными, а концепцию законопроекта в целом заслуживающей поддержки. Вместе с тем считаем необходимым отметить следующее.
Согласно положениям пункта 1 статьи 1 законопроекта раскрывается новая для законодательства терминология. В основу предлагаемых определений легли положения национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 53802-2010 "Системы и комплексы космические. Термины и определения". Вместе с тем полагаем, что некоторые используемые формулировки требуют уточнения. Так, термин "космическая система" в ГОСТ Р 53802-2010 определяется как совокупность одного или нескольких космических комплексов и специальных комплексов, предназначенных для решения целевых задач, при этом законопроект из определения исключает "специальный комплекс", который представляет собой совокупность взаимосвязанных в том числе наземных технических средств или аппаратуры приема и передачи информации с программным обеспечением, сооружений, предназначенных для приема специальной информации космических аппаратов, ее регистрации, обработки, хранения и представления потребителям. Кроме того, положениями законопроекта не раскрывается, что конкретно понимается под "целевыми задачами". А также, требует законодательного уточнения термин "орбитальные средства".
Пунктом 3 статьи 1 законопроекта определяются полномочия уполномоченного органа по космической деятельности по организации оценки соответствия и осуществлению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, аккредитации в области космической деятельности и аттестации экспертов по аккредитации в области космической деятельности. Комитет считает необходимым отметить, что в соответствии с принципами технического регулирования, определенными статьей 3 Федерального закона N 184-ФЗ, совмещение одним органом полномочий по аккредитации и подтверждению соответствия не допускается.
Проектируемым пунктом 2 новой статьи 10 Закона РФ N 5663-1, предусматривается, что обязательные требования к космической технике научного и социально-экономического назначения, космической технике двойного назначения, связанным с указанной космической техникой процессам, работам (услугам) в области космической деятельности устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Законом РФ N 5663-1, технической документацией, а также государственными контрактами, контрактами и (или) договорами. Вместе с тем в соответствии с приложением 9 "Протокол о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза" Договора о Евразийском экономическом союзе обязательное подтверждение соответствия - это документальное удостоверение соответствия продукции и процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям технических регламентов Союза или национальных обязательных требований государств-членов к продукции, включенной в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза. С учетом изложенного положения пункта 2 новой статьи 10 Закона РФ N 5663-1 требует дополнительного обсуждения.
Вместе с тем Комитет считает, что высказанные и поступившие к законопроекту замечания могут быть устранены в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению (в случае принятия законопроекта в первом чтении) без изменения его концепции.
Кроме того, Комитет отмечает необходимость юридико-технической и лингвостилистической правки законопроекта ко второму чтению.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по экономической политике рекомендует принять в первом чтении проект федерального закона N 1239700-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
М.А. Топилин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.