Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам
по проекту федерального закона N 1260573-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрел проект федерального закона N 1260573-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в законодательство в части выдачи разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов (внесения в них изменений) в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица федерального органа исполнительной власти в области рыболовства.
Наличие электро-цифровой подписи придает документам и сообщениям, направляемым в электронной форме юридическую значимость и дополнительную защиту конфиденциальных данных.
Законопроектом предусмотрено комплексное совершенствование порядка ведения промыслового журнала.
Так, нормами законопроекта предусматривается ведение промыслового журнала в электронном виде.
Требования к содержанию и формам промыслового журнала, порядок его ведения, а также порядок передачи данных промыслового журнала, ведение которого осуществляется в электронной форме, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Статьей 4 законопроекта предусмотрены переходные положения, в соответствии с которыми ведение промыслового журнала будет допустимо на бумажном носителе только до 1 сентября 2023 года.
Ведение промыслового журнала в электронном виде позволит снизить временные затраты на оформление все необходимой отчетности, облегчит процесс заполнений отчетности, в том числе (на бумажном носителе - в "ручную" осуществлялся подсчет, передача судовых суточных донесений, возможность формирования оперативного отчета, включая все данные статистического отчета.
Вместе с тем, Комитет полагает необходимым отметить следующее.
Ведение промыслового журнала в электронном виде влечет за собой необходимость установления у всех улиц, осуществляющих рыболовство, Программного комплекса "Электронный промысловый журнал", каждое судно должно быть оснащено техническим оборудованием, наличием высокоскоростного интернета, а также возможностью (навыками) работы в соответствующей программе.
Вместе с тем, ни законопроектом, ни материалами к нему не предусмотрено описание системы обеспечивающей обработку, систематизацию и мониторинг данных. Кроме того, в пояснительной записке и материалах к законопроекту отсутствует описание аппаратно-программной инфраструктуры, которая обеспечивает работу системы мониторинга по приему сообщений уже на берегу. Важно еще и то, что это устройство должно соответствовать требованиям, предъявляемым к оборудованию на борту судна, при этом законодательно данное положение не установлено.
Также отсутствуют расчеты и прогнозы ввиду финансовой нагрузки на лиц, осуществляющих указанные виды рыболовства, в части приобретения необходимого оборудования, программного обеспечения, обучения персонала, использование определённого количества кбайт трафика, а также обеспеченность Федерального агентства по рыболовству и его территориальных органов таким программным обеспечением в каждом регионе.
Законопроектом (пункт 5 статьи 1 законопроекта) установлено, что лица, осуществляющие рыболовство с использованием судов рыбопромыслового флота, оснащенных техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую, некорректируемую передачу информации о местоположении судна, и другими техническими средствами контроля, должны вести промысловый журнал исключительно в электронной форме уже с момента вступления законопроекта в силу, т.е. с 1 сентября 2022 г.
В соответствии с частью 2 статьи 8.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение обязанностей по ведению промыслового журнала предусматривается административное наказание в виде штрафа.
Однако при (временной неисправности) данного оборудования или иных обстоятельствах, фиксировать (вести промысловый журнал) не предусмотрены альтернативные способы и не предусмотрены периоды внесения данных после устранения неисправностей.
При этом, Комитет отмечает положительный опыт в правоприменительной практике тестирования прототипа промыслового журнала в электронном виде в отдельных регионах.
При выверенном комплексном подходе, предложенные законопроектом положения позволят существенно упростить контрольные процедуры, как для лиц, осуществляющих рыболовство, так и для контролирующих органов, снижает временные затраты, исключает "ручную" калькуляцию объёмов вылова и ошибки за счёт "человеческого" фактора.
При реализации предложенных законопроектом положений создается возможность оперативно консолидировать все данные по промысловой деятельности, мониторить данные, более полно формировать статистику по объемам вылова привязки к географическим координата, времени и районам промысла, видам водно-биологических ресурсов, орудиям лова. Эти и другие данные, подписанные электронной подписью, будут передаваться через системы спутниковой связи в режиме реального времени, в автоматизированном едином формате.
Законопроект поддержан Комитетом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам поддерживает проект федерального закона N 1260573-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.