Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 68537-8 "О внесении изменений в главу 25.4 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
С 1 января 2021 года вступили в силу изменения налогового законодательства, исключившие льготы по налогу на добычу полезных ископаемых для высоковыработанных месторождений и месторождений высоковязкой нефти, а также изменившие параметры налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, что привело к потере рентабельности и даже убыточности некоторых таких месторождений. Это влечет за собой сокращение инвестиций в развитие территорий, на которых осуществляется добыча, а значит, ставит под угрозу их экономическую стабильность.
В целях недопущения закрытия таких месторождений и потери рабочих мест, являющихся, как правило, единственным местом работы и источником дохода в таких населенных пунктах, а также наступления иных негативных последствий, например, снижение спроса на товары и услуги смежных отраслей экономики, рабочей группой по совершенствованию налогообложения нефтедобычи Экспертного совета по налоговому законодательству при Комитете по бюджету и налогам совместно с участием депутатов Государственной Думы, представителей Министерства финансов Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации, ведущих экспертов в налогообложении нефтяной отрасли разработан проект федерального закона "О внесении изменений в главу 25.4 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект).
Так, в качестве сбалансированной меры стимулирования добычи на подобных месторождениях, законопроектом предлагается расширить периметр применения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья на участки недр с высокой степенью выработанности запасов углеводородного сырья и вновь вводимые участки недр, прошедшие отбор по критериям, предложенным Министерством финансов Российской Федерации и Министерством энергетики Российской Федерации:
- положительный бюджетный эффект на 5-летнем временном интервале;
- сохранение уровня профиля добычи;
- соответствие определенным суммарным квотам для лицензионных участков.
Кроме того, законопроектом вносятся изменения, связанные с уточнением отдельных параметров исчисления налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья в части решения отдельных спорных вопросов правоприменения. Так, например, уточняется порядок учета расходов при переходе права пользования участком недр, в том числе в виде арендных (лизинговых) платежей, порядок восстановления фактических расходов, порядок применения коэффициента индексации убытка и др.
Учитывая, что распространение налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья на вновь вводимые участки недр ("4 группа") не влечет за собой возникновения потерь бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в ближайшей перспективе, законопроектом предусмотрено распространение таких норм на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года. Это позволит уже в 2022 году запустить экономические процессы, создать новые рабочие места и дать новые производственные объемы смежным отраслям экономики.
В свою очередь, распространение налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья на выработанные месторождения ("3 группа"), предусматривается применять к правоотношениям, возникающим с 1 января 2023 года.
Концепция законопроекта полностью соответствует государственной экономической политике в сфере стимулирования нефтедобычи, которая предполагает создание условий для реализации плана мероприятий ("дорожной карты") по освоению нефтяных месторождений и увеличению объемов добычи нефти в Российской Федерации, утвержденной Председателем Правительства Российской Федерации 25.01.2019 N 598п-П9.
Таким образом, законопроект направлен не на предоставление новых налоговых льгот для разработки месторождений, и так рентабельных в действующей системе налогообложения, а на стимулирование добычи тех категорий запасов, которые стали нерентабельны и. в этой связи не вовлечены в разработку (трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья и разработки участков недр, характеризующихся высокой степенью выработанности запасов), а также на поиск, оценку и разведку новых месторождений углеводородного сырья. Это, в свою очередь, приведет к повышению стабильности экономики нефтедобывающих регионов, сохранению и появлению новых производств, а также сохранению и наращиванию объема инвестиций в отрасль.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в главу 25.4 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
По оценке Министерства финансов Российской Федерации принятие федерального закона "О внесении изменений в главу 25.4 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в части реализации положений, предусматривающих повышение эффективности взимания налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (далее - НДД) и расширения перечня участков недр в целях применения режима НДД приведет к дополнительным поступлениям в федеральный бюджет в размере 84 млрд. руб. в период 2023-2027 годов при условии выполнения компаниями взятых на себя следующих обязательств по увеличению добычи нефти:
Участок недр |
Объем добычи нефти по данным технического проекта по участку недр за 2023 - 2027 годы (млн. тонн) |
Объем добычи нефти в режиме НДД за 2023 - 2027 годы (млн. тонн) |
Обязательства по дополнительной добыче нефти за 2023 - 2027 годы (млн. тонн) |
по участкам недр, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.45 Кодекса (в редакции законопроекта): | |||
40 |
15,525 |
16,976 |
1,451 |
41 |
4,093 |
4,918 |
0,825 |
42 |
2,548 |
3,890 |
1,342 |
43 |
0,310 |
0,473 |
0,162 |
по участкам недр, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 333.45 Кодекса (в редакции законопроекта): | |||
34 |
0 |
0,124 |
0,124 |
35 |
0 |
0,215 |
0,215 |
36 |
0 |
0,224 |
0,224 |
37 |
0 |
0,091 |
0,091 |
38 |
0 |
1,275 |
1,275 |
39 |
0 |
0,227 |
0,227 |
40 |
0 |
0,003 |
0,003 |
41 |
0 |
0,140 |
0,140 |
42 |
0 |
0,162 |
0,162 |
44 |
0 |
0,003 |
0,003 |
по участкам недр, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.45 Кодекса (в редакции законопроекта): | |||
45 |
0 |
0,199 |
0,199 |
47 |
0 |
0,264 |
0,264 |
48 |
0 |
0,004 |
0,004 |
49 |
0 |
0,004 |
0,004 |
50 |
0 |
0,474 |
0,474 |
51 |
0 |
0,340 |
0,340 |
52.3 |
0 |
1,162 |
1,162 |
53, 54.4, 55 |
0 |
3,883 |
3,883 |
Оценка влияния предлагаемых изменений на поступления в федеральный бюджет проведена с учетом цены на нефть и курса доллара США по отношению к рублю, прогнозируемых на 2022-2024 годы в базовом сценарии прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, подготовленного Министерством экономического развития Российской Федерации по состоянию на сентябрь 2021 года, и на 2025-2027 годы на основе данных 2024 года.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу, в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в главу 25.4 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в главу 25.4 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.