Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 80921-8 "О внесении изменений в статьи 96.11 и 179.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 96.11 и 179.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" (далее - законопроект) разработан с целью внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), направленных на эффективное управление структурой государственного долга и обеспечения финансовой стабильности, а также в Федеральный закон от 29 ноября 2021 г. N 384-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" изменения срочного и первоочередного характера.
Законопроектом предлагается закрепить в Бюджетном кодексе положения, предусматривающие возможность размещения средств Фонда национального благосостояния (далее - ФНБ) в государственные ценные бумаги Российской Федерации.
Кроме того, в целях инвестирования средств ФНБ в государственные ценные бумаги Российской Федерации предлагается предусмотреть возможность их приобретения до достижения установленного для ликвидных активов ФНБ 7-процентного "порога".
Аналогичное исключение предлагается предусмотреть также для акций российских эмитентов, не связанных с финансированием самоокупаемых инфраструктурных проектов в целях создания правовых оснований для приобретения Минфином России на вторичном рынке акций российских эмитентов. Приобретение указанных акций по текущим заниженным ценам рассматривается в качестве долгосрочного перспективного вложения средств ФНБ, а также позволит стабилизировать ситуацию на российском фондовом рынке.
В целях содействия развитию туристической отрасли в Российской Федерации законопроектом устанавливается право Правительства Российской Федерации определить случаи, когда объекты туристической инфраструктуры, в целях строительства (реконструкции) которых из федерального бюджета предоставляются бюджетные инвестиции в виде взносов в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, не подлежат включению в федеральную адресную инвестиционную программу.
Законопроектом предлагается предусмотреть возможность оперативного перераспределения бюджетных ассигнований в ходе исполнения федерального бюджета, региональных и местных бюджетов в 2022 году с их последующим использованием на реализацию мероприятий, связанных с предотвращением влияния изменения геополитической обстановки и ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики и финансового сектора, а также на иные цели, определенные Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией соответственно.
Также в целях обеспечения возможности оперативного использования дополнительных ненефтегазовых доходов федерального бюджета на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния изменения геополитической обстановки и ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики и финансовый сектор предлагается установить, что общий объем расходов федерального бюджета может быть увеличен в пределах суммы их поступления в 2022 году с соответствующим увеличением бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации.
В целях нивелирования негативных последствий принимаемых ограничительных мер и обеспечения сбалансированности федерального бюджета в условиях высокой волатильности рынков капитала законопроектом предусмотрена возможность использования в 2022 году дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета для замещения государственных заимствований, исполнения публичных нормативных обязательств Российской Федерации, погашения государственного долга Российской Федерации, а также финансового обеспечения иных приоритетных мероприятий по решению Правительства Российской Федерации.
Законопроектом также предусмотрена возможность направления субъектами Российской Федерации в 2022 году средств, высвобождаемых в результате реструктуризации бюджетных кредитов, ранее предоставленных регионам из федерального бюджета, на реализацию мероприятий, связанных с предотвращением влияния изменения геополитической обстановки и ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики и финансовый сектор.
Законопроектом предусматривается продление права регионов при отказе от осуществления заимствований оперативно (без внесения изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации) принимать решения по уменьшению бюджетных ассигнований на обслуживание государственного долга и их направлению на приоритетные расходы.
В 2020 - 2021 годах действие нормы статьи 217 Бюджетного кодекса, ограничивающей возможность сокращения расходов на обслуживание государственного (муниципального) долга путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись соответствующего бюджета, было приостановлено Федеральными законами от 12 ноября 2019 г. N 367-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году" и от 15 октября 2020 г. N 327-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году" соответственно.
Также предусматривается дополнение действующей нормы о нераспространении отдельных положений Бюджетного кодекса, обязывающих утверждать объемы соответствующих бюджетных ассигнований в законе о бюджете, на случаи внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджетов по основаниям, вводимым законопроектом.
Законопроектом предлагается установить право Правительства Российской Федерации, утверждать распределение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, а также вносить изменения в утвержденное законом о бюджете распределение межбюджетных трансфертов.
В целях обеспечения парламентского контроля за изменениями сводной бюджетной росписи федерального бюджета по предлагаемым к введению временным основаниям устанавливается обязанность Министерства финансов Российской Федерации представлять советующие предложения для рассмотрения в Комиссию Федерального Собрания Российской Федерации по перераспределению бюджетных ассигнований в текущем финансовом году и плановом периоде.
В целях финансового обеспечения отдельных расходных обязательств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2022 году предлагается установить право Правительства Российской Федерации принимать решения об использовании остатков средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, образовавшихся на 1 января 2022 г. (за исключением остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, а также остатков средств, являющихся источниками внутреннего финансирования дефицита бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования), и дополнительные доходы, поступившие в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 1 января 2022 г., сверх поступлений, утвержденных Федеральным законом от 6 декабря 2021 г. N 392-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", направить в 2022 году на обеспечение полномочий Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сфере обязательного медицинского страхования с внесением соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования с превышением общего объема расходов на 2022 год, утвержденных федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", без внесения изменений в указанный Федеральный закон.
Поскольку предлагаемые законопроектом изменения носят срочный характер и должны применяться в ходе исполнения федерального бюджета в 2022 году предлагается ввести их в действие со дня официального опубликования проектируемого федерального закона.
Принятие и реализация законопроекта не приведут к увеличению расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые к реализации решения законопроекта не повлекут отрицательных социально-экономических последствий и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 96.11 и 179.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году"
Проектом Федерального закона предлагается остатки средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 1 января 2022 г. (за исключением остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, а также остатков средств, являющихся источниками внутреннего финансирования дефицита бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования) в размере 26,3 млрд. рублей и дополнительные доходы, поступившие в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 1 января 2022 г., сверх поступлений, утвержденных Федеральным законом от 6 декабря 2021 г. N 392-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", направить в 2022 году на обеспечение полномочий Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сфере обязательного медицинского страхования.
Реализация прилагаемой инициативы будет осуществляться на основании решений Правительства Российской Федерации с внесением соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования с превышением общего объема расходов на 2022 год, утвержденных Федеральным законом от 6 декабря 2021 г. N 392-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", без внесения изменений в указанный Федеральный закон.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 96.11 и 179.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" не потребует расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 96.11 и 179.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 96.11 и 179.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 96.11 и 179.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 96.11 и 179.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" (далее - законопроект) не потребует принятия, признания утратившими силу, приостановления или изменения нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
Принятие законопроекта потребует издания постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил внесения изменений в 2022 году в сводную бюджетную роспись федерального бюджета в случае перераспределения (увеличения) бюджетных ассигнований, зарезервированных в соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики, а также бюджетных ассигнований на иные цели, определенные Правительством Российской Федерации".
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки: апрель 2022 г.
Принятие законопроекта потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам".
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки: апрель 2022 г.
Принятие законопроекта потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N 1029 "Об утверждении Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам".
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки: апрель 2022 г.
Принятие законопроекта потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 1846 "Об утверждении Положения об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации".
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки: апрель 2022 г.
Принятие законопроекта потребует внесения изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 27 августа 2018 г. N 184н "Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), а также утверждения (изменения) лимитов бюджетных обязательств" (в части присвоения кодов вида изменений, вносимых в сводную бюджетную роспись федерального бюджета по устанавливаемым законопроектом основаниям).
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки: апрель 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.