Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 84976-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" и о приостановлении действия пункта 3 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" и о приостановлении действия пункта 3 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях закрепления в бюджетном законодательстве Российской Федерации правовых оснований для предоставления бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации (далее - ГВФ) субвенций из бюджетов субъектов Российской Федерации, а также в целях совершенствования мер поддержки, направленных на повышение устойчивости российской экономики в условиях внешнего санкционного давления.
В целях реализации системного подхода к организации предоставления мер социальной поддержки (защиты) населения в рамках реализации проекта "Социальное казначейство", целью которого является повышение адресности мер поддержки, доступности и быстроты их получения, в настоящее время прорабатываются механизмы дальнейшего перевода максимального количества мер государственной социальной поддержки, относящихся как к полномочиям Российской Федерации, так и к полномочиям субъектов Российской Федерации в формат "Социальное казначейство".
Предполагается, что централизация функций по предоставлению подавляющего большинства мер социальной поддержки разных уровней полномочий в едином органе позволит существенно оптимизировать процессы предоставления таких мер (сокращения сроков предоставления и необходимых документов, единый порядок для граждан всех регионов, сокращение административной нагрузки на органы власти субъектов Российской Федерации и прочее).
Закрепление в бюджетном законодательстве Российской Федерации правовых оснований для предоставления субвенций из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджету ГВФ позволит субъектам Российской Федерации осуществлять передачу бюджетных ассигнований Пенсионному фонду Российской Федерации для реализации им полномочий по предоставлению мер социальной поддержки регионального уровня, которые в настоящее время относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и софинансируются из федерального бюджета либо в полном объеме реализуются за счет собственных средств субъекта Российской Федерации.
При этом законопроектом устанавливается, что право предоставления отдельных мер социальной поддержки для осуществления ГВФ устанавливается отдельным федеральным законом.
Цели и условия предоставления субвенций ГВФ из бюджета субъекта Российской Федерации будут устанавливаться соглашениями между органом управления ГВФ и высшим исполнительным органом соответствующего субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком, который будет устанавливаться Правительством Российской Федерации.
По данным Минфина России остатки средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 1 января 2022 г. составили 2,37 трлн. рублей, в том числе не имеющих целевого назначения - 2,29 трлн. рублей. В условиях роста количества налагаемых на российскую экономику ограничений, обусловленных ростом внешнего санкционного давления и снижения ожидаемых поступлений доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации политика ответственного управления накопленными по состоянию на начало 2022 года остатками приобретает особо важное значение.
В соответствии с частью 3 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации размер резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) устанавливается законами (решениями) о соответствующих бюджетах и не может превышать 3 процента утвержденного указанными законами (решениями) общего объема расходов.
В целях предоставления субъектам Российской Федерации и местным администрациям возможностей для формирования резервов для оперативного нивелирования последствий роста цен на категории товаров первой необходимости, строительные материалы, выравнивания кассовых разрывов и качественного исполнения первоочередных расходных обязательств по расчетам по заработной плате и иным социальным обязательствам законопроектом предусматривается снятие до 1 января 2023 г. вышеуказанного ограничения на размер резервных фондов для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Кроме того, в связи с удорожанием стоимости строительства законопроектом предусматривается продление на 2022 год право регионов направлять средства, высвобождаемые в результате реструктуризации бюджетных кредитов, не только на инфраструктурные проекты по постановлению N 1704 "Об утверждении Правил определения новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, подлежат направлению на осуществление субъектом Российской Федерации бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры", но и на реализацию региональных проектов.
Реализация предусмотренных законопроектом изменений будет способствовать повышению устойчивости и стабильности бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образованию, снижению потребности в безвозмездной и возвратной финансовой помощи из федерального бюджета, сокращению рисков реализации региональных проектов, обеспечению задействования средств, высвобождаемых в результате реструктуризации бюджетных кредитов (далее - высвобождаемые средства), в регионах с низким инвестиционным потенциалом, расширению направлений для использования субъектами Российской Федерации высвобождаемых средств.
Реализация законопроекта будет осуществляться в пределах установленной предельной штатной численности органов государственной власти и органов местного самоуправления, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не окажет влияния на реализацию государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Законопроект не окажет влияния на реализацию государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не содержит обязательных требований и положений, затрагивающих права субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" и о приостановлении действия пункта 3 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" и о приостановлении действия пункта 3 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации", не окажет влияния на доходы или расходы и не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" и о приостановлении действия пункта 3 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" и о приостановлении действия пункта 3 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) не потребует принятия, признания утратившими силу, приостановления или изменения нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
Принятие законопроекта потребует издание следующих постановлений Правительства Российской Федерации:
1) "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам".
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки: апрель 2022 г.
2) "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N 1029 "Об утверждении Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам".
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки: апрель 2022 г.
3) "Об утверждении правил заключения соглашения между органом управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации о предоставлении субвенции из бюджета субъекта Российской Федерации бюджету государственного внебюджетного фонда".
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки: 6 месяцев с даты официального опубликования федерального закона.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" и о приостановлении действия пункта 3 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" и о приостановлении действия пункта 3 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, признания утратившими силу, приостановления или иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.