Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 733024-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (в части налогового стимулирования развития гражданской авиации),
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести дополнение в подпункт 3 пункта 1 статьи 24.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), уточняющее, что условие, установленное этой нормой Налогового кодекса и необходимое для признания международной компании международной холдинговой компанией (контролирующие лица международной компании на дату регистрации этой международной компании в порядке редомициляции иностранной организации должны были стать контролирующими лицами такой иностранной организации до 1 января 2017 года) считается выполненным, если:
в период с указанной даты до даты регистрации международной компании в порядке редомициляции иностранной организации в составе контролирующих лиц такой иностранной организации появилось новое контролирующее лицо, являющееся российским юридическим лицом, акционерами (участниками) которого являются исключительно контролирующие лица такой иностранной организации, являвшиеся таковыми по состоянию на 1 января 2017 года;
контролирующие лица иностранной организации, являвшиеся таковыми по состоянию на 1 января 2017 года, являются контролирующими лицами международной компании на дату регистрации такой международной компании в порядке редомициляции иностранной организации.
В главу 21 Налогового кодекса законопроектом предлагаются следующие изменения:
1) освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) ввоз на территорию Российской Федерации:
гражданских воздушных судов, подлежащих государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации (при этом предусматриваются условия, необходимые для получения указанного освобождения, и последствия в случае, если суда перестанут соответствовать указанным условиям);
гражданских воздушных судов, зарегистрированных в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства, в случае если иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации переданы полностью или частично функции и обязанности государства регистрации (норма предлагается в целях предоставления российским организациям переходного периода до 1 января 2023 г. по перерегистрации гражданских воздушных судов, зарегистрированных в государственных реестрах гражданских воздушных судов иностранных государств, в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации). Одновременно предусматриваются условия, необходимые для получения указанного освобождения, и последствия в случае, если суда перестанут соответствовать указанным условиям;
авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий, предназначенных для строительства, ремонта и (или) модернизации на территории Российской Федерации гражданских воздушных судов, печатных изданий, опытных образцов и (или) их составных частей, необходимых для разработки, создания и (или) испытания гражданских воздушных судов и (или) авиационных двигателей (при условии представления в таможенный орган документа, подтверждающего целевое назначение ввозимого товара);
2) устанавливается нулевая ставка НДС и порядок подтверждения правомерности ее применения при реализации:
гражданских воздушных судов, зарегистрированных (подлежащих регистрации) в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации;
работ (услуг) по строительству указанных воздушных судов;
услуг по передаче гражданских воздушных судов, зарегистрированных (подлежащих регистрации) в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, по договорам аренды (лизинга);
авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий, используемых для строительства, ремонта и (или) модернизации в Российской Федерации гражданских воздушных судов;
3) устанавливается обязанность налогового агента, которая возникает у покупателя гражданского воздушного судна в случае, если в течение 90 календарных дней со дня передачи ему этого воздушного судна регистрация этого воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации не была осуществлена либо если данные о гражданском воздушном судне впоследствии были исключены из указанного реестра (аналогичные нормы предусматриваются для случаев передачи гражданского воздушного судна по договору аренды (лизинга).
Кроме того, в целях обеспечения налоговых и таможенных органов сведениями, необходимыми для осуществления контроля за обоснованностью применения освобождения от налогообложения НДС при ввозе на территорию Российской Федерации и применения нулевой ставки НДС, предусмотрено использование единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Таким образом, принятие указанных поправок позволит сохранить действующую налоговую нагрузку на налогоплательщиков, осуществляющих временный ввоз воздушных судов (которые в настоящее время на основании Решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 331 освобождены от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении гражданских пассажирских воздушных судов), а также выровнять налоговые условия для налогоплательщиков, осуществляющих ввоз таких воздушных судов, и налогоплательщиков, осуществляющих их строительство.
Законопроектом устанавливается государственная пошлина за регистрацию судов в Российском открытом реестре судов и за ежегодное подтверждение регистрации судна в указанном реестре.
Законопроектом также предлагаются следующие изменения в целях стимулирования редомициляции компаний в специальные административные районы на территориях Калининградской области и Приморского края в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 291-ФЗ:
1) освобождается от налогообложения НДС ввоз на территорию Российской Федерации судов, подлежащих регистрации в Российском открытом реестре судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 291-ФЗ "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края" (далее - Федеральный закон от 03.08.2018 N 291-ФЗ);
2) предлагается не учитывать в целях налога на прибыль организаций доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации и (или) реализации судов, зарегистрированных в Российском открытом реестре судов лицами, получившими статус участника специальных административных районов в соответствии с Федеральным законом 03.08.2018 N 291-ФЗ, по аналогии с доходами судовладельцев, суда которых зарегистрированы в Российском международном реестре судов;
3) предусматривается исключение из объектов обложения транспортным налогом и налогом на имущество организаций водных и воздушных судов, зарегистрированных соответственно в Российском открытом реестре судов и Государственном реестре гражданских воздушных судов лицами, получившими статус участника специальных административных районов в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 291-ФЗ;
4) для плательщиков страховых взносов, получивших статус участника специальных административных районов в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 291-ФЗ, которым принадлежат суда, зарегистрированные в Российском открытом реестре судов, на период до 2027 года включительно устанавливается совокупный тариф страховых взносов на государственное социальное страхование в размере 0 процентов в отношении выплат и иных вознаграждений членам экипажей указанных судов за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна.
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству поддерживает концепцию законопроекта.
К законопроекту поступили положительные отзывы 14 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и 27 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти 1 субъекта Российской Федерации высказался против принятия законопроекта.
В связи с тем, что законопроект направлен на создание условий, направленных на развитие гражданской авиации и на стимулирование редомициляции компаний в специальные административные районы, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 733024-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.