Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экологии и охране окружающей среды
на проект федерального закона N 687768-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения объектов государственной экологической экспертизы на Байкальской природной территории в целях упрощения строительства и реконструкции объектов социального назначения",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды рассмотрел проект федерального закона N 687768-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российс кой Федерации в части уточнения объектов государственной экологической экспертизы на Байкальской природной территории в целях упрощения строительства и реконструкции объектов социального назначения" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект направлен на изменение порядка организации и проведения государственной экологической экспертизы объектов, строительство или реконструкция которых планируется на Байкальской природной территории.
Байкальскую природную территорию образуют: озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.
В целях сохранения уникальной экологической системы озера Байкал и предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на ее состояние осуществляется экологическое зонирование Байкальской природной территории. На Байкальской природной территории выделяются центральная экологическая зона, буферная экологическая зона (включает в себя водосборную площадь озера Байкал) и экологическая зона атмосферного влияния.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 01 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" (далее - Закон "Об охране озера Байкал") на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами:
- приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны;
- сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития.
Согласно статье 6 Закона "Об охране озера Байкал" на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал (химическое загрязнение озера Байкал, физическое изменение состояния озера Байкал, биологическое загрязнение озера Байкал).
В этой связи проектная документация всех объектов, строительство или реконструкцию которых предполагается осуществлять на Байкальской природной территории, является объектом государственной экологической экспертизы (подпункт 71 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе").
В соответствии с рассматриваемым законопроектом действующий порядок предлагается изменить, сократив перечень объектов строительство или реконструкцию которых предполагается осуществлять на Байкальской природной территории.
Законопроектом предлагается исключить из перечня объектов государственной экологической экспертизы проектную документацию строящихся и реконструируемых социальных объектов, перечень которых будет устанавливаться Правительством Российской Федерации, и которые не относятся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I и II категории. К тому же такое исключение будет касаться только тех социальных объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах населенных пунктов, находящихся в границах буферной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории за пределами особо охраняемых природных территорий.
В этой связи проведение экологической экспертизы не потребуется для объектов социального назначения III - IV категории, строительство, реконструкция которых планируется в границах населенных пунктов (за границами особо охраняемых природных территорий), расположенных в буферной экологической зоне и экологической зоне атмосферного влияния.
Таким образом, в соответствии с законопроектом обязательная экологическая экспертиза будет и дальше требоваться в отношении:
- всех без исключения объектов, строительство и реконструкция которых планируется в границах самой строгой зоны Байкальской природной территории - центральной экологической зоны;
- всех без исключения объектов, строительство и реконструкция которых планируется в границах особо охраняемых природных территорий на всей Байкальской природной территории;
- всех без исключения объектов, относящихся к объектам I и II категории (значительное негативное воздействие и умеренное негативное воздействие на окружающую среду), строительство и реконструкция которых планируется на всей Байкальской природной территории;
- всех без исключения объектов, строительство и реконструкция которых планируется в буферной экологической зоне и экологической зоне атмосферного влияния Байкальской природной территории вне границ населенных пунктов;
- всех объектов, строительство и реконструкция которых планируется в границах населенных пунктов, расположенных в буферной экологической зоне и экологической зоне атмосферного влияния, и не включенных в перечень объектов социального назначения, который будет устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Комитет полагает, что концепция законопроекта отвечает требованиям поручения Президента Российской Федерации от 14 августа 2017 г. N Пр-1602 по итогам совещания по вопросам экологического развития Байкальской природной территории 4 августа 2017 г. о необходимости внесения изменений в законодательство в части уточнения перечня объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня на Байкальской природной территории в целях упрощения строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры.
На основании изложенного Комитет по экологии и охране окружающей среды поддерживает концепцию проекта федерального закона N 687768-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения объектов государственной экологической экспертизы на Байкальской природной территории в целях упрощения строительства и реконструкции объектов социального назначения", внесенный Правительством Российской Федерации, и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.В. Бурматов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.