Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 717365-7 "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха",
внесённому Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предусматривается проведение эксперимента в отдельных городских поселениях и городских округах по квотированию выбросов загрязняющих веществ.
В соответствии с частью 1 статьи 1 проекта целью проведения эксперимента является обеспечение снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха в отдельных городских поселениям и городских округах (в том числе с внутригородским делением). Согласно приведенному в статье перечню эксперимент предполагается провести в городских поселениях. Однако указанные в перечне города являются городскими округами. В связи с чем проектируемое положение нуждается в корректировке.
Согласно части 2 статьи 2 проекта для каждой территории эксперимента Правительством Российской Федерации утверждается комплексный план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Комплексный план включает в себя "значения целевых показателей", которые должны быть достигнуты в процессе его реализации. Неясно какие целевые показатели подлежат включению в комплексный план и как они соотносятся с "целевыми показателями снижения выбросов", установленными актами Президента Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 3 проекта). Кроме того, содержание проектируемого понятия "целевые показатели снижения выбросов" раскрыто не в полной мере и нуждается в уточнении.
По тексту проекта термин "целевые показатели" следует дополнить словом "значения", учитывая, что достижение значений целевых показателей является результатом реализации комплексного плана.
Проектируемое понятие "приоритетные загрязняющие вещества", определенное как "загрязняющие вещества, выбросы которых влияют на превышение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха и (или) создают риски для здоровья человека на территории эксперимента" (статья 3 проекта) нуждается в конкретизации и дополнении квалифицирующими признаками в целях разграничения с понятием "загрязняющее вещество", определенным как "вещество или смесь веществ... которые... оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека (статьи 7 и 8 законопроекта), а также с понятием "вредное (загрязняющее) вещество", указанным в статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране воздуха). Кроме того, слово "приоритетные" не согласуется с придаваемым определением смыслом данного понятия.
Определение квотируемых объектов в проектируемом пункте "б" части 3 статьи 4 не в полном объеме согласуется с характеристиками таких объектов в части 4 статьи 5 проекта.
В части 6 статьи 5 проекта формулировка "мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ от объектов..., включенных в комплексные планы" необходимо соотнести с наименованием мероприятий, указанных в комплексном плане (часть 2 статьи 2 проекта).
Согласно части 7 статьи 5 проекта в случае, если мероприятия, направленные на достижение квот выбросов на квотируемом объекте, не могут быть реализованы в установленные сроки проведения эксперимента, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предоставляется право в план мероприятий по достижению квот выбросов включить компенсационные мероприятия, выполняемые ими самостоятельно или путем финансирования таких мероприятий из перечня, "формируемого уполномоченным органом субъекта Российской Федерации". При этом из проекта неясно, какие именно мероприятия могут являться компенсационными, и как их реализация соотносится с целями и условиями проведения эксперимента. Отмечаем также, что формирование перечня компенсационных мероприятий не указано в части 4 статьи 4 проекта.
Кроме того, неясно, в связи с чем проектом допускается возможность невыполнения мероприятий, предусмотренных комплексным планом, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями в установленные сроки.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.