Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей от 18 июля 2019 г. N 3.6-5-115/1
по проекту федерального закона N 687264-7 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации" (в части досрочного прекращения полномочий уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации), внесенному Верховным Советом Республики Хакасия
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 687264-7 "О внесении изменения в статью 13 Федеральный закон "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации" (в части досрочного прекращения полномочий уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации), внесенный Верховным Советом Республики Хакасия (далее - законопроект).
1. Законопроект разработан в целях обеспечения законодательного урегулирования вопросов, связанных с досрочным прекращением полномочий уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации.
2. Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 27 декабря 2018 года N 501-ФЗ "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 501-ФЗ), устанавливающими, что в случае смерти, признания судом недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим, объявленным умершим уполномоченного по правам ребенка субъекте Российской Федерации (и других случаях) решение о досрочном прекращении его полномочий принимается без согласования с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.
3. Комитет изучив законопроект отмечает следующее.
Комитетом был направлен запрос Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка для предоставления мнения на данный законопроект.
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка А.Ю. Кузнецова в своем отзыве на законопроект от 07.05.2019 г. отмечает, что не находит необходимости внесения предлагаемых изменений в пункт 6 статьи 13 Федерального закона N 501-ФЗ "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации". При этом, как отмечает Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, действующий пункт 6 статьи 13 Федерального закона N 501-ФЗ устанавливает, что досрочное прекращение полномочий уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
По мнению Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка основания для досрочного прекращения полномочий в достаточной степени регулируются в действующих законах субъектов Российской Федерации, в том числе Республики Хакасия, однако имеют свою специфику, присущую конкретному региону.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству поддерживает концепцию данного законопроекта (Отзыв от 10.06.2019 г. N 3.1-07/2099).
Верховный Суд Российской Федерации в своем отзыве на законопроект полагает, что внесение предлагаемых законопроектом изменений не диктуется необходимостью (письмо от 14 июня 2019 г. N 4-ВС-3904/19).
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (Комитет-соисполнитель) не считает возможным поддержать указанный законопроект в представленной редакции. Как отмечается в заключении от 24 июня 2019 года N 103/4 Комитета-соисполнителя предлагаемые изменения не вполне согласуется с логикой правового регулирования статуса уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации в Федеральном законе от 27 декабря 2018 года N 501-ФЗ "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации". Статус данного должностного лица описан в законе в самых общих чертах: не регламентируется ни требования к кандидату на должность и ограничения лица, замещающего должность уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, ни правовое положение, ни порядок назначения - все должно определяться законами субъектов Российской Федерации. Не устанавливаются и основания досрочного прекращения полномочий. По мнению Комитета-соисполнителя, в этих условиях предлагаемое законопроектом правовое регулирование отдельных оснований прекращения полномочий представляется нелогичным.
Кроме этого, как аргумент, Комитетом-соисполнителем приводится, что аналогичный подход реализован в Федеральном законе от 7 мая 2013 года N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации", который действует уже более 5 лет и не вызывает нареканий в этой части. Также необходимость получения согласия Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации в обозначенных в законопроекте случаях не создаст сколько-нибудь существенных проблем на практике: согласование может быть получено достаточно оперативно и беспрепятственно.
На законопроект поступил 31 отзыв от законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации (30 положительных и один отрицательный отзыв) и 44 от высших исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации (40 положительных и 5 из них с замечаниями, а также 5 отрицательных отзывов).
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона 687264-7 "О внесении изменения в статью 13 Федеральный закон "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации" (в части досрочного прекращения полномочий уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации), внесенный Верховным Советом Республики Хакасия.
Председатель Комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.