Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 706816-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации" (в части порядка формирования общественных палат субъектов Российской Федерации) внесен Самарской Губернской Думой
(утв. решением Комитета от 23 июля 2019 г. N 107/02)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 08 июля 2019 года (протокол N 201, пункт 74) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 706816-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации", внесенный Самарской Губернской Думой.
Проект федерального закона N 706816-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации" направлен на совершенствование порядка формирования общественных палат субъектов Российской Федерации.
Изменениями, вносимыми в статью 8 Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 183-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 183-ФЗ), правом на выдвижение кандидатов в члены Общественной палаты субъекта Российской Федерации предлагается наделить в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
В действующей редакции части 3 статьи 8 Федерального закона N 183-ФЗ правом на выдвижение кандидатов в члены Общественной палаты субъекта Российской Федерации (далее - Общественная палата) обладают некоммерческие организации.
В соответствии с частями 7 и 8 статьи 8 Федерального закона N 183-ФЗ одна треть состава Общественной палаты утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации структурных подразделений общероссийских и межрегиональных общественных объединений; еще одна треть состава Общественной палаты утверждается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации некоммерческих организаций, в том числе региональных общественных объединений.
При этом члены Общественной палаты, утвержденные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), и члены Общественной палаты, утвержденные законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, определяют состав остальной одной трети членов Общественной палаты из числа кандидатур, представленных местными общественными объединениями, зарегистрированными на территории субъекта Российской Федерации (часть 9 статьи 8 Федерального закона N 183-ФЗ).
Законопроектом эта норма дополняется положением, согласно которому данная одна треть в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, определяется из числа кандидатур, представленных общественными палатами (советами) муниципальных образований. Однако в этом случае кандидатуры от местных общественных объединений не смогут войти в состав Общественной палаты, что не соответствует целям ее создания.
Комитет отмечает, что предложенная формулировка изменений, вносимых в статью 8 Федерального закона N 183-ФЗ, не позволяет однозначно определить, будут ли общественные палаты (советы) муниципальных образований субъекта Российской Федерации участвовать в формировании Общественной палаты наряду с некоммерческими организациями или вместо них. Представляется, что такое участие возможно только наряду с некоммерческими организациями, и в таком случае оно оправдано. Иное означало бы нарушение концепции Федерального закона N 183-ФЗ, несоответствие статусу Общественной палаты с учетом необходимости обеспечения ею прав и законных интересов некоммерческих организаций в их взаимодействии с органами публичной власти.
Кроме этого следует обратить внимание на то, что из проекта не ясен порядок представления общественными палатами (советами) муниципальных образований субъекта Российской Федерации кандидатов в члены Общественной палаты: общественные палаты (советы) муниципальных образований должны представлять кандидатуры из своего состава или это иные лица.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления не считает возможным поддержать законопроект и рекомендует Государственной Думе его отклонить при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.