Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 750699-7 "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (в части оптимизации нотариальной деятельности, повышения востребованности нотариальной защиты прав граждан и юридических лиц в условиях развития цифрового общества),
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Представленный законопроект согласно пояснительной записке разработан в целях реализации программы "Цифровая экономика". Законопроектом предлагаются изменения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы), которыми вводится ряд важных новелл в части совершения нотариальных действий в электронной форме.
Во-первых, законопроектом устанавливается перечень нотариальных действий, которые могут быть совершены в электронной форме, т.е. удаленно, без личной явки обратившегося лица к нотариусу, и порядок их совершения.
К ним отнесены: свидетельствование верности перевода, выполненного нотариусом (ст. 81 Основ), передача электронных документов физическим и юридическим лицам (ст. 86 Основ), принятие в депозит безналичных денежных средств (ст. 87 Основ), депонирование безналичных денежных средств (ст. 88.1 Основ), совершение исполнительной надписи для взыскания задолженности в бесспорном порядке (ст. 89 Основ), обеспечение доказательств в виде осмотра информации в сети "Интернет" (ст. 103 Основ), выдача выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества (ст. 103.7 Основ).
При удаленном совершении нотариального действия заявитель направляет нотариусу через единую информационную систему нотариата (в т.ч. с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг) удостоверенное усиленной квалифицированной электронной подписью заявление о совершении нотариального действия с приложением документов в электронной форме или скан-образов документов. Нотариус проверяет электронную подпись в соответствии с Федеральным законом "Об электронной подписи" и изготавливает нотариальный документ в электронной форме не позднее чем через пять рабочих дней после оплаты нотариального действия. По просьбе заявителя нотариальный документ выдается на бумажном носителе. Предусмотрено ведение специального реестра нотариальных действий, совершенных удаленно. Порядок направления заявления, совершения оплаты и взаимодействия заявителя и нотариуса устанавливается Минюстом России совместно с ФНП по согласованию с Минкомсвязи России.
Во-вторых, законопроектом предлагается установить возможность совершения через электронную систему нотариата дистанционной сделки (без совместного присутствия сторон) с участием нескольких нотариусов, действующих в интересах каждой стороны (проектируемая статья 53.1 Основ). Следует отметить, что согласно ст. 160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами. Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа (в том числе электронного), подписанного сторонами (ст. 434 ГК РФ).
Достоверность волеизъявлений в указанном случае устанавливается и гарантируется каждым нотариусом. Проект сделки создается нотариусами с использованием электронной системы нотариата. Участник сделки в присутствии каждого нотариуса подписывает экземпляр сделки в электронной форме простой электронной подписью. Электронный экземпляр сделки подписывается квалифицированными электронными подписями нотариусов. Стороны также подписывают экземпляр сделки на бумажном носителе. Неизменность текста электронного документа обеспечивается средствами единой информационной системы нотариата.
В-третьих, предусматривается право нотариуса при отсутствии документа, удостоверяющего личность, или при наличии сомнений в личности гражданина, предъявившего документ, удостоверяющий личность, устанавливать его личность посредством единой биометрической системы (изменения ст. 42 Основ). Порядок установления личности гражданина будет определен Минюстом России совместно с ФНП по согласованию с Минкомсвязи России.
Кроме того, законопроектом устанавливается, что Федеральной нотариальной палатой будет обеспечиваться возможность представления по запросу в круглосуточном режиме сведений об открытии наследственного дела с использованием сети Интернет; предоставляется возможность проверки посредством ЕИС нотариата информации о нотариальном документе с использованием размещенной на нем машиночитаемой маркировки (с указанием даты и вида нотариального действия, ФИО нотариуса и заявителя (его представителя); устанавливаются правила исправления нотариусом выявленных технических ошибок, не изменяющих правовое содержание нотариально оформленного документа и не влияющих на права третьих лиц (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка).
Концепция законопроекта направлена на облегчение доступа к нотариальным услугам и поддерживается. Вместе с тем, положения законопроекта нуждаются в дополнительной проработке. Кроме того, концепция законопроекта потребует внесения корреспондирующих изменений в другие законодательные акты.
1. Дополнительного обсуждения требует порядок идентификации лиц при совершении нотариальных действий удаленно. Более четкой регламентации требуют особенности технологии совершения дистанционных сделок в единой информационной системе нотариата (в том числе в части соотнесения юридической силы электронного документа и документа на бумажном носителе), механизмы защиты содержащихся в указанной информационной системе сведений.
2. В дополнительной проработке нуждаются правила совершения удаленно (в электронной форме) исполнительной надписи нотариуса во избежание незаконных действий по списанию денежных средств. Обсуждения требует расширение случаев, в которых взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи (в частности, к ним предложено отнести задолженность по договорам об оказании услуг связи). Предлагаемые новеллы в части бесспорного взыскания по договорам поручительства нужно соотнести с п. 2 ст. 434 ГК, согласно которому поручитель вправе не исполнять свое обязательство, пока кредитор имеет возможность получить удовлетворение своего требования путем его зачета против требования должника.
3. Принимая во внимание направленность законопроекта на предоставление "электронных" нотариальных услуг представляется целесообразным дополнить ст. 97 Основ возможностью приема нотариусом на хранение документов не только в бумажном виде, но и электронных документов.
4. Положения законопроекта об идентификации на основании биометрических данных потребуют согласования с законодательством о персональных данных. Так, ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" предусмотрен перечень лиц, которые могут обрабатывать персональные данные без согласия субъекта персональных данных. Нотариусы в указанный перечень не включены.
5. Проектируемые нормы необходимо согласовать с действующими положениями Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в части порядка совершения сделок с недвижимостью с участием нотариуса, в том числе порядка подписания сделки электронной подписью правообладателя.
6. Законопроектом предусмотрено, что "установление личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия удаленно, осуществляется с учётом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов" (ст. 42 Основ в редакции законопроекта). Неясно, что понимается под термином "с учетом". Корреляция законопроектных норм с положениями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов требует обсуждения.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 750699-7 "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате".
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.