Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 750699-7 "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предусматривается возможность совершения определенных нотариальных действий удаленно, удостоверения сделок двумя и более нотариусами, а также проверка информации о нотариальном документе посредством единой информационной системы нотариата с использованием машиночитаемой маркировки, размещенной на нотариальном документе, представление сведений об открытии наследственного дела с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Замечаний по концепции проекта федерального закона не имеется, но отдельные его положения нуждаются в уточнении.
Так, в законопроекте предлагается внести изменение в часть четвертую статьи 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы о нотариате), согласно которому справки о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договора дарения направляются "нотариусом через единую информационную систему нотариата" в налоговый орган в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, "не позднее чем через пять дней со дня соответствующего нотариального удостоверения". Вместе с тем из пункта 6 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что нотариусы обязаны сообщать о выдаче вышеуказанных документов не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
В проектируемой части пятой статьи 34.4 Основ о нотариате следует уточнить, кем и в какой форме направляется запрос в Федеральную нотариальную палату о представлении сведений об открытии наследственного дела с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Из проектируемой статьи 34.6 Основ о нотариате не ясно, какие именно информационные системы имеются в виду в рамках обеспечения взаимодействия с ними единой информационной системы нотариата, в том числе с учетом машиночитаемой маркировки, и как согласовываются действия операторов таких систем.
Проектируемые части пятая и шестая статьи 42 Основ о нотариате, предусматривающие возможность установления нотариусом личности обратившихся за совершением нотариального действия граждан посредством единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку биометрических персональных данных, не включены в перечень исключений из общего правила о том, что "установление личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица, обратившихся за совершением нотариального действия, должно производиться на основании паспорта или других документов..." (см. часть вторую указанной статьи).
Также обращаем внимание на нормы статьи 14.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", регулирующей вопросы применения информационных технологий в целях идентификации граждан Российской Федерации. Так, из содержания частей 15 и 18 указанной статьи следует, что обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и определение степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации осуществляют государственные органы, банки и иные организации, указанные в абзаце первом части 1 данной статьи, оператор единой биометрической системы. Нотариусы в данном перечне отдельно не указаны. При этом идентификация гражданина Российской Федерации с применением информационных технологий осуществляется без его личного присутствия в случаях, установленных федеральными законами, путем предоставления соответствующих сведений государственным органам и организациям.
Согласно предлагаемой редакции статьи 43 Основ о нотариате при удостоверении сделок нотариус осуществляет проверку гражданской дееспособности граждан "в пределах своей компетенции". Учитывая, что объем полномочий всех нотариусов одинаков (часть 3 статьи 2 Основ) правовой смысл данного уточнения не ясен. Необходимо пояснить и порядок проверки "действительного волеизъявления заявителя", поскольку Основы о нотариате такую процедуру не предусматривают.
В приведенном положении проекта используется некорректное словосочетание "гражданская дееспособность граждан". Гражданский кодекса Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации содержат понятие "дееспособность гражданина".
Из проектируемой статьи 44.3 Основ о нотариате, регулирующей совершение нотариальных действий удаленно, неясно, что именно понимается под "информацией, подтверждающей оплату нотариального действия", и в каком порядке нотариус возвращает суммы платежа в случае отказа в совершении нотариального действия. Следует также уточнить перечень субъектов, которым направляется нотариальный документ или соответствующее постановление (например, не указан представитель юридического лица, обратившийся за совершением нотариального действия). Аналогичное замечание относится к проектируемой части седьмой статьи 34.3 Основ о нотариате.
Новая часть вторая статьи 45.1 Основ о нотариате предусматривает перечень нотариальных документов на бумажном носителе, которые должны иметь машиночитаемую маркировку. В связи с этим требуется пояснить, на основании чего предлагаемый перечень ограничен именно указанными в данной проектируемой норме документами и не включает, например, доверенность.
Согласно части пятой проектируемой статьи 53.1 Основ о нотариате "участник сделки в присутствии нотариуса подписывает экземпляр сделки в электронной форме простой электронной подписью... и экземпляр сделки на бумажном носителе". Следует уточнить цель оформления сделки на бумажном носителе, а также место его хранения, принимая во внимание, что согласно части шестой указанной проектируемой статьи "договор, удостоверенный двумя и более нотариусами в порядке, предусмотренном настоящей статьей, считается договором, заключенным в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами" (возможно, имеется в виду требование части второй статьи 44.1 Основ о нотариате, согласно которому нотариусы при совершении нотариального действия оставляют в делах нотариальной конторы один экземпляр нотариально удостоверенных договоров). Кроме того, возникает вопрос о выдаче нотариально удостоверенных договоров в количестве экземпляров, соответствующем числу участников договора.
Согласно части первой статьи 81 Основ о нотариате нотариус свидетельствует верность перевода с одного языка на другой, если нотариус владеет соответствующими языками. Законопроектом предлагается дополнить указанную норму положением, предусматривающим возможность обращения за свидетельствованием верности перевода удаленно, в результате чего "изготовленный нотариусом перевод в электронной форме направляется лицу, обратившемуся за совершением нотариального действия удаленно". Учитывая, что согласно части второй статьи 81 Основ о нотариате, если нотариус не владеет соответствующими языками, перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус, предлагаемая норма будет применима только в случае совершения перевода нотариусом.
В новой части статьи 86 Основ о нотариате необходима ссылка на требования, установленные проектируемой статьей 44.3, как это сделано в иных положениях законопроекта (см., например, проектируемые изменения в статьи 87, 89 Основ о нотариате).
Отмечаем также, что поскольку в статье 42 Основ о нотариате предлагается часть седьмую считать частью девятой, потребуется внесение изменения в часть вторую данной статьи, в которой содержится ссылка на часть седьмую.
Законопроект нуждается в редакционной доработке. Так, формулировку проектируемой статьи 5.1 Основ о нотариате "лицо, временно исполняющее обязанности нотариуса" следует соотнести с используемой в том числе в статье 20 Основ о нотариате формулировкой "лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса"; формулировку проектируемой части шестой статьи 41 Основ о нотариате "постановление об отложении нотариального действия" следует соотнести с используемой в части третьей данной статьи формулировкой "постановление об отложении совершения нотариального действия"; в проектируемых частях пятой и шестой статьи 42 Основ о нотариате вместо формулировки "законодательство об информации, информационных технологиях и о защите информации" следует использовать формулировку "законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации"; формулировку проектируемого пункта 2.2 статьи 90 Основ о нотариате "при наличии ... условия взыскания в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса" следует соотнести с нормами пунктов 2 и 2.1 указанной статьи, в которых речь идет о "наличии ... условия о возможности взыскания задолженности по исполнительной надписи нотариуса".
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.