Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 724209-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О внесении изменения в статью 169 Семейного кодекса Российской Федерации"
(в части права женщин и мужчин, проживающих в районах Крайнего Севера и (или) в приравненных к ним местностях, достигших возраста, необходимого для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года, на получение алиментов),
внесенный членами Совета Федерации А.Д. Даллакяном, А.И. Отке, А.И. Широковым, а также И.К. Чернышенко в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 8 июля 2019 года (протокол N 201, пункт 66) Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 724209-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О внесении изменения в статью 169 Семейного кодекса Российской Федерации", внесенный членами Совета Федерации А.Д. Даллакяном, А.И. Отке, А.И. Широковым, а также И.К. Чернышенко в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации.
Федеральным законом от 18 марта 2019 года N 35-ФЗ "О внесении изменения в статью 169 Семейного кодекса Российской Федераций" (далее - Федеральный закон от 18 марта 2019 года N 35-ФЗ) право нетрудоспособных совершеннолетних лиц, нуждающихся в помощи, а также право нуждающегося в помощи бывшего супруга, достигшего пенсионного возраста (статьи 85, 87, 89, 90, 93 - 97 Семейного кодекса Российской Федерации, на алименты было распространено в том числе на лиц, достигших возраста 55 лет (для женщин), 60 лет (для мужчин).
Законопроектом предлагается внести изменение в Федеральный закон от 18 марта 2019 года N 35-ФЗ распространив указанное право также на женщин и мужчин, проживающих в районах Крайнего Севера и (или) в приравненных к ним местностях, достигших возраста, необходимого для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года.
Иными словами, указанное право предлагается распространить на лиц, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В связи с этим, Комитет отмечает следующее:
1. Одним из оснований в качестве возникновения у совершеннолетнего лица права на получение алиментов является нетрудоспособность такого лица.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 56 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов" указано, что под нетрудоспособными совершеннолетними лицами, имеющими право на алименты, следует понимать лиц, признанных в установленном порядке инвалидами I, II или III группы, а также лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста.
В пункте 46 названного постановления содержится разъяснение о том, что "разрешая иск нуждающегося бывшего супруга, достигшего пенсионного возраста, о взыскании алиментов с бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, на основании абзаца пятого пункта 1 статьи 90 СК РФ, под указанным в данной норме пенсионным возрастом следует понимать достижение истцом общеустановленного пенсионного возраста".
Общеустановленный пенсионный возраст (для мужчин 60, для женщин 55 лет) в связи с проведением реформы пенсионного законодательства и принятием Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" изменен - для мужчин 65, для женщин 60 лет.
В этой связи, целью Федерального закона от 18 марта 2019 года N 35-ФЗ было сохранение права на алименты за теми лицами, которые в связи с изменением пенсионного законодательства позже приобретают право на получение пенсии, однако в силу возраста могут нуждаться в дополнительной поддержке со стороны близких родственников.
Иными словами, Федеральный закон от 18 марта 2019 года N 35-ФЗ не затрагивал правовое регулирование алиментных обязательств в отношении лиц, которым пенсия назначается досрочно.
2. При этом, в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, мужчинам, достигшим возраста 50 лет, женщинам, достигшим возраста 45 лет, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.
Указанные выше возраста досрочного выхода на пенсию являются существенно более низкими (на 15 лет) по сравнению с предпенсионным возрастом.
3. Кроме того, согласно пенсионному законодательству право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют не только граждане, проживающие и работавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но и иные категории граждан.
Таким образом, предлагаемое фрагментарное правовое регулирование приведет к неравенству прав в алиментных правоотношениях между различными трудовыми группами граждан, что может иметь негативные социальные последствия.
4. Также обращаем внимание, что юридико-технически изменения требуется вносить не в законодательный акт, которым ранее вносились изменения в Семейный кодекс Российской Федерации, а непосредственно в основной законодательный акт - Кодекс.
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока (соисполнитель) предлагает не поддерживать законопроект.
По законопроекту имеется отзыв Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, согласно которому Комитет поддерживает концепцию законопроекта с учетом устранения высказанных замечаний до первого чтения.
Необходимо отметить, что к проекту высказаны существенные замечания Верховным Судом Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживают.
На основании изложенного Комитет по вопросам семьи, женщин и детей не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 724209-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О внесении изменения в статью 169 Семейного кодекса Российской Федерации", внесенного членами Совета Федерации А.Д. Даллакяном, А.И. Отке, А.И. Широковым, а также И.К. Чернышенко в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации, и рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект в первом чтении.
Председатель комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.