Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N N 715029-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам контроля за эффективностью и качеством осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий"
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 715029-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам контроля за эффективностью и качеством осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий", внесенный Правительством Российской Федерации, разработан во исполнение статьи 3 Федерального закона от 5 февраля 2018 года N 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 12-ФЗ). В соответствии с данной нормой федеральные законы, предусматривающие передачу отдельных полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) (в редакции Федерального закона N 12-ФЗ) до 1 июня 2019 года.
Федеральным законом N 12-ФЗ были скорректированы основания и порядок изъятия у отдельных субъектов Российской Федерации федеральных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Помимо неисполнения или ненадлежащего исполнения переданных полномочий, законом были закреплены такие новые основания изъятия переданных полномочий, как:
осуществление этих полномочий федеральными органами исполнительной власти на территории соответствующих субъектов Российской Федерации необходимо для реализации мероприятий по обеспечению обороны страны и безопасности государства; такие полномочия не могут осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи со стихийным бедствием, катастрофой или иной чрезвычайной ситуацией; осуществление этих полномочий федеральными органами исполнительной власти необходимо для реализации международных или общенациональных мероприятий и обеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; на территории субъекта Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) осуществляются аналогичные по содержанию полномочия и изъятие переданных полномочий позволит обеспечить сокращение расходов федерального бюджета и бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации на финансирование осуществления таких полномочий.
Было закреплено, что для изъятия полномочий по указанным основаниям необходимо представление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в соответствующей сфере деятельности. Изъятие полномочий в связи со стихийным бедствием, катастрофой или иной чрезвычайной ситуацией либо в связи с проведением международных или общенациональных мероприятий осуществляется также на основании обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Изъятие переданных полномочий в связи с осуществлением федеральными органами власти аналогичных полномочий осуществляется на основании совместного обращения руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти и высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Изъятие переданных полномочий осуществляется актом Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации в зависимости от того, кто из них осуществляет руководство деятельностью федерального органа исполнительной власти, в сфере деятельности которого находятся соответствующие переданные полномочия.
Также было предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование по сферам переданных полномочий, утверждают порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в соответствии с правилами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Соответственно, законопроектом вносятся изменения в положения 28 ранее принятых федеральных законов в сфере передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральных полномочий в целях приведения их в соответствие с изменившимся порядком контроля за их реализацией и изъятия.
Одновременно, поскольку установленный Федеральным законом N 12-ФЗ срок приведения иных федеральных законов в соответствие с ним истек 1 июня 2019 года, законопроектом он продляется до 1 января 2020 года.
Кроме того, законопроектом исключается согласование федеральными органами исполнительной власти структуры органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия.
На законопроект поступили положительные заключения Правового управления Государственной Думы, комитетов-соисполнителей - Комитета Государственной Думы по культуре, Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, а также Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и Счетной Палаты Российской Федерации. В ряде заключений высказаны замечания, которые предлагается учесть при доработке законопроекта ко второму чтению.
В частности, рядом норм законопроекта предусматривается осуществление федеральными органами исполнительной власти контроля за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере переданных полномочий, в том числе право направлять обязательные для исполнения предписания об отмене соответствующих нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации или о внесении в них изменений. Однако частью 7 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ такой вид контроля и такое право не предусмотрено. То же самое касается предусматриваемого рядом норм законопроекта права направления обязательных для исполнения предписаний о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На законопроект также поступило 78 отзывов из 55 субъектов Российской Федерации, 76 положительных и 2 отрицательных. При этом мнения законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации совпали в 21 случае и в соответствии со статьей 26.4 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" 21 субъект Российской Федерации высказались за принятие закона, против принятия закона не высказался ни один субъект Российской Федерации. Мнение 64 субъектов Российской Федерации не выражено.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 715029-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам контроля за эффективностью и качеством осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий", внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.