Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 729921-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",
внесенный Законодательным Собранием Вологодской области, депутатом Государственной Думы А.В. Канаевым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 1 статьи 27.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) для организации взаимодействия органов местного самоуправления и жителей сельского населенного пункта при решении вопросов местного значения в сельском населенном пункте, расположенном в поселении, городском округе или на межселенной территории, может назначаться староста сельского населенного пункта. Проектом федерального закона предлагается установить, что староста может назначаться для нескольких сельских населенных пунктов.
Введение такой формы участия населения в осуществлении местного самоуправления как назначение старосты имело целью обеспечить более тесное взаимодействие органов местного самоуправления именно с населением каждого сельского населенного пункта, что особенно актуально для сельских населенных пунктов, расположенных на межселенной территории. Законопроект не соответствует данной цели.
Согласно части 2 статьи 27.1 Федерального закона староста сельского населенного пункта назначается представительным органом муниципального образования, в состав которого входит данный сельский населенный пункт, по представлению схода граждан сельского населенного пункта из числа лиц, проживающих на его территории и обладающих активным избирательным правом. Проектной редакцией вместо представления схода граждан предусматривается представление собрания граждан, при этом устанавливается возможность назначения старосты из числа лиц, обладающих зарегистрированными правами на недвижимое имущество, находящееся в границах сельского населенного пункта.
Согласно части 2 статьи 25.1 Федерального закона сход граждан правомочен при участии в нем более половины обладающих избирательным правом жителей населенного пункта, его решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан. В соответствии со статьей 29 Федерального порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются Федеральным законом, уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления. Таким образом, Федеральный закон не регламентирует проведение собрания граждан так конкретно, как это осуществлено в отношении схода граждан, поэтому предлагаемая замена схода граждан собранием снижает уровень юридических требований к решению вопроса о выдвижении кандидата в старосты.
Следует также иметь в виду, что статья 27.1 Федерального закона содержится в главе 5, которая регламентирует формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления. При этом речь идет именно о гражданах, проживающих на территории муниципального образования, в частности, установлено, что в выборах органов местного самоуправления, в местном референдуме, в голосовании по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосовании по изменению границ муниципального образования, преобразованию муниципального образования участвуют граждане, проживающие в муниципальном образовании, под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства.
В иных статьях Федерального закона также не предусматривается возможность участия в осуществлении местного самоуправления лицами, которые имеют право на недвижимое имущество, расположенное на территории муниципального образования, но не проживают в нем. Таким образом, законопроект не соответствует Федеральному закону.
Исполняющий обязанности |
А.А. Дубровский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.