Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 727822-7 "О внесении изменений в статью 113 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (в части изменения порядка расчета задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 Семейного кодекса Российской Федерации),
внесенный Государственным Советом Республики Татарстан
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 8 июля 2019 года (протокол N 201, пункт 65) Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 727822-7 "О внесении изменений в статью 113 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (в части изменения порядка расчета задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 Семейного кодекса Российской Федерации), внесенный Государственным Советом Республики Татарстан.
Законопроект направлен на изменение существующего порядка расчета задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей.
В настоящее время согласно положениям статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) в случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в период, в течение которого взыскание алиментов не производилось, не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
Законопроектом предлагается установить, что в случае, если в период, в течение которого взыскание алиментов не производилось, лицо, обязанное уплачивать алименты, не работало или если не представило документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам будет определяться исходя из размера средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации.
При этом, если средняя заработная плата в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства получателя алиментов выше средней заработной платы в субъекте Российской Федерации по месту жительства плательщика алиментов и выше средней заработной платы в Российской Федерации, то задолженность по алиментам указанной категории лиц должна будет определяться исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации.
Комитет отмечает, что предлагаемые законопроектом изменения не могут быть поддержаны, поскольку не соответствуют интересам несовершеннолетних детей и целям, изложенным в пояснительной записке.
Так, положения законопроекта, в случае его принятия, повлекут:
- снижение уровня материальной обеспеченности детей, проживающих в регионах с уровнем средней заработной платы ниже среднероссийского;
- снижение алиментных выплат от плательщиков алиментов, проживающих в субъектах Российской Федерации с высоким уровнем социально-экономического развития.
В этой связи, необходимо отметить, что в соответствии со статьей 80 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, а в случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.
Кроме того, следует отметить, что действующим в настоящее время пунктом 4 статьи 113 СК РФ предусматривается возможность изменения размера задолженности, если это нарушает интересы одной из сторон.
Например, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд, который может определить задолженность в твердой денежной сумме исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Иными словами, плательщики алиментов уже имеют возможность снижения размера выплат или задолженности по алиментам в судебном порядке при наличии уважительных причин и обстоятельств.
В части внесения соответствующих изменений в статью 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве", необходимо отметить, что действующая норма, обязывающая судебного пристава-исполнителя определять размер задолженности по алиментам исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент ее взыскания в том случае, если должник не работал, в полной мере соотносится с такими задачами и целями исполнительного производства, как правильное и своевременное исполнение судебных актов, защита нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан.
Кроме того, при несогласии с определенным судебным приставом-исполнителем размером задолженности по алиментам, любая из сторон также может обратиться в суд с иском об определении размера задолженности.
На основании изложенного Комитет по вопросам семьи, женщин и детей не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 727822-7 "О внесении изменений в статью 113 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве", внесенного Государственным Советом Республики Татарстан, и рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект в первом чтении.
Председатель комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.