Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 709715-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах"
внесен депутатом Государственной Думы А.Н. Шериным
Досье на проект федерального закона
Законопроектом вносятся изменения в статьи 14, 16, 21 и 23.2 Федерального закона "О ветеранах", предусматривающие обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов боевых действий, ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий (далее - ветераны боевых действий) независимо от даты постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения (вставших на учет до 1 января 2005 года и после указанной даты), а также предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения не позднее 5 лет с момента подачи заявления на данную выплату, а лицам, вставшим на учет до принятия данного закона, предоставление указанной выплаты в приоритетном порядке.
В настоящее время за счет средств федерального бюджета жильем обеспечиваются нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны боевых действия, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставлениям единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Полномочия по обеспечению жильем данных категорий граждан Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на их реализацию предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций, объем которых определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (Минстроем России).
Форма предоставления социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, вставших на учет до 1 января 2005 года, определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (единовременная денежная выплата, по договору социального найма, по договору долевого строительства и иная форма).
Необходимо отметить, что действовавшая до 1 января 2005 года система социальной защиты нуждающихся в улучшении жилищных условий указанных категорий граждан, предусматривала первоочередное бесплатное предоставление им жилых помещений, что означало наличие приоритетного права перед гражданами, состоящими в общей очереди лиц, нуждающихся в жилых помещениях.
Льгота в виде первоочередного бесплатного предоставления жилого помещения нуждающимся в улучшении жилищных условий ветеранам, включая ветеранам боевых действий, Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ исключена, обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета были приняты в отношении категорий граждан, которые по состоянию на 1 января 2005 года были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и уже состояли на учете, но не были обеспечены жилым помещением до указанной даты.
Ветераны боевых действий, которые по состоянию на 1 января 2005 года не были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и не состояли на соответствующем учете (не могли также считаться приобретшими права на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения), жилым помещением обеспечиваются в соответствии с жилищным законодательством (на общих основания и, как и ранее за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации согласно статье 10 Федерального закона "О ветеранах" в редакции Федерального закона от 18 ноября 1998 года N 172-ФЗ).
Следует отметить, что до настоящего времени не выполнены взятые государством обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов боевых действий, вставших на учет до 1 января 2005 года - по состоянию на 1 июля 2019 года численность не обеспеченных жилым помещением составляет 15789 человек.
Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годы предусмотрен по 2 млрд. рублей ежегодно. При этом комитет обращает внимание, что общая потребность на 2019 год составляла 13,4 млрд. рублей (из расчета численности нуждающихся 19223 человека), на 2020 год -11,4 млрд. рублей (из расчета численности нуждающихся 16372 человека) и на 2021 год - 9,5 млрд. рублей (из расчета численности нуждающихся 13523 человека).
Правительство Российской Федерации в заключении на законопроект отмечает, что при среднем размере единовременной денежной выплаты 0,739 млн. рублей в 2019 году и при сохранении текущего объема бюджетных ассигнований федерального бюджета, для обеспечения жильем всех оставшихся ветеранов боевых действий, вставших на учет до 1 января 2005 года, потребуется около шести лет (т.е. завершить взятые обязательства по обеспечению жильем указанных категорий граждан планируется не ранее 2025 года и период ожидания обеспечения жильем в целом составит более 20 лет).
Согласно финансово-экономического обоснования к законопроекту на его реализацию потребуется дополнительные бюджетные ассигнования федерального бюджета в размере 46,54 млрд. рублей (из расчета 66661 человека: 18159 человек, вставших на учет до 1 января 2005 года и 48502 человека, вставших на учет после 1 января 2005 года).
При этом в нарушение положений статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации законопроект не содержит норм, определяющих источники финансового обеспечения дополнительных расходов федерального бюджета, возникающих в связи с его принятием.
Необходимо учитывать также, что обеспечение граждан жилым помещением происходит в порядке очередности по дате постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Не выполнив обязательств по обеспечению жильем инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, вставших на учет до 1 января 2005 года, период ожидания обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем гражданами, относящимися к данным категориям, которые встали на учет после 1 января 2005 года, может быть непредсказуемым по длительности.
Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается.
Комитеты Совета Федерации по социальной политике, по обороне и безопасности, а также по бюджету и финансовым рынкам законопроект не поддерживают.
Счетная палата Российской Федерации законопроект не поддерживает.
На проект федерального закона поступило 60 отзывов от законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти 45 субъектов Российской Федерации: за принятие законопроекта - 6 субъектов Российской Федерации, против его принятия - 2, мнение 37 субъектов Российской Федерации не выражено (мнения разделились или отзыв одного из органов государственной власти субъекта РФ отсутствует).
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 709715-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" при рассмотрении в первом чтении.
Утверждено Решением комитета от 18 сентября 2019 года N 120.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.