Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 759791-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О материальной ответственности военнослужащих",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предусматривается внесение комплексных изменений в Федеральный закон от 12 июля 1999 года N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" (далее - Федеральный закон), включающих уточнение предмета регулирования и понятийного аппарата данного Федерального закона, установление оснований приостановления и возобновления течения срока привлечения военнослужащих к материальной ответственности, изменение порядка уменьшения размера денежных средств, подлежащих взысканию возмещения причинённого ущерба, а также уточнение порядка производства денежных удержаний.
Законопроектом предлагается распространить действие Федерального закона на "граждан, уволенных с военной службы, граждан, убывших с военных сборов ввиду их окончания, граждан, исключенных из мобилизационного людского резерва, за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу воинской части", не относящихся к военнослужащим, при этом в отдельных положениях законопроекта, имеющих общий характер и касающихся как военнослужащих, так и указанных граждан, (см. например, проектную редакцию пункта 4 статьи 3 Федерального закона) указываются только военнослужащие.
Проектная редакция статьи 1 Федерального закона, предусматривающая распространение Федерального закона на граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве, требует дополнения статьи 57.7 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" положением о материальной ответственности резервистов.
Законопроектом (подпункт "г" пункта 5) предусматривается, что полная материальная ответственность военнослужащих наступает в том случае, если "ущерб причинен в результате совершения военнослужащим административного правонарушения, если таковое установлено соответствующим государственным органом". Предлагаемая формулировка представляется некорректной. В соответствии со статьей 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, несут административную ответственность только за административные правонарушения, перечисленные в части 2 данной статьи, во всех остальных случаях за совершение административного правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность, предполагающую соответствующее разбирательство и издание приказа командиром (начальником) о привлечении к дисциплинарной ответственности, при этом командир (начальник) не может рассматриваться в качестве государственного органа.
С учетом содержания проектного абзаца седьмого статьи 5 Федерального закона, которым дополняется перечень случаев полной материальной ответственности военнослужащих, в проектной редакции абзаца четвертого статьи 5 Федерального закона следует вести речь об иных умышленных действиях (бездействии), не являющихся преступлением или административным правонарушением.
Положения статьи 2 проекта являются излишними, поскольку по общему правилу согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.