Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 642309-7 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" в части установления права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный проект федерального закона, внесенный депутатом Государственной Думы А.Н. Шериным и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить статью 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) новой частью 1.2, в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости по достижении возраста 60 и 55 лет (для мужчин и женщин соответственно) будет предоставлено лицам, относящимся к ветеранам боевых действий, перечисленным в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 1 статьи 3 (в редакции проекта федерального закона в пункте 1, пунктах 3-4 статьи 3) Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", уволившимся с военной службы, в том числе в запас (отставку) по истечении срока военной службы по призыву или истечении срока контракта, принимавшим личное участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территории СССР, территории РФ и территориях других государств.
Таким образом, право на установление страховых пенсий по старости на пять лет ранее нового общеустановленного пенсионного возраста будут иметь следующие категории граждан из числа лиц, уволившихся с военной службы, в том числе в запас (отставку) по истечении срока военной службы по призыву или истечении срока контракта:
- военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;
- военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;
- военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий.
Следует отметить, что с 2002 года после перехода на страховые принципы формирования пенсионных прав в страховом пенсионном законодательстве практически не вводились новые категории лиц, имеющие право на досрочное пенсионное обеспечение, а только сохранялись ранее установленные льготы по назначению досрочных страховых пенсий по старости отдельным категориям граждан. Более того, в целях страхового обеспечения досрочного выхода на страховую пенсию по старости застрахованных лиц, работающих в тяжелых и вредных условиях труда, были введены дополнительные тарифы страховых взносов.
При этом как в ранее действовавшей системе государственных трудовых пенсий, так и в современной страховой пенсионной системе, право на досрочное установление пенсии по старости не связывалось с наличием особого правового статуса, а по общему правилу являлось следствием длительного осуществления определенной профессиональной деятельности, наличия социальных мотивов или состояния здоровья застрахованного лица. Вместе с тем, одно из важнейших условий приобретения указанного права - это необходимость иметь страховой (ранее общий трудовой) стаж определенной продолжительности, а в отдельных случаях стаж на соответствующих видах работ.
С 1 января 2019 года в качестве одной из мер по смягчению поэтапного увеличения пенсионного возраста была введена льгота по установлению страховой пенсии по старости на 24 месяца ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста для мужчин, имеющих страховой стаж не менее 42 лет, и женщин, имеющих страховой стаж не менее 37 лет. При этом условия предоставления указанной льготы также связаны с наличием длительного страхового стажа и значительным вкладом застрахованного лица в солидарную пенсионную систему Российской Федерации.
Что касается предложенного правового регулирования, то ветераны боевых действий не могут быть отнесены ни к одной из категорий лиц, имеющих право на досрочное назначение страховых пенсий по старости, предусмотренных Федеральным законом N 400-ФЗ. Кроме того, предоставление таких преференций без установления требований к страховому стажу представляется необоснованным.
В пояснительной записке к законопроекту необходимость дифференцированного пенсионного обеспечения проходивших военную службу по призыву или по контракту ветеранов боевых действий, обосновывается наличием боевых и государственных наград, заслуг перед Отечеством и особым правовым статусом указанной категории граждан.
Вместе с тем, полагаем, что предоставление льготы по снижению нормативного пенсионного возраста для назначения страховой пенсии по старости гражданам в силу их особого статуса и заслуг перед государством противоречило бы принципам распределительной страховой пенсионной системы.
В то же время необходимо отметить, что правовые гарантии социальной защиты граждан, имеющих статус ветеранов, в том числе ветеранов боевых действий, в целях учета их заслуг по защите Отечества и за безупречную службу устанавливаются Федеральным законом "О ветеранах".
Так, в соответствии с положениями указанного Федерального закона данной категории лиц предоставляется ежемесячная денежная выплата и иные меры социальной поддержки, в том числе предусмотренные нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы содержатся замечания, в том числе о необходимости существенной юридико-технической доработки законопроекта и определения источника финансирования предусмотренных им расходов.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает законопроект и отмечает, что предлагаемые изменения могут привести к созданию неравных условий возникновения права на страховую пенсию по старости для граждан, осуществлявших трудовую деятельность в одних и тех же условиях, в зависимости от их отнесения к определенной категории.
Счетная палата Российской Федерации также не поддерживает законопроект и в своем заключении высказывает замечания по приведенным в финансово-экономическом обосновании расчетам, а также о необходимости согласовать законопроект с пунктом 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, так как реализация его положений приведет к увеличению расходов Пенсионного фонда Российской Федерации, возмещаемых за счет средств федерального бюджета.
Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект, в том числе на основании того, что предлагаемое расширение категорий граждан, имеющих право на назначение страховой пенсии по старости ранее общеустановленного пенсионного возраста ввиду их особого статуса, создаст прецедент для других категорий граждан, имеющих аналогичный статус.
По итогам рассмотрения законопроекта Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.