Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям от 23 сентября 2019 г. N 174
О проекте федерального закона N 674874-7 "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части ограничениям процентной ставки по целевому кредиту) внесен депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, О.Н. Епифановой, М.В. Емельяновым и другими
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям в качестве комитета-соисполнителя рассмотрел проект федерального закона N 674874-7 "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается определить понятие и порядок расчета ставки целевого кредита, привлекаемого застройщиком в уполномоченном банке для финансирования жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Ставку такого целевого кредита, исчисляемую в процентах годовых, предлагается ограничить величиной ключевой ставки Банка России, действовавшей на дату заключения кредитного договора, увеличенной на один процентный пункт. Кроме того, допускается возможность включения в указанную ставку расходов уполномоченного банка, связанных с принятием обязательств по договору о выдаче целевого кредита в размере до одного процента от общей суммы целевого кредита.
Согласно пояснительной записке, вносимые законодательные изменения направлены на повышение доступности кредитных средств для застройщиков в целях нивелирования последствий перехода с 1 июля 2019 года на проектное финансирование их деятельности. По мнению разработчиков законопроекта, установление ограничений для уполномоченных банков в виде предельного размера ставки целевого кредита будет способствовать установлению баланса интересов всех субъектов правоотношений и повышению доступности банковского кредита, позволит избежать существенного удорожания жилья и сокращения темпов его строительства.
Комитет поддерживает необходимость совершенствования правовых механизмов, направленных на поддержку и развитие жилищного строительства. Вместе с тем Комитет отмечает важность тщательной проработки выдвигаемых законодательных инициатив, с тем чтобы они обеспечивали эффективное решение рассматриваемых проблем, не вступали в конфликт с действующими нормами гражданского законодательства и в равной мере отвечали интересам всех участников правоотношений.
По мнению Комитета, ограничение ставки целевого кредита относится к нерыночным методам регулирования, эффект от применения которого может оказаться противоположным ожидаемому. Стремясь избежать бесприбыльных операций, уполномоченные банки с учетом принципа свободы договора будут уклоняться от кредитования застройщиков по нерыночным ставкам, что существенно затруднит привлечение ими банковского финансирования. При этом застройщики не смогут заместить банковский кредит иными видами заемного финансирования в связи с тем, что целевой заем, предоставляемый всеми учредителями застройщика, не может составлять более двадцати процентов от планируемой стоимости строительства.
В результате из-за возникновения дополнительных трудностей в привлечении банковских кредитов возрастут риски неисполнения обязательств застройщиков перед гражданами-участниками долевого строительства, что не согласуется с поручениями Президента Российской Федерации по снижению рисков участия граждан в долевом строительстве.
Следует также учитывать, что, законодатель, устанавливая предельный размер ставки целевого займа, предоставляемого застройщику его учредителями, равный ключевой ставке Банка России, увеличенной на два процентных пункта, исходил из необходимости ограничить возможности для бесконтрольного вывода средств застройщиком через аффилированных с ним лиц. В этой связи предложение об установлении предельного размера ставки целевого кредита по аналогии со ставкой целевого займа представляется некорректным.
Комитет полагает, что более обоснованным способом повышения доступности проектного финансирования для застройщиков является разработка и принятие мер, направленных на укрепление их финансовой устойчивости, учитываемой банками при расчете стоимости кредита.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям не поддерживает представленный законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.