Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 699015-7 "О внесении изменения в пункт 6 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в части предоставления субъектам Российской Федерации права на сокращение сроков заключения договоров найма специализированных жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам),
внесенный Народным Хуралом Республики Бурятия
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 699015-7 "О внесении изменения в пункт 6 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", внесенный Народным Хуралом Республики Бурятия.
1. Проектом предлагается установить, что по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, не ранее чем через 2 (два) года с момента заключения договора найма специализированного жилого помещения срок действия договора найма может быть сокращен по заявлению лица, при наличии следующих обстоятельств:
1) достижение возраста 25 лет лицом, имеющим двух и более несовершеннолетних детей, проживающих совместно с ним;
2) наличие у лица документально подтвержденного постоянного дохода от трудовой или предпринимательской деятельности, иного дохода от источников, не запрещенных в Российской Федерации, не менее чем за 12 месяцев, предшествующих дате обращения;
3) лицо не состоит на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере и не привлекалось к уголовной ответственности в период действия договора найма специализированного жилого помещения;
4) отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицу содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
По мнению авторов проекта, совокупность указанных признаков будет свидетельствовать о высокой степени социализации лица, которому предоставлено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
2. При рассмотрении проекта, следует напомнить, что в настоящий момент в соответствии с пунктом 6 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого детям-сиротам, составляет пять лет.
В этой связи, необходимо повторно обратить внимание авторов на причины, побудившие законодателя ввести в 2013 году для указанной категории граждан специальный правовой механизм пользования жилыми помещениями из состава государственного или муниципального жилищного фонда.
Действительно, в отдельных случаях лица из данной категории граждан достигают высокой степени социализации. Однако, к сожалению, такие лица являются скорее исключением из общего правила, так как значительная часть указанных граждан имеет затруднения с адекватной оценкой складывающихся жизненных обстоятельств и умением преодолевать их. Именно, исходя из этого, законодателем и был установлен специальный порядок обеспечения жильем указанной категории граждан, направленный на исключение случаев криминального воздействия на данных лиц с целью завладения жилыми помещениями.
При этом, основным принципом (и назначением) создания этого жилищного фонда было наличие специального ограничения - 5 летнего (с возможностью продления срока найма еще на 5 лет, а при наличии "хронической" трудной жизненной ситуации - неоднократно) запрета на исключение такого жилого помещения из специализированного жилищного фонда и перевода в жилищный фонд социального найма, который в свою очередь и допускает приватизацию.
В связи с этим, по нашему мнению, предлагаемая законопроектом совокупность обстоятельств для снижения срока найма не обеспечивает достижение заявленной цели и может повлечь увеличение случаев злоупотреблений со стороны недобросовестных лиц, ради предотвращения которых и были введены действующие ограничения.
Полагаем, что возможное сокращение срока специализированного найма должно иметь исключительный характер и гарантировать детям-сиротам сохранение (или улучшение) имеющегося уровня жилищного обеспечения.
3. Согласно тексту проекта, правом на сокращение срока специализированного найма будут обладать дети-сироты:
1) достигшие возраста 25 лет и имеющие двух и более несовершеннолетних детей, проживающих совместно с ним;
2) имеющие постоянный доход;
3) не состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере и не привлекавшиеся к уголовной ответственности;
4) не находящиеся в трудной жизненной ситуации.
По нашему мнению, соответствие указанным признакам, позволяет сделать вывод только о том, что ребенок-сирота является добросовестным гражданином и нанимателем, но не свидетельствует о том, что он имеет желание и возможность улучшить свои жилищные условия.
Вместе с тем, согласно материалам к проекту, целью проекта является именно улучшение жилищных условий детей-сирот. Полагаем, что предлагаемая авторами совокупность обстоятельств для сокращения пятилетнего срока найма специализированного жилого помещения не обеспечивает достижение указанной цели.
4. Следует также отметить, что совокупность указанных признаков не гарантирует отсутствие практики необоснованного массового сокращения сроков специализированного найма и передачи жилья, лицам, не имеющим ресурсов для улучшения жилищных условий и высокой социализации, что не соответствует заявленным целям проекта.
Например, в пояснительных материалах целью проекта заявлено использование материнского капитала, однако, из содержания текста проекта это не следует.
5. Таким образом, полагаем, что, не смотря на то, что идея сокращения срока специализированного найма для взрослых, социализированных и имеющих возможности для улучшения жилищных условий граждан в целом заслуживает внимания, в представленном виде законопроект не может быть поддержан.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей не поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.