Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
на проект федерального закона N 674582-7 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О противодействии коррупции"
(в части уточнения понятия "конфликт интересов" и перечня лиц, обязанных принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов)
внесен Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия
Досье на проект федерального закона
Комитет по безопасности и противодействию коррупции рассмотрел представленный законопроект и отмечает следующее.
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в части 1 и 3 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), исключив из определения термина "конфликт интересов" указание на ситуации, которые могут повлиять на надлежащее исполнение должностных обязанностей, а также дополнить перечень лиц, обязанных принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности.
Согласно пункта 5 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 г. N 460, ее целью является "искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российской обществе".
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Таким образом, действующее понятие конфликта интересов соответствует целям и задачам антикоррупционного законодательства, а именно предупреждения (профилактики) такого конфликта. В случае принятия законопроекта будет утрачена профилактическая составляющая данного правового понятия.
Кроме этого, данная проектируемая норма не согласуется с действующим в федеральном законодательстве общим подходом к правовому регулированию вопроса конфликта интересов, при котором предусматривается в том числе и возможность его возникновения. Так, например, частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлена обязанность для государственного гражданского служащего сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов. Частью 2 статьи 17 указанного Федерального закона установлено, что в случае, если владение государственным гражданским служащим ценными бумагами приводит или может привести к конфликту интересов, он обязан передать их в доверительное управление. Аналогичные нормы установлены для муниципальных служащих, а также для иных категорий государственных служащих.
Предлагаемое законопроектом дополнение части 3 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ, включающее в перечень лиц, которые обязаны принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, представляется избыточным, поскольку указанные лица подпадают под предусмотренную пунктом 4 части 3 данной статьи категорию иных лиц, а также в отношении указанных лиц частью 4.1 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ уже установлена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Правительство Российской Федерации и Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (соисполнитель) законопроект не поддерживают.
Правовым управлением Аппарата Государственного Думы по законодательной инициативе высказаны существенные замечания.
Учитывая изложенное, Комитет по безопасности и противодействию коррупции не поддерживает указанный законопроект и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Утверждено на заседании Комитета 10 октября 2019 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.