Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам национальностей
на проект федерального закона N 785133-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" в части установления порядка учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по делам национальностей (далее - Комитет) в соответствии с решением Совета Государственной Думы от 16 сентября 2019 года (протокол N 214, п. 68), рассмотрел проект федерального закона N 785133-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" в части установления порядка учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам", внесенный Правительством Российской Федерации.
Проект федерального закона разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям от 20 июля 2017 года (N Пр-1710 от 28 августа 2017 год а, подпункт "б" пункта 1) и реализации "Плана мероприятий по реализации в 2016 - 2025 годах Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2016 N 1792-р.
Указанный проект федерального закона направлен на создание системы учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации (далее - малочисленные народы). В этих целях предлагается внести изменения в Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ), дополнив его новой статьей 7.1. В указанной статье определяются: орган власти, осуществляющий учет лиц, относящихся к малочисленным народам, сведения, подлежащие учету, порядок учета, полномочие федерального органа власти по формированию списка лиц, относящихся к малочисленным народам (далее - список).
В части 1 проектируемой статьи 7.1 Федерального закона N 82-ФЗ указано, органы государственной власти, органы местного самоуправления и государственные внебюджетные фонды используют сведения, содержащиеся в списке, для обеспечения реализации социальных и экономических прав лиц, относящихся к малочисленным народам, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и не вправе требовать представления лицами, относящимися к малочисленным народам, документов, содержащих сведения об их национальности. Законопроектом предусмотрено, что порядок ведения списка, предоставления содержащихся в нем сведений органам государственной власти, органам местного самоуправления и государственным внебюджетным фондам, а также осуществляемого в связи с ведением списка взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления с уполномоченным органом будет устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Комитет отмечает, что инициатива создания системы учета малочисленных народов актуальна и заслуживает всесторонней поддержки, поскольку призвана обеспечить дополнительные гарантии реализации этнокультурных, социальных, экономических и иных прав малочисленных народов, и направлена на сохранение традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.
Вместе с тем в проекте федерального закона есть ряд положений, которые заслуживают дополнительного внимания.
Ограничение круга лиц, которым могут быть предоставлены сведения из списка, только органами государственной власти и государственными внебюджетными фондами не достаточно обоснованно, поскольку существует практика оказания социальной и иной поддержки малочисленным народам со стороны благотворительных фондов и иных лиц и предоставление им информации из списка могло бы способствовать такой поддержке. В этой связи необходимо дополнить законопроект положением о том, что Правительством Российской Федерации могут определятся иные лица, которым может предоставляться информация из списка.
Пунктом 3 проектируемой статьи 7.1 Федерального закона N 82-ФЗ определен перечень сведений, подлежащих учету. В их числе: сведения о месте жительства; фамилия, имя, отчество (при наличии); дата и место рождения; данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии); страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии); наименование малочисленного народа; сведения о ведении традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, в том числе о работе в организациях, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность малочисленных народов и создаваемых в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. При этом в качестве сведений о месте жительства указывается адрес, по которому лицо зарегистрировано по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке и не учитывается возможность регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания.
Также считаем необходимым уточнить проектируемый подпункт 8 пункта 3 статьи 7.1 Федерального закона N 82-ФЗ и изложить его в следующей редакции: "8) сведения о ведении или не ведении традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности (с указанием видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 2 части 2 статьи 5 настоящего Федерального закона), в том числе о работе в организациях, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность малочисленных народов и создаваемых в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;".
Необходимо отметить, что создание системы учета лиц, относящихся к малочисленным народам, в целом призвано стать упрощенным механизмом подтверждения соответствия лица признакам, предусмотренным статьей 3 Федерального закона N 82-ФЗ в целях обеспечения реализации предоставленных ему социальных, экономических и иных прав. В связи с тем, что в соответствии со статьей 26 Конституции Российской Федерации, никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности, учет лиц из числа малочисленных народов осуществляется на добровольной основе и не является обязательным.
Вместе с тем, Комитет считает важным обратить внимание на то, что отсутствие в списке сведений о лицах, относящихся к малочисленным народам, равно как и их отказ от учета не должно служить основанием для умаления их прав.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по делам национальностей поддерживает проект федерального закона N 785133-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" в части установления порядка учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
И.И. Гильмутдинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.