Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 757423-7 "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей",
внесенному депутатами Государственной Думы С.А. Жигаревым, В.В. Гутеневым, О.А. Николаевым и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В законопроекте предлагается Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" дополнить положением о необходимости при продаже отдельных видов технически сложных товаров, включающих в себя программы для электронных вычислительных машин, обеспечивать установку на таких товарах российских программ для электронных вычислительных машин. Перечень отдельных видов технически сложных товаров, на которые распространяется данное требование, и перечень российских программ для электронных вычислительных машин, которые должны быть установлены на такие товары, определяются Правительством Российской Федерации. Представляется целесообразным проработать вопрос об установлении критериев, руководствуясь которыми Правительство Российской Федерации принимает решение о включении той или иной российской программы для электронных вычислительных машин в указанный перечень.
Исходя из содержания понятия "российские программы для электронных вычислительных машин", данного в статье 12.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", можно сделать вывод, что положения проекта по существу обязывают производителей отдельных видов технически сложных товаров устанавливать на эти товары определенное программное обеспечение, создателями которого и обладателями исключительного права на которое являются российские лица. В связи с этим отмечаем, что в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" обязательный характер имеют те требования к продукции, которые включены в технические регламенты (пункт 3 статьи 7, абзац третий пункта 1 статьи 19, пункт 1 статьи 23).
При дальнейшей работе над законопроектом следует обратить внимание на положения Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) о формировании общего (единого) рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза, в частности, на положения пункта 32 Протокола о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (Приложение N 16 к Договору о Евразийском экономическом союзе), регулирующего отношения государств-членов, а также лиц, учрежденных ими, связанные с закупкой или использованием товаров или услуг.
Поскольку из проекта федерального закона следует, что реализация иностранными производителями технически сложных товаров возможна при условии установления на такие товары российского программного обеспечения, то в этом случае потребуется приобретение указанными производителями у российских создателей программного обеспечения на основании лицензионных договоров соответствующих прав использования программного обеспечения. В свою очередь, отказ иностранных производителей технически сложных товаров использовать в них российское программное обеспечение скажется на наличии данных товаров на российском потребительском рынке.
В связи с тем, что технически сложные товары реализуются на территории Российской Федерации различным категориям покупателей, может возникнуть вопрос о внесении соответствующих изменений не только в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.