Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками от 15 октября 2019 г. N 108/1
на проект федерального закона N 768008-7 "О ратификации Соглашения о взаимодействии государств - участников СНГ по обеспечению готовности на случай ядерной аварии или возникновения радиационной аварийной ситуации и взаимопомощи при ликвидации их последствий"
(вносится Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Соглашение о взаимодействии государств - участников СНГ по обеспечению готовности на случай ядерной аварии или возникновения радиационной аварийной ситуации и взаимопомощи при ликвидации их последствий (далее - Соглашение) было подписано 2 ноября 2018 года в городе Астане.
Настоящее Соглашение подписано семью государствами-участниками СНГ (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия с оговоркой, Россия, Таджикистан, Узбекистан).
Актуальность документа определяется необходимостью совершенствования нормативно-правовой базы в области взаимодействия кризисных центров государств - участников СНГ при анализе и оценке обстановки и принятии оперативных решений.
Вопросы реагирования на чрезвычайные ситуации, возникающие при использовании атомной энергии в мирных целях, регулируются специальным законодательством на национальном уровне. Тем не менее, как рекомендовано МАГАТЭ и показывает международный опыт, целесообразно принятие дополнительных регулирующих документов, в том числе многосторонних, на случай возникновения ядерных аварий и радиационных аварийных ситуаций.
Соглашение дополнит национальные нормативные правовые акты по обеспечению безопасности объектов использования атомной энергии. Оно предусматривает определение в каждой из участвующих сторон уполномоченного (компетентного) органа, что повысит оперативность и слаженность взаимодействия, которые являются критически важными в чрезвычайных ситуациях.
Предполагается разработать специальные унифицированные формы оповещения и согласовать содержание передаваемой информации с учетом того, что одним из важнейших критериев обеспечения эффективных действий в случае ядерной аварии является скорость передачи информации и ответной реакции.
Соглашение упростит процедуры трансграничного перемещения специалистов, специальной техники и оборудования при возникновении кризисных ситуаций, что позволит снизить время реакции на любые возможные инциденты, связанные с использованием атомной энергии в мирных целях.
Предполагается, что группы по оказанию помощи, направляемые на территорию государства, запрашивающего помощь, будут финансироваться за счет средств, предусмотренных в национальном бюджете государства, предоставляющего помощь, если иное не будет согласовано сторонами дополнительно. Применительно к Российской Федерации, расходы на обеспечение деятельности аварийно-спасательных формирований (на базе АО "АТЦ Росатома") финансируются за счет средств специального резервного фонда Госкорпорации "Росатом".
Соглашение содержит иные правила, чем предусмотренные законом, в связи с этим Соглашение подлежит ратификации на основании статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
Соглашение заключается на неопределенный срок и вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием, которым является Исполнительный комитет СНГ, третьего уведомления о выполнении Сторонами всех необходимых внутригосударственных процедур (статья 16). Для Сторон, выполнивших внутригосударственные процедуры позднее, либо для присоединившегося к Соглашению государства - участника СНГ международный договор вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием соответствующего документа.
На сегодняшний день только Белорусская и Узбекистанская Стороны уведомили депозитарий о завершении внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний по законопроекту не имеет, при этом отмечает, что в преамбуле ратифицируемого Соглашения неточно указано наименование Конвенции о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации от 26 сентября 1986 года (пропущено слово "аварии").
Комитет Государственной Думы по энергетике, который является соисполнителем по настоящему законопроекту, поддерживают его ратификацию.
Проект федерального закона о ратификации Соглашения соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных Договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета, и не повлечет признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов и нормативно правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Исходя из вышеизложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать Соглашение о взаимодействии государств - участников СНГ по обеспечению готовности на случай ядерной аварии или возникновения радиационной аварийной ситуации и взаимопомощи при ликвидации их последствий
Председатель Комитета |
Л.И. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.