Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 709181-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части оказания помощи лицам, находящимся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, утратившим способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке",
внесенный членами Совета Федерации В.В. Рязанским, И.Н. Каграманяном, А.Г. Варфоломеевым, Т.А. Кусайко, В.В. Литюшкиным, а также депутатами Государственной Думы А.Е. Хинштейном, Н.В. Говориным, З.З. Байгускаровым и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается отнести к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации решение вопросов организации и осуществления мероприятий по оказанию помощи лицам, находящимся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, утратившим способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, включая создание и организацию деятельности специализированных учреждений для оказания помощи указанным лицам. При этом органам местного самоуправления предоставляется право на реализацию мероприятий по оказанию помощи лицам, находящимся в общественных местах в состоянии опьянения, утратившим способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке.
В этой связи возникает вопрос относительно того, кто будет доставлять указанных лиц в специализированные учреждения, поскольку в соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ) полиция для выполнения возложенных на нее обязанностей вправе доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации.
Согласно законопроекту (пункт 2 статьи 3) Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" дополняется положением, в соответствии с которым медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается не только в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, но и лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке. В рассматриваемом положении законопроекта не учитывается пункт 2 части 10 статьи 20 указанного Федерального закона, согласно которому решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя принимается в отношении указанных лиц - судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации (например, в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, действует Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании").
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.