Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Государственной Думы
Томской области
от 29 апреля 2004 г. N 1164
Стратегия сокращения бедности
на территории Томской области
Стратегия сокращения бедности (именуемая далее - Стратегия) определяет цель, задачи и приоритетные направления сокращения уровня бедности на территории Томской области.
I. Характеристика проблемы
Экономика Томской области, начиная с 1999 года, характеризуется позитивными изменениями. Основные макроэкономические показатели 2002 года в сопоставимой оценке с 1998 годом возросли на одну треть. При этом уровень бедности на территории области практически не изменился. Около четверти населения региона (22,8%) живет за чертой бедности. Устойчивое повышение уровня и качества жизни населения и борьба с бедностью - главная цель реализации Программы социально-экономического развития Томской области до 2005 года, утвержденной Государственной Думой Томской области.
Бедность - это явление, присущее всем без исключения обществам. Оно характеризует негативное состояние социума, его групп и отдельных граждан, отсутствие возможностей и условий развития человеческого потенциала - стратегического ресурса социально-экономического развития общества. Единых методологических подходов к определению понятия "бедность" не существует.
Методика Государственного комитета Российской Федерации по статистике основана на абсолютном подходе к определению уровня бедности, который строится на соотношении денежных доходов населения и величины прожиточного минимума. Данный подход не позволяет оценить все факторы, влияющие на уровень и структуру бедности.
Для оценки масштабов и учета местных особенностей проведена комплексная оценка бедности в муниципальных образованиях Томской области.
С целью определения категорий населения, имеющих наивысший риск переступить черту бедности, доминирующих групп населения среди бедных, очагов географической концентрации бедности, степени охвата нуждающегося населения социальными программами и услугами проведено обследование 4 тысяч домохозяйств во всех муниципальных образованиях области. Результаты обследования позволили комплексно изучить проблему бедности и оценить благосостояние граждан не только по уровню денежных доходов, но и с учетом жилищных условий, наличия движимого и недвижимого имущества, товаров длительного пользования, доступности получения социальных услуг (например, образовательных, медицинских и др.) (приложение 1).
Интегральная оценка уровня бедности позволяет распределить муниципальные образования области по 4 группам в зависимости от рейтинговых значений показателей бедности (таблица 1).
Таблица 1
Распределение муниципальных образований в соответствии
с интегральной оценкой уровня бедности
Благополучные города и районы |
Относительно благополучные районы |
Относительно неблагополучные- районы |
Неблагополучныерай- оны |
г. Кедровый г. Северск г. Стрежевой г. Томск |
Томский Тегульдетский Первомайский Каргасокский Александровский |
Кожевниковский Шегарский Кривошеинский Парабельский Молчановский |
Зырянский Бакчарский Чаинский Колпашевский Асиновский Верхнекетский |
Уровень депривационной бедности определен на основе показателей, характеризующих невозможность удовлетворения основных потребностей граждан. Из общего списка лишений на территории Томской области преобладают 3 показателя (таблица 2):
- недостаток денежных доходов;
- низкое качество жилья;
- ограниченный доступ к медицинским услугам.
Таблица 2
Группировка неблагополучных районов по основным
факторам, обусловливающим уровень бедности
по лишениям (депривация)
Недостаток денежныхдоходов |
Низкое качество жилья | Ограниченный доступ медицинских услуг |
Бакчарский Кривошеинский |
Верхнекетский Тегульдетский |
Асиновский Молчановский |
Оценка территориальной составляющей бедности проведена в соответствии с методикой географического анализа, известной в мировой практике, на основе:
- системы муниципальных индикаторов, включающей 160 показателей, полученных из информационных баз государственной статистики, областных и муниципальных органов исполнительной власти;
- расчета системы индексов уровня экономического развития, демографического состояния, доходов населения, бюджетной нагрузки, состояния рынка труда, отраслей ЖКХ, здравоохранения, образования, криминогенной обстановки, удаленности от областного центра;
- методики расчета сводных индексов развития и привлекательности проживания муниципальном образовании.
Конечным результатом территориальной оценки бедности являются сводные индексы уровня развития и привлекательности территории (таблицы 3, 4).
Таблица 3
Группировка муниципальных образований по сводному
индексу развития территорий
Благополучные города и районы |
Относительно благополучные районы |
Относительно неблагополучные- районы |
Неблагополучные- районы |
г. Томск г. Стрежевой г. Кедровый |
Александровский- Томский Каргасокский Кожевниковский |
Асиновский Бакчарский Верхнекетский Парабельский Шегарский |
Зырянский Колпашевский Кривошеинский Молчановский Первомайский Тегульдетский Чаинский |
Таблица 4
Группировка муниципальных образований по индексу
привлекательности территорий
Благополучные города и районы |
Относительно благополучные города и районы |
Относительно неблагополучные районы |
Неблагополучные районы |
г. Томск | Асиновский Томский г. Стрежевой г. Кедровый Кожевниковский |
Зырянский Колпашевский Кривошеинский Молчановский Парабельский Шегарский |
Александровский Бакчарский Верхнекетский Каргасокский Первомайский Тегульдетский Чаинский |
В результате комплексной оценки бедности разработана и апробирована методика комбинированного анализа благосостояния на региональном уровне с включением приемов социальной картографии. Методика позволяет проанализировать пространственное размещение ресурсов и общественных благ, наиболее значимых для повышения благосостояния и преодоления бедности (приложение 2). На основе методики будет осуществляться мониторинг сглаживания неравномерности социально-экономического развития территорий.
По результатам социологического обследования сформирован портрет бедности на территории Томской области (график 1). В группе населения с доходами, не превышающими прожиточный минимум (22,8% от общей численности населения области), около половины граждан живут в условиях нищеты, то есть их доходы не превышают 70% величины прожиточного минимума. Это порождает расслоение общества не только по уровню жизни, но и по ценностным ориентациям, стилю жизни, нормам поведения. Разрушается социальный консенсус базовых ценностей и принципов жизни. Поэтому в настоящее время усилия должны быть сконцентрированы на содействии сокращению бедности.
II. Цель, задачи и приоритеты стратегии
Целью Стратегии является совершенствование региональной социальной политики, направленной на повышение благосостояния населения области и сокращение уровня бедности.
Данная цель предполагает решение следующих задач в рамках реализации программы социально-экономического развития Томской области до 2005 года:
- сдерживание и предупреждение дальнейшего расширения масштабов бедности за счет снижения влияния территориально-географического и экономических факторов, обуславливающих бедность;
- повышение эффективности социальной защиты населения и снижение влияния социальных факторов, обуславливающих бедность;
- создание условий для формирования "среднего класса" как гаранта стабильности общества, основного производителя, инвестора и потребителя;
- переход от стратегии "выживания" к стратегии развития.
Исходя из поставленных задач, приоритетными направлениями Стратегии являются сокращение социальной и экономической бедности.
Экономическая бедность обусловлена безработицей и низким уровнем заработной платы. Она затрагивает наиболее активные группы населения, являющиеся основой успешного развития общества (доля этой категории населения от общей численности бедного населения области составляет 60,5%). Резкое снижение их уровня жизни подрывает общественное воспроизводство и вызывает социальную напряженность.
Приоритетные направления сокращения экономической бедности:
1. Развитие регионального рынка труда и содействие эффективной занятости населения.
2. Изменение политики в сфере доходов населения и оплаты труда.
3. Сглаживание неравномерности экономического развития муниципальных образований.
4. Сокращение влияния территориально-географического фактора бедности.
5. Совершенствование системы и механизмов микрокредитования как основы формирования малого предпринимательства.
Социальная бедность обусловлена наличием социально-уязвимых групп населения (инвалиды, престарелые, одинокие матери, многодетные семьи). Затрагивает население, не принимающее активного участия в трудовой деятельности (доля этой категории населения от общей численности бедного населения области составляет 39,5%).
Приоритетные направления сокращения социальной бедности:
1. Повышение эффективности социальной защиты и усиление адресности социальной помощи.
2. Сокращение детской бедности.
3. Выравнивание доступа населения к социальным услугам.
4. Стимулирование эффективных социальных преобразований на муниципальном уровне.
1. Приоритетные направления сокращения экономической бедности
1.1. Развитие регионального рынка труда и содействие
эффективной занятости населения
Формирование эффективного рынка труда Томской области осуществляется по следующим направлениям:
1. Реструктуризация предприятий с целью освобождения экономического пространства от бремени убыточных предприятий.
2. Реализация новых инвестиционных проектов, являющихся основой устойчивого экономического роста и эффективной занятости населения.
3. Реализация областной целевой программы "Содействие занятости населения Томской области на 2001-2005 годы", направленной на:
- развитие кадрового потенциала области в соответствии с потребностями региональной экономики;
- профилактику безработицы и организацию системы профилирования безработных граждан;
- государственное регулирование занятости населения, особо нуждающегося в социальной защите и испытывающего трудности в поиске работы.
4. Совершенствование нормативно-правовой базы в части повышения социальных гарантий гражданам, занятым в личном подсобном хозяйстве.
Включение граждан, занимающихся личным подсобным хозяйством, в число занятых позволит рассчитать трудовой стаж работы в личном подсобном хозяйстве, обеспечит оплату больничных листов, выход и начисление пенсий на общих основаниях и повысит уровень социальной защищенности данной категории граждан.
5. Ежегодная оценка баланса трудовых ресурсов, что позволит определить:
- численность трудовых ресурсов;
- уровень общей безработицы;
- миграционные процессы и движение рабочей силы на территории муниципальных образований.
Ожидаемые результаты
Реализация основных мероприятий по формированию рынка труда позволит переориентировать государственную политику в сторону активных форм занятости населения на территории области, не допустить превышения уровня регистрируемой безработицы к концу 2005 г. - 5,1%.
1.2. Политика в сфере доходов населения и оплаты труда
По данным областного комитета статистики денежные доходы населения Томской области за 2003 год составили 66,3 млрд. рублей и за год увеличились на 33,9%, а реальные денежные доходы (доходы скорректированные на индекс инфляции) увеличились на 15,6%. Среднедушевые денежные доходы (в месяц) за 2003 г. составили 5230 рублей, реальные располагаемые денежные доходы за год увеличились на 15,8%.
Основные статьи формирования денежных доходов населения - оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и социальные трансферты, на долю которых приходилось в 2002 году 75% совокупной суммы денежных доходов, в 2003 году - до 70% .
Высокие денежные доходы населения являются основой экономического роста за счет повышенного внутреннего спроса, способствуют инвестиционной активности и привлекательности региона, обеспечивают достойный уровень и качество жизни населения.
Наряду с этим, для региона характерна высокая дифференциация уровня заработной платы по отраслям экономики и муниципальным образованиям. По данным единовременного статистического обследования крупных и средних предприятий области, каждый пятый работник получает заработную плату на уровне прожиточного минимума и ниже. По итогам 2003 года наиболее низкая заработная плата сложилась в заготовительной отрасли- 1899,4 рубля, сельском хозяйстве - 2404,1 рублей, пищевой промышленности - 2035 рублей, легкой промышленности - 2753,9 рублей. Решение этой проблемы требует комплексного подхода к изменению политики оплаты труда в реальном секторе экономики и в бюджетной сфере.
Изменения в реальном секторе экономики будут проводиться по следующим направлениям:
1. Совершенствование нормативной правовой базы в части:
- снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
- легализации доходов населения.
2. Совершенствование социального партнерства, направленное на:
- расширение круга участников социального партнерства за счет включения в договорный процесс ассоциаций, объединений организаций малого бизнеса и частных предпринимателей;
- поэтапное повышение минимального размера оплаты труда до размера прожиточного минимума трудоспособного населения области с учетом особенностей отраслей экономики;
- регулирование заработной платы в рамках коллективных договоров и тарифных соглашений, устранение неоправданно высокой дифференциации в оплате труда по категориям работников и отраслям экономики.
3. Мониторинг и реализация мероприятий по ликвидации задолженности по заработной плате.
Изменения в бюджетной сфере будут проводиться через переход на отраслевую систему оплаты труда, что приведет к дифференциации размеров оплаты труда в зависимости от уровня образования, квалификации, сложности выполняемых работ, специального стажа работника и способствовать стимулированию исполнителей на качество работы и конечный результат.
Ожидаемый результат
Реализация поставленных задач приведет к стабильному росту денежных доходов населения, снижению дифференциации в доходах и созданию "среднего класса" (таблица 5).
Таблица 5
Показатели | 2003 г. | 2004 г. (прогноз) |
2005 г. (прогноз) |
Среднемесячная заработная плата, рублей: |
|||
в среднем по области | 6828 | 7800 | 9100 |
в среднем по России | 5512 | 6379 | 7390 |
Темп роста реальной заработной платы, в % к предыдущему году |
|||
по области | 109,3 | 106,7 | 107,4 |
по России | 110,4 (предвари- тельно) |
106,4 | 106,6 |
1.3. Сглаживание неравномерности экономического
развития муниципальных образований
Низкий уровень диверсификации экономики большинства муниципальных образований области, наличие монопрофильных городов (Северск, Стрежевой, Кедровый) в сочетании с особенностями транспортной инфраструктуры и наличием северных и малонаселенных территорий делают территориально-экономическое неравенство в Томской области неизбежным.
В целях сглаживания неравномерности социально-экономического развития муниципальных образований необходимо проводить:
- мониторинг уровня привлекательности муниципальных образований области с точки зрения проживания в них (на основе комплексной оценки уровня бедности);
- поэтапную разработку программ социально-экономического развития муниципальных образований области;
- обеспечить реализацию областной целевой программы "Социальное развитие села Томской области на 2004-2010 годы", которая позволит расширить рынок труда на селе за счет несельскохозяйственных форм занятости.
- финансовое оздоровление предприятий жилищно-коммунального хозяйства и создание условий для развития конкурентной среды за счет вхождения в эту отрасль субъектов малого предпринимательства.
Реализация программ социально-экономического развития муниципальных образований в комплексе с совершенствованием нормативной правовой базы позволит сгладить неравномерности социально-экономического развития муниципальных образований.
1.4. Переселение граждан из неперспективных поселков
К категории неперспективных (депрессивных) поселков на территории Томской области относятся более сорока населенных пунктов с численностью около 5 тысяч человек.
Основными критериями отнесения поселков к депрессивным являются:
- отсутствие основного производства и перспективы создания новых рабочих мест;
- отсутствие централизованного электроснабжения и транспортной схемы;
- ежегодное подтопление во время весенних паводков;
- значительное превышение расходов бюджета над доходами, полученными в реальном секторе экономики населенного пункта.
Цель областной целевой программы "Оказание адресной помощи населению, выезжающему из депрессивных населенных пунктов Томской области в 2003 году" - оказание населению государственной помощи при переселении из депрессивных населенных пунктов области в населенные пункты с более благоприятными условиями жизнедеятельности.
Основные задачи программы:
- консолидация средств федерального, областного и местных бюджетов, а также участников программы для приобретения жилья и реконструкции под жилье объектов социальной сферы;
- сокращение прямых и косвенных бюджетных расходов по обеспечению жизнедеятельности расселяемых населенных пунктов.
Ежегодные мероприятия по переселению граждан из неперспективных (депрессивных) поселков позволят снизить влияние территориального фактора, обусловливающего экономическую бедность населения.
1.5. Развитие системы и механизмов микрокредитования
Микрокредитование является одним из действенных механизмов развития малого предпринимательства. Упрощение процедуры доступа малых предприятий к коммерческим кредитам и расширение круга финансовых институтов и организаций, осуществляющих кредитование малых предприятий, способствуют росту экономического потенциала малого бизнеса и созданию новых рабочих мест при параллельной минимизации вложений капитала.
Основные мероприятия для развития малого предпринимательства:
- создание и обеспечение работы специализированных центров поддержки и развития малого предпринимательства с целью повышения уровня экономической культуры;
- поддержка небанковских институтов микрокредитования - кредитных кооперативов, областных целевых бюджетных фондов государственной поддержки личных хозяйств и малого предпринимательства, сотрудничество с международными организациями, предоставляющими микрокредиты ("ФИНКА");
- развитие ипотечного жилищного кредитования по схеме кредитования граждан через Региональное ипотечное агентство Томской области;
- обеспечение доступа в ипотечную систему жилищного кредитования малообеспеченных граждан за счет средств:
- областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002-2010 годы";
- долевого строительства (приобретения) жилья государственным служащим и работникам бюджетной сферы;
- привлечения дополнительных средств из федерального бюджета и внебюджетных фондов.
Ожидаемые результаты.
Повышение уровня жизни населения за счет развития предпринимательской активности и самозанятости, формирование "среднего класса" как основного производителя, инвестора и потребителя, расширение возможностей доступа населения к улучшению жилищных условий.
2. Социальные факторы бедности
2.1. Повышение эффективности социальной защиты и
усиление адресности социальной помощи
Повышение эффективности социальной защиты населения предполагает развитие системы социальной защиты в целом и управление социальными рисками за счет:
- институциональных преобразований;
- расширения рынка социальных услуг;
- обеспечения свободы выбора гражданам, пользующимся социальными услугами;
- комплексного характера социальной помощи.
Основными направлениями повышения эффективности системы социальной защиты населения являются:
1. Защита наиболее нуждающихся граждан путем:
- создания системы персонифицированного учета граждан, нуждающихся в социальной помощи, через единую информационную базу получателей льгот;
- предоставления адресной социальной поддержки с учетом нуждаемости;
- совершенствования процедур оценки нуждаемости;
- введения встречных обязательств получателей помощи по трудоустройству.
2. Повышение эффективности социальной помощи и социального обслуживания путем:
- внедрения рыночных механизмов и развития конкуренции в социальном обслуживании;
- перехода от субсидирования производителей услуг к финансированию потребителей услуг;
- перехода на методику финансирования по принципу "деньги следуют за потребителем";
- поэтапного внедрения системы государственного социального заказа;
- определения приоритетов государственной поддержки и обеспечения прозрачности бюджетных социальных расходов.
Ожидаемые результаты.
Совершенствование системы социальной защиты населения приведет к изменению системы финансирования. Денежные средства будут поступать в приоритетном порядке на финансирование потребностей наиболее уязвимых потребителей социальных услуг. Развитие негосударственных форм социального обслуживания позволит создать конкурентную среду и расширить свободу выбора потребителям социальных услуг.
2.2. Сокращение детской бедности
Анализ риска бедности в разрезе половозрастных групп населения свидетельствует о том, что наибольшей опасности попадания в число бедных подвергаются дети. По данным социологического обследования домохозяйств Томской области, более четверти бедного населения составляют дети. Детская бедность оказывает необратимое воздействие на будущее ребенка: его здоровье, возможность получения образования и социальный статус. Риск бедности существует для детей еще до момента рождения и зависит от того, какую медицинскую и социальную помощь получают будущие матери. В связи с этим сокращение детской бедности является приоритетным направлением сокращения социальной бедности.
Основные мероприятия по сокращению детской бедности реализуются программно-целевым методом:
2003 год - областная целевая программа "Здоровый ребенок";
2004 -2005 годы - проект программы "Дети Томской области"
Содержание Программы "Дети Томской области" основано на комплексном подходе к решению проблемы сокращения детской бедности за счет:
- развития семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека, попечительство, приемные семьи, патронатные семьи, семейные воспитательные группы;
- комплексного решения проблемы адаптации детей-инвалидов в социуме;
- обеспечения мер профилактики социального неблагополучия в семье, детской беспризорности и безнадзорности;
- профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании, формирования здорового образа жизни подростков;
- развития инновационных форм и технологий профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;
- укрепления материально-технической базы учреждений, осуществляющих работу с детьми и подростками.
Реализация программ позволит снизить влияние факторов, обуславливающих распространение социального сиротства, обеспечить действенную поддержку детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, развить систему защиты прав несовершеннолетних детей и расширить формы семейного детского воспитания, увеличить объем и повысить качество социальных услуг, предоставляемых детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
2.3. Выравнивание доступа населения к социальным услугам
(образование, здравоохранение, культура, физическая культура и
спорт, социальная защита, жилищно-коммунальные услуги)
Выравнивание доступа населения к социальным услугам планируется обеспечить за счет оптимизации социальных расходов бюджета через:
- инвентаризацию государственных полномочий всех уровней власти в социальной сфере, оценку их целесообразности, финансовой обеспеченности и экономической обоснованности на основании демографического прогноза, приоритетов бюджетной политики и реально имеющихся финансовых и материальных ресурсов;
- разграничение полномочий между уровнями бюджетной системы;
- разработку и внедрение новых форм и методов финансирования отраслей социальной сферы: перейти от финансирования сети бюджетных учреждений по смете к финансированию предоставляемых социальных услуг через государственные минимальные социальные стандарты и финансовые нормативы, рассчитанные, исходя из финансовых возможностей региона;
- внедрение механизма конкурсного распределения бюджетных средств на реализацию мероприятий социальной политики (социальный заказ);
- внедрение комплексного предоставления социальных услуг вне зависимости от ведомственной принадлежности учреждений.
Преобразования в социальной сфере направлены на повышение качества и обеспечение доступности бюджетных услуг за счет:
- изменения принципа финансирования отрасли;
- введения механизмов конкурсного отбора исполнителей;
- оптимизации сети государственных учреждений.
2.4. Стимулирование эффективных социальных
преобразований на муниципальном уровне
Основные мероприятия для проведения эффективных социальных преобразований на муниципальном уровне:
- обеспечить стимулирование муниципальных образований на проведение преобразований в социальной сфере за счет средств целевого бюджетного фонда;
- разработать мероприятия по профилактике правонарушений на территории области;
обеспечить разработку и реализацию областной целевой программы "Переселение граждан Томской области из ветхого и аварийного жилищного фонда", целью которой является обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.