Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу ГТК РФ
от 7 августа 2001 г. N 773
Инструкция
о порядке проведения инспекторских проверок таможенных органов
28 июня 2002 г.
I. Общие положения
1. Настоящая инструкция, разработанная в соответствии с Положением о Государственном таможенном комитете Российской Федерации, устанавливает единый порядок организации и проведения инспекторских проверок таможенных органов Российской Федерации.
2. В настоящей инструкции использованы следующие понятия:
- инспектирование - специальный вид деятельности ГТК России и региональных таможенных управлений (РТУ) по осуществлению контроля таможенных органов с целью обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации, а также определения эффективности их функционирования;
- инспекторская проверка - система действий комиссии ГТК России или РТУ (далее - Комиссия), направленных на выполнение следующих задач:
а) выявление нарушений законодательства Российской Федерации;
б) выявление недостатков в организации работы таможенных органов;
в) принятие мер по устранению недостатков в работе и выявленных нарушений законодательства Российской Федерации;
г) оказание методической и организационной помощи таможенным органам.
3. Основными направлениями инспектирования являются следующие виды деятельности таможенных органов:
- управленческая (в том числе осуществление работы по кадровым и социальным вопросам, а также воспитательной и профилактической работы);
- таможенное оформление и таможенный контроль (в том числе вопросы нетарифного регулирования, классификации и происхождения товаров, применения таможенных режимов, применения автоматизированных систем управления и информационного обеспечения таможенного оформления и таможенного контроля);
- экономическая (в том числе выполнение заданий по пополнению федерального бюджета, организация валютного контроля, контроля таможенной стоимости, ведение таможенной статистики);
- правоохранительная (в том числе эффективность борьбы с преступлениями и правонарушениями в таможенной сфере, организация оперативно-разыскной и инспекционной деятельности, дознания по уголовным делам и расследования по делам о НТП);
- финансово-хозяйственная (в том числе работа с товарами, обращенными в федеральную собственность, контроль за исполнением постановлений таможенных органов).
4. Проверка деятельности таможенных органов осуществляется в соответствии с примерным перечнем основных вопросов, подлежащих проверке в ходе инспекторских проверок (приложение).
5. Организация и проведение инспекторских проверок является исключительной прерогативой Главного организационно-инспекторского управления ГТК России (ГОргИУ) и организационно-инспекторских служб региональных таможенных управлений (ОргИС). Другие подразделения ГТК России проводят функциональные проверки курируемых подразделений таможенных органов по закрепленным направлениям деятельности в соответствии с порядком, установленным настоящей инструкцией.
6. При организации и проведении инспекторской проверки, оформлении и принятии мер (решений) по ее результатам председатель Комиссии и члены Комиссии руководствуются законодательством Российской Федерации, нормативными актами ГТК России и других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, а также настоящей инструкцией.
7. Права, обязанности и полномочия Комиссии, ее председателя и членов определяются настоящей инструкцией и иными нормативными актами ГТК России.
8. Продолжительность проведения инспекторской проверки (определяет председатель ГТК России (начальник РТУ) с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач проверки и особенностей проверяемого таможенного органа), как правило, не должна превышать 30 календарных дней.
Продление первоначально установленного срока проверки осуществляет председатель ГТК России (начальник РТУ) по мотивированному представлению председателя Комиссии, согласованному с начальником ГОргИУ (ОргИС).
9. При формировании сметы расходов ГТК России (РТУ) на год предусматриваются затраты, связанные с проведением инспекторских проверок.
II. Виды инспекторских проверок
10. Инспекторские проверки подразделяются на комплексные, целевые и контрольные (последующие).
11. Комплексная инспекторская проверка включает проверку всех направлений деятельности таможенного органа за определенный промежуток времени.
По решению председателя ГТК России (начальника РТУ) перечень направлений деятельности и вопросов, подлежащих проверке, может быть увеличен или сокращен.
12. Целевая инспекторская проверка включает проверку одного или нескольких направлений деятельности таможенного органа за определенный промежуток времени либо проверку конкретных фактов и обстоятельств, отмеченных в таможенном органе.
13. Контрольная (последующая) инспекторская проверка включает проверку устранения выявленных в ходе комплексной или целевой проверки недостатков, а также отдельных вопросов, не охваченных предыдущей проверкой.
14. Целевые и комплексные инспекторские проверки подразделяются на плановые и внеплановые.
15. Плановые комплексные и целевые инспекторские проверки проводятся в соответствии с ежегодным графиком инспекторских проверок ГТК России (РТУ), который готовит ГОргИУ (ОргИС) и утверждает председатель ГТК России (начальник РТУ).
Ежегодный график комплексных инспекторских проверок ГТК России формируется исходя из того, что последовательность их проведения должна обеспечивать проверку каждого регионального таможенного управления и таможни, непосредственно подчиненной ГТК России, не реже одного раза в три года, причем в течение года подлежат проверке не менее, чем два региональных таможенных управления.
Доля таможен, подлежащих инспекторской проверке Комиссией ГТК России при проведении плановой комплексной инспекторской проверки РТУ, составляет не менее:
- 30% - при наличии в подчинении РТУ 15 таможен и более;
- 40% - при наличии в подчинении РТУ до 14 таможен включительно.
Таможни, не учтенные в ежегодном графике инспекторских проверок ГТК России, проверяют комиссии РТУ в соответствии с собственными графиками инспекторских проверок, которые должны предусматривать проверку не менее 30% подчиненных таможен в течение года и 100% в течение трех лет (с учетом проверок, проводимых комиссиями ГТК России).
График плановых комплексных и целевых инспекторских проверок ГТК России включается в план работы ГТК России и доводится до сведения РТУ.
16. Внеплановые комплексные и целевые инспекторские проверки проводятся по мере необходимости по решению председателя ГТК России (начальника РТУ).
17. Инспекторские проверки по постановлениям (требованиям) надзирающих и контролирующих органов осуществляются согласно порядку, установленному настоящей инструкцией.
III. Организация и проведение проверки
18. Для проведения инспекторской проверки таможенного органа приказом ГТК России (РТУ) назначается Комиссия из числа наиболее подготовленных сотрудников структурных подразделений ГТК России (РТУ), а при необходимости и подчиненных таможенных органов.
К участию в работе Комиссии могут привлекаться в качестве специалистов представители организаций, подведомственных ГТК России.
19. Комиссию возглавляет председатель, который назначается приказом ГТК России (РТУ) и который имеет не менее одного заместителя.
Председатель Комиссии несет полную ответственность за организацию и проведение проверки.
20. Председателем Комиссии для проведения комплексной инспекторской назначается:
а) заместитель председателя ГТК России, либо начальник Главного организационно-инспекторского управления ГТК России, либо его первый заместитель - при проверке РТУ;
б) начальник отдела инспектирования деятельности таможенных органов ГОргИУ либо его заместитель (заместитель начальника РТУ - начальник ОргИС, начальник отдела инспектирования деятельности таможенных органов ОргИС) - при проверке таможни высшей категории;
в) начальник отделения отдела инспектирования деятельности таможенных органов ГОргИУ либо главный инспектор того же отдела (начальник отдела инспектирования деятельности таможенных органов ОргИС либо его заместитель) - при проверке таможни 1-й или 2-й категории;
21. Председателем Комиссии для проведения целевой инспекторской проверки РТУ назначается:
а) первый заместитель начальника ГОргИУ либо начальник отдела инспектирования деятельности таможенных органов ГОргИУ - при проверке РТУ;
б) начальник отдела либо заместитель начальника отдела ГОргИУ (начальник отдела, заместитель начальника отдела ОргИС) - при проверке таможни высшей категории;
в) начальник отделения либо главный инспектор ГОргИУ (начальник отделения, главный инспектор ОргИС) - при проверке таможни 1-й или 2-й категории.
22. Председатель Комиссии:
- участвует в подборе членов Комиссии;
- разрабатывает план проведения проверки, который должен включать ее тему, период, который должна охватить проверка, перечень таможенных органов, направлений деятельности и вопросов, подлежащих проверке (план утверждает председатель ГТК России (начальник РТУ);
- знакомит участников проверки с содержанием плана проверки;
- распределяет вопросы и участки работы между членами Комиссии, определяет задачи каждому члену Комиссии с учетом их квалификации, а также дает конкретные задания;
- проверяет наличие у каждого члена Комиссии задания на проведение проверки, утвержденного руководителем структурного подразделения ГТК России (РТУ), сотрудником которого он является;
- организовывает, координирует и контролирует работу Комиссии;
- обеспечивает в полном объеме проведение проверки и ее надлежащее качество;
- организовывает при необходимости взаимодействие с органами федеральной и местной исполнительной власти, правоохранительными и контролирующими органами;
- информирует руководство проверяемого таможенного органа о выявленных недостатках в его деятельности;
- информирует при необходимости руководство структурных подразделений ГТК России (РТУ) о работе их сотрудников в составе Комиссии;
- докладывает в установленные сроки руководству ГТК России (РТУ) о результатах проверки и вносит предложения об устранении выявленных недостатков;
- предъявляет перед началом проверки руководителю проверяемого таможенного органа приказ о проведении проверки, знакомит его с основными задачами проверки, представляет членов Комиссии, решает организационные вопросы;
- определяет необходимость и возможность применения тех или иных контрольных действий, приемов и способов получения информации, объема выборки данных из проверяемой совокупности, обеспечивающего сбор требуемых сведений и доказательств.
23. Председатель Комиссии имеет право:
- вносить в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации обязательное для исполнения представление руководителю проверяемого таможенного органа о временном отстранении от исполнения должностных обязанностей сотрудников, допустивших такие нарушения;
- давать обязательные для исполнения поручения руководителю проверяемого таможенного органа о проведении дополнительных служебных проверок по выявленным Комиссией фактам нарушений законодательства Российской Федерации (результаты служебных проверок представляются председателю Комиссии и приобщаются к материалам инспекторской проверки).
24. Составлению плана проверки и ее проведению предшествует подготовительный период, в ходе которого участники проверки обязаны изучить необходимые отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие деятельность подлежащего проверке таможенного органа.
25. Руководитель проверяемого таможенного органа обязан:
- обеспечить размещение и безопасность членов Комиссии, а также выделить для работы необходимые служебные помещения, средства связи, оргтехнику и автотранспорт;
- обеспечить членов Комиссии всеми необходимыми документами и материалами;
- информировать сотрудников таможенного органа о предстоящей проверке;
- назначить ответственных должностных лиц для работы с членами Комиссии;
- оказывать содействие членам Комиссии в проведении проверки.
26. Председатель Комиссии в случае отказа сотрудников проверяемого таможенного органа предоставить необходимые документы либо при возникновении иных ситуаций, препятствующих проведению проверки, незамедлительно информирует руководство ГОргИУ.
27. Члены Комиссии на период проведения проверки находятся в подчинении председателя Комиссии.
28. Член Комиссии в ходе проверки обязан:
- утвердить у руководителя структурного подразделения ГТК России (РТУ), сотрудником которого он является полученное задание на проведение проверки;
- выполнять поручения и распоряжения председателя Комиссии, касающиеся проведения инспекторской проверки;
- информировать председателя Комиссии о выявленных в ходе проверки недостатках и нарушениях в деятельности проверяемого таможенного органа с представлением необходимых документов;
- разъяснять требования Комиссии сотрудникам проверяемых подразделений, информировать их о выявленных нарушениях;
- проводить анализ приказов, инструкций, положений, технологических схем таможенного оформления и таможенного контроля и других документов, разработанных и утвержденных таможенным органом, документов, предъявленных для таможенного оформления и таможенного контроля, и принятых решений по ним;
- выявлять причины допущенных нарушений;
- обеспечивать сохранность документов, относящихся к проверке, а также конфиденциальность в работе с ними;
- участвовать в выработке предложений об устранении недостатков, выявленных в ходе проведения инспекторской проверки;
- оказывать организационную и методическую помощь структурным подразделениям проверяемого таможенного органа во время проведения проверки по вопросам, входящим в его компетенцию;
- готовить справки по результатам проверки и участвовать в подготовке акта инспекторской проверки;
- проверять степень устранения недостатков, выявленных в ходе проведения предыдущей проверки.
29. Председатель Комиссии и члены Комиссии имеют право:
- запрашивать у таможенных органов и структурных подразделений ГТК России (РТУ) необходимые документы, материалы и информацию;
- получать письменные объяснения от сотрудников таможенных органов по вопросам исполнения ими своих служебных обязанностей, а также от лиц, допустивших нарушения таможенного законодательства;
- вносить предложения председателю Комиссии о привлечении к дисциплинарной ответственности руководителей таможенных органов, допустивших нарушения таможенного законодательства Российской Федерации;
- доступа ко всем документам и во все помещения проверяемого таможенного органа, складов временного хранения и таможенных складов, подконтрольных проверяемому таможенному органу, а также в места проведения досмотра товаров, транспортных средств, пассажиров и багажа*;
- присутствовать при проведении процедур таможенного оформления и таможенного контроля для контроля и оценки деятельности структурных подразделений проверяемого таможенного органа;
- проводить проверку деятельности объектов околотаможенной инфраструктуры и организаций - участников внешнеэкономической деятельности.
IV. Порядок выставления оценки по итогам проверки
30. Оценка по итогам инспекторской проверки таможенного органа выставляется по двухбалльной системе ("удовлетворительно", "неудовлетворительно") с учетом оценок по каждому проверяемому направлению.
31. Итоговая оценка "удовлетворительно" по результатам комплексной инспекторской проверки непосредственно РТУ выставляется при получении оценки "удовлетворительно" по каждому основному направлению деятельности (п.3), "неудовлетворительно" - при получении оценки "неудовлетворительно" по одному из основных проверяемых направлений деятельности.
32. Итоговая оценка "удовлетворительно" по итогам комплексной инспекторской проверки РТУ в целом выставляется при оценке "удовлетворительно", полученной непосредственно РТУ и не менее 80% проверенных таможен при условии, что 20% оценок "неудовлетворительно" приходятся на таможни 2-й категории.
Итоговая оценка "неудовлетворительно" выставляется, если не выполнены условия для получения оценки "удовлетворительно".
33. Итоговая оценка по результатам комплексной проверки таможни выставляется в соответствии с порядком, установленным непосредственно для РТУ.
34. При получении таможенным органом оценки "неудовлетворительно" не ранее чем через полгода проводится контрольная (последующая) инспекторская проверка с целью проверки устранения выявленных недостатков.
V. Оформление и реализация результатов проверки
35. После окончания проверки каждый член Комиссии составляет справку, которая представляется для ознакомления руководителю проверяемого подразделения, а также заместителю начальника таможенного органа, курирующему проверяемое направление деятельности. После ознакомления на справке делается запись "Ознакомлен", которую подписывают указанные должностные лица.
При отказе указанных должностных лиц от подписи член Комиссии на последней странице справки делает запись: "От подписи отказался", подписывает ее и незамедлительно ставит в известность председателя Комиссии.
В случае несогласия с выводами, изложенными в справке, указанные лица вправе представить председателю Комиссии письменные возражения.
Подписанные справки незамедлительно передаются председателю Комиссии для подготовки акта инспекторской проверки.
36. По окончании инспекторской проверки таможенного органа в течение 3 дней составляется акт инспекторской проверки (далее - Акт), который подписывают председатель и члены Комиссии.
37. Акт составляется в двух экземплярах, нумеруется постранично и прошнуровывается вместе с описью, которую подписывает председатель Комиссии.
38. Акт проверки состоит из вводной, описательной и итоговой части.
39. Вводная часть Акта (общие положения) содержит общие сведения о проводимой проверке и проверяемом таможенном органе:
- наименование проверяемого таможенного органа;
- дату составления;
- наименование места проведения проверки (населенного пункта, на территории которого проводилась проверка);
- дату и номер приказа о проведении инспекторской проверки;
- проверяемый период;
- дату начала и окончания проверки;
- цели проверки;
- фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности, наименование таможенного органа, который они представляют;
- фамилии, имена и отчества руководителей проверяемого таможенного органа.
Если в течение проверяемого периода происходили изменения в составе руководства таможенного органа, то в Акте фиксируют данные изменения с указанием периода, в течение которого эти лица занимали соответствующие должности согласно приказам о назначении и об увольнении с занимаемой должности.
40. Описательная часть Акта, формируемая на основании справок каждого члена Комиссии, должна содержать:
- общую характеристику деятельности проверяемого таможенного органа и ее результаты;
- сравнительные статистические данные о результатах деятельности таможенного органа (при необходимости);
- положительный опыт работы таможенного органа;
- выявленные недостатки в деятельности таможенного органа.
41. При составлении описательной части Акта инспекторской проверки следует соблюдать следующие требования.
1. Объективность и обоснованность. Отражаемые в Акте факты должны быть абсолютно точными, обеспечивать возможность вывода о несоответствии совершенных действий или бездействия таможенному законодательству. В Акте не должно быть необоснованных предположений членов Комиссии.
2. Полное и комплексное отражение в Акте всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам таможенных правонарушений. Каждый установленный в ходе проверки факт таможенного правонарушения должен быть проверен полно и всесторонне. Изложение в Акте обстоятельств допущенного таможенного правонарушения должно основываться на результатах проверки всех документов, которые могут иметь отношение к указанному факту, а также на результатах проведения других необходимых действий по осуществлению таможенного контроля.
3. Четкость, лаконичность и доступность изложения. Содержащиеся в Акте формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным и по возможности доступным для лиц, не имеющих специальных познаний в области таможенного дела.
4. Системность изложения. Выявленные в процессе проверки нарушения должны быть сгруппированы в Акте по разделам в соответствии с их характером.
42. В итоговой части Акта (заключении) указывают:
- вывод Комиссии об эффективности функционирования таможенного органа;
- оценку деятельности таможенного органа по результатам проверки;
- рекомендации Комиссии по устранению выявленных недостатков и упущений.
43. К Акту прилагают:
- задание на проверку;
- документы, подтверждающие выводы Комиссии о несоответствии деятельности таможенного органа существующим нормативным актам;
- материалы ранее проведенных проверок (в случае их проведения);
- справки о проведенной проверке, составленные членами Комиссии;
- мотивированные возражения и объяснения сотрудников проверяемого таможенного органа;
- другие материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в Акте фактов таможенных правонарушений и недостатков в деятельности таможенного органа.
44. В случае целесообразности использования в тексте Акта сокращений и аббревиатур при первом употреблении соответствующее словосочетание приводится полностью с указанием в скобках его сокращения или аббревиатуры, которые можно использовать далее по тексту.
45. В Акте не допускаются подчистки, помарки и иные исправления за исключением исправлений, оговоренных и подписанных председателем Комиссии и членами Комиссии.
46. Акт является документом ограниченного распространения (для служебного пользования).
47. Председатель Комиссии и члены Комиссии подписывают два экземпляра Акта. Один экземпляр передается на хранение в ГОргИУ (ОргИС). Второй экземпляр вручают руководителю проверяемого таможенного органа для ознакомления и принятия мер по устранению выявленных недостатков, о чем на последней странице первого экземпляра Акта делают запись: "Экземпляр Акта для ознакомления получил", которую подписывает руководитель таможенного органа либо лицо, его замещающее, с указанием фамилии и инициалов, должности и специального звания, а также даты вручения Акта.
При отказе руководителя таможенного органа или лица, его замещающего, подписать акт председатель Комиссии на последней странице акта делает запись "От подписи отказался", которую подписывают председатель Комиссии и два члена Комиссии.
48. Руководитель проверяемого таможенного органа в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями Комиссии вправе в течение 10 дней со дня получения акта проверки представить в ГТК России (РТУ) письменное объяснение причин несогласия и одновременно документы, подтверждающие их обоснованность.
49. Дальнейшее обжалование действий Комиссии производится в соответствии с положениями Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации.
50. Акт инспекторской проверки, в котором зафиксированы недостатки в работе проверяемого таможенного органа, а также выявленные нарушения законодательства Российской Федерации, является документом, имеющим юридическую силу в качестве доказательства виновности лиц, их допустивших, и служит основанием для наложения на них дисциплинарного взыскания.
51. Итоги инспектирования председатель Комиссии представляет председателю ГТК России (начальнику РТУ) в письменном виде вместе с Актом.
52. По итогам проверки издается приказ ГТК России (РТУ), в котором указывают:
- положительные аспекты работы таможенного органа, которые целесообразно довести до сведения других таможенных органов;
- выявленные нарушения и недостатки в работе таможенного органа;
- оценку деятельности таможенного органа;
- принимаемые меры в отношении виновных лиц;
- предложения;
- сроки устранения недостатков.
53. Руководство проверенного таможенного органа обязано принять в установленные сроки меры по устранению выявленных Комиссией недостатков (разработка и представление в ГОргИУ (ОргИС) плана мероприятий по их устранению и предотвращению и его реализация).
54. Руководитель таможенного органа представляет доклад о принятых мерах и результатах работы по устранению выявленных недостатков в ГОргИУ (ОргИС).
55. ГОргИУ (ОргИС) систематически изучает и обобщает материалы проверок и полученные результаты доводит до сведения соответствующих таможенных органов.
56. В случае обнаружения в ходе инспекторской проверки признаков преступления и наличия оснований для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности по решению председателя ГТК России материалы проверки направляются в следственные органы согласно установленному порядку.
------------------------------
* Порядок работы с документами и сведениями, составляющими государственную тайну, определяется специальными нормативными актами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.