Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1 к Закону Томской области
"Об утверждении областной целевой программы
"Обеспечение экологической безопасности
окружающей среды и населения при обращении
с отходами производства и потребления"
Областная целевая программа
"Обеспечение экологической безопасности
окружающей среды и населения при обращении
с отходами производства и потребления"
1. Паспорт
областной целевой программы
Наименование программы |
Областная Целевая Программа "Обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения при обращении с отходами производства и потребления" |
Дата принятия решения о разработке программы |
Постановление Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 09.03.99г. N 81 "О разработке областной целевой программы "Отходы" |
Государственный заказчик |
Администрация Томской области с участием ОГУ "Областной комитет по охране окружающей среды и природопользованию", Комитетом природных ресурсов поТомской области |
Основные разработчики программы |
Рабочая группа, утвержденная Постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 09.03.99г. N 81 |
Цели и задачи программы, главные целевые показатели |
ЦЕЛЬ: Обеспечение экологической безопасности и предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую природную среду и здоровье человека, вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья в интересах устойчивого развития области. ЗАДАЧИ: 1. Совершенствование системы управления обращения с отходами производства и потребления на всех уровнях. 2. Концентрация финансовых, материально-технических и других ресурсов для решения проблемы обращения с отходами. 3. Развитие нормативной и технологической базы для реализации единой государственной политики в сфере обращения с отходами. 4. Интеграция производственного и научного потенциала для решения проблемы обращения с отходами. 5. Рациональное использование природных ресурсов за счет максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот. 6. Организация и обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, направленных на создание перспективных ресурсосберегающих и малоотходных технологий, эффективных средств и методов переработки и обезвреживания отходов. 7. Реализация пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отдельных видов отходов для последующего их тиражирования в целях решения проблемы отходов на территории области. 8. Создание, эксплуатация, содержание, объектов размещения отходов и мониторинг за их воздействием на окружающую среду. 9. Ликвидация несанкционированного размещения отходов. 10. Обустройство временных объектов размещения отходов. 11. Контроль трансграничного ввоза и вывоза опасных отходов. 12. Подготовка кадров, специалистов, воспитание населения по обращению с отходами. |
Сроки и этапы реализации программы |
2001-2010 годы: 1 этап -2001-2002 годы; 2 этап -2003-2005 годы; 3 этап - 2006 - 2010 годы. |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий |
Мероприятия по научно-техническому обеспечению Программы: 1.Совершенствование административного (функционального) механизма управления отходами. 2.Нормативно-правовое и методическое обеспечение обращения с отходами. 3.Разработка экономического механизма управления отходами. 4.Разработка и реализация подпрограмм административно-территориальных образований. Первоочередные мероприятия: - строительство полигонов твердых бытовых отходов в городах и районных центрах, населенных пунктах; - обустройство временных объектов размещения отходов; - строительство полигона токсичных отходов; - подготовка специалистов в области обращения с отходами; - мероприятия по реализации проектов по переработке и обезвреживанию отходов; - повышение образования населения по обращению с отходами; - приобретение транспорта для отходов |
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий |
Администрация Томской области, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели |
Прогнозируемые объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования -328 млн. рублей (в ценах 2000 года), в том числе за счет средств: - федерального бюджета - 21 млн. рублей (7%); - областного бюджета - 51 млн. рублей (15%); - местных бюджетов - 116 млн. рублей (35%); - других источников (средств предприятий и при влеченных ими средств)- 140 млн. рублей (43%), в т.ч. по направлениям затрат: - капитальные вложения - 317 млн. рублей; - научно-исследовательские и опытноконструкторские работы - 10 млн. рублей; - образование - - 1 млн.руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
В результате реализации программы будет: - создана система экологической безопасности при обращении с отходами; - повышен уровень образования населения и подготовлены специалисты по обращению с отходами; - создан центр управления отходами на территории области; - создан кадастр отходов; - создана более совершенная система управления обращения с отходами; - система государственного и производственного контроля отходов (трансграничного перемещения опасных отходов); - построено объектов размещения отходов-20 шт., обустроено временных400 шт.; - обезврежено отходов- 1 млн. т/год; - вовлечено отходов в производство вторичных ресурсов-500тыс.т/год; - внедрено новых технологий по переработке отходов-40 ед.; - предотвращенный экологический ущерб составит в объеме более 60 млн. рублей в год; - увеличен ресурсно-сырьевой потенциал области и объем производимой товарной продукции; - производство более 100 видов пользующейся спросом товарной продукции, изготовленной из (или с применением) отходов, объемом 300 тыс. тонн ежегодно, в том числе черных, цветных, редких металлов и их соединений, строительных материалов, органических удобрений и других; - прибыль от реализации продукции в объеме 1,2 млрд. рублей в год, начиная с 2001 года; - уменьшение и локализация негативного воздействия отходов на окружающую природную среду; - осуществление эффективного контроля и мониторинга влияния отходов на состояние окружающей среды; - внедрены новые технологии по переработке и обезвреживанию отходов; - внедрена система лицензирования деятельности обращения с отходами; - совершенствоваться система учета, нормирования образования отходов и лимитов их размещения. |
Система организации контроля за исполнением программы |
Контроль исполнения Программы осуществляется государственными заказчиками Программы - Администрацией Томской области с участием участием ОГУ " Областной комитет по охране окружающей среды и природопользованию", Комитета природных ресурсов по Томской области. |
2. Список сокращений используемых в программе
ТБО - твердые бытовые отходы
ТПО- токсичные промышленные отходы
ЖРАО - жидкие радиоактивные отходы
НПП - научно-производственное предприятие
ФЦП - Федеральная целевая программа
НГК - нефтегазовый комплекс
ТПУ - Томский политехнический университет
ТГУ - Томский государственный университет
ЦГСЭН - Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора
КВЭС - комитет внешнеэкономических связей
ГУ - государственное учреждение
НВП - научно-внедренческое предприятие
ИХН СО РАН - институт химии нефти Сибирского отделения Российской Академии наук
ДСП - завод древесно-стружечных плит
"НОПСВ" - нейтрализация и очистка промышленных сточных вод
НГДУ "СН" - нефтегазодобывающее управление "Стрежевой нефть"
НГДУ "ВН" - нефтегазодобывающее управление "Васюганнефть"
НГДУ "ЛН"- нефтегазодобывающее управление "Лугинецкнефть"
УТО - управление технологическогоо обслуживания
НПС - нефтеперекачивающая станция
3. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее
решения программными методами
Общее количество накопленных к началу 2000 г. на территории Томской области отходов производства и потребления - 19,3 млн. т. За 1999 г., по данным инвентаризационных ведомостей предприятий, организаций и учреждений, образовано 1,7 млн. т более чем 150 видов отходов производства и потребления различных классов опасности, из них отходов потребления - 1,2 млн. т (69,2%) и промышленных - 0,5 млн. т (30,8%) (рис. 1).
"Соотношение количества отходов производства и потребления в Томской области в 1999 году"
По классам опасности к 1 и 2 классам относятся 0,44 тыс. т (0,03%), 373,7 тыс. т (22,18%)- 3 класса и 131 тыс. т (77,79%) (рис. 2).
"Распределение отходов производств и потребления по классам опасности"
В пересчете на одного жителя области в 1999 г. образовано около 1,68 т отходов, из которых 1/3 отходов производства и 2/3 твердых отходов потребления. Из них было использовано в виде вторичного сырья и материалов 0,25млн. т, вывезено на свалки 1,05 млн. т, временно хранится на территориях предприятий 0,38 млн. т (рис. 3).
"Обращение с отходами производства и потребления в Томской области в 1999 году"
По состоянию на 1999 год на территории Томской области зарегистрировано 568 объектов размещения отходов, в том числе санкционированных - 415, не санкционированных - 153, на площади 590 га (табл. 1).
В перечень объектов не включены навозохранилища, временные накопители древесных отходов, накопители шлака у автономных котельных предприятий. В силу сложившейся практики обращения с древесными отходами (использование в виде топлива и других хозяйственных нужд), отходами животноводства (вывоз навоза на поля) и шлаком (использование в дорожном строительстве) места их временного складирования не учитывались.
Общая динамика образования отходов с 1989 по 1999 годы (рис.5),
"Динамика образования отходов производства и потребления на территории Томской области с 1989 г. по 1999 г."
в значительной мере, обусловлена изменениями количества природопользователей, как фактических, так и представляющих информацию по видам образующихся отходов. Динамика обращения со вторичными ресурсами показана на рисунке 4.
"Динамика образования и обращения с вторичными ресурсами в Томской области за 1996 - 1999 гг."
Вклад в образование отходов в 1999 г. различных отраслей промышленности Томской области показан на рисунке 6. Рост экономики пропорционально увеличивает образование отходов.
"Вклад различных отраслей производства в образование отходов в 1999 г."
Данные по образованию отходов в различных регионах Томской области и число отчитавшихся предприятий за 1998 - 1999 гг. приведены в таблице 2. Размещение этих отходов показано в таблице 3. Результаты Государственного контроля за соблюдением природоохранного законодательства по обращению с отходами производства и потребления за 1997 - 1999 годы приведены в таблице 4.
В целях обеспечения экологической безопасности принято Постановление Главы Администрации N 227 от 16.06.99 г. "Об утверждении порядка обустройства санкционированных объектов размещения твердых бытовых отходов". В настоящее время Госкомэкологии Томской области ведется работа по составлению "Реестра объектов размещения отходов". На территории Томской области, фактически зарегистрировано 123 несанкционированных места размещения ТБО на площади 63 га, эксплуатирующиеся без оформления разрешительных документов. В результате совместной работы администрации и контролирующих органов ликвидировано 78 ежегодно образующихся несанкционированных мест размещения отходов на площади 79 га и, таким образом, локализовано более 6 тыс. т ТБО и более 10 тыс. т металлолома.
В г. Томске зарегистрировано 78 подлежащих ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, материалы направлены в Администрацию г. Томска, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Томска, Государственный Центр Санитарно-эпидемиологического надзора г. Томска.
На ликвидацию несанкционированных свалок на территории населенных пунктов Томской области было затрачено 8690 тыс. руб. (из них в 1999 г. - 2092 тыс. руб.),- из средств Государственного экологического фонда Томской области, местных бюджетов, средств предприятий. Предотвращенный в 1999 г. экологический ущерб составил 20,3 млн. руб. (в 1998 г. - 164,2 млн. руб., в 1997 году - 32,4 млн. руб.) Объемы финансирования строительства объектов размещения отходов приведена в таблице 5. Государственный комитет по охране окружающей среды Томской области разработал на основе типовых инженерно-технических решениях проект "Полигона твердых бытовых отходов для населенных пунктов до 30 тыс. жителей" и передал органам местного самоуправления в счет долевого участия в строительстве объектов размещения отходов.
Финансирование мероприятий на обращение с отходами из Государственного экологического фонда Томской области осуществляется при условии финансирования из местных бюджетов ни менее пятидесяти процентов расходов.
На подведомственной территории г. Стрежевого строительство и эксплуатация полигона ТБО ведется на основании технико-экономического обоснования.
ОАО "Томскнефть" ведет работу по проектированию шламонакопителя в районе ДНС-7 (насосной станции).
Ведется строительство полигона ТБО на "Лугинецком" месторождении нефти и газа г. Кедрового.
Построены полигон ТБО в с. Молчаново и на месторождении "Мыльджинское".
В населенных пунктах Кожевниково, Кривошеино, Белый Яр, Александрово осуществляется привязка проекта полигона твердых бытовых отходов, разработанного институтом ОАО "Томскводпроект" совместно с Госкомэкологии Томской области.
Разработан проект полигона ТБО для г. Асино, однако из-за отсутствия финансирования строительство не ведется.
Продолжается строительство мусороперегрузочной станции для полигона твердых бытовых отходов г. Томска на 800 тыс. жителей.
Для предотвращения загрязнения окружающей среды отходами пластмасс - вторичного полимерного сырья (образующегося в производстве и потреблении) - с 1992 года ведется совместная работа Госкомэкологии Томской области, Мэрии г. Томска, НПП ООО "Руно", " Везувий" (ТГАСУ) по организации опытно промышленного производства волокнистых синтетических материалов из отходов термопластов.
В Институте химии нефти разработаны сорбенты для очистки воздуха от пыли, микроорганизмов и ионообменники для очистки воздуха от серы и азота, действует опытная установка производительность 1 кг/ час с использованием отходов пластмасс.
Ведется работа по организации сбора отходов пластмасс - вторичных ресурсов в г. Колпашево, организован участок по сбору и измельчению отходов пластмасс.
На полигоне ТБО г. Томска (с. Михайловка) при содействии Мэрии г. Томска, МП "Спецавтохозяйство" создается экспериментальный участок по раздельному сбору отходов в качестве вторичного сырья с привлечением заинтересованных организаций.
Внедрение на заводе "Сибкабель" новой технологии по измельчению отходов ПВХ позволило вернуть в производство 70 т сырья.
Не найдено оптимального решения удаления отходов из южной части Междуречья (в границах населенных пунктов Черная Речка - Курлек), с. Моряковка, с. Зоркальцево, где размещение свалок и скотомогильников неприемлемо в виду того, что населенные пункты и примыкающие к ним объекты складирования отходов расположены на землях с особым правовым режимом: в водоохранных зонах рек Оби и Томи, вблизи особо охраняемых зон Калтайского и Томского заказников.
Решение проблемы предотвращения загрязнения окружающей среды отходами территории Томской области возможно только при комплексном подходе. Одно из таких направлений решения проблемы это развитие производств по переработке отходов в товарную продукцию.
В 1996г при содействии Государственного комитета по охране окружающей среды, администраций полигона токсичных отходов и ОАО "Ролтом" в Федеральную программу "Отходы" вошли два мероприятия - строительство полигона токсичных отходов для г. Томска и создание производства переработки шламовых отходов ОАО "РОЛТОМ".
С 1989 года ведется строительство полигона токсичных отходов для г. Томска мощностью 30 тыс. тонн в год. Финансирование из федерального бюджета не осуществляется, строительство объектов первой очереди ведется за счет средств предприятий, Государственного экологического фонда Российской Федерации и Томской области. С 1992 года введены в эксплуатацию накопители токсичных отходов (размещено 10 тыс. тонн отходов 1,2, 3, классов опасности).
На территории области действует 36 приемных пунктов сбора лома черных и цветных металлов. На заводе "Томский инструмент" внедряется технология позволяющая сократить образование отходов второго класса опасности.
Госкомэкологии Томской области подготовила исходные данные по 150 видам отходов и направила в Госкомэкологии России для регистрации в "Классификационном каталоге отходов" Российской Федерации.
В администрациях районов назначены заместители глав администраций по организации деятельности в области обращения с отходами на подведомственных территориях, разработаны первоочередные мероприятия до 2003г.
В рамках исполнительной дирекции Межрегиональной Ассоциации Сибирского Соглашения создана рабочая группа по разработке межрегиональной целевой программы "Система управления опасными отходами".
Переход к рыночной экономике не вызвал роста переработки отходов. Обострилась необходимость сочетания гибкости рыночной экономики, способной на быструю сырьевую переориентацию, с дальновидной государственной поддержкой, стимулирующей использование отходов и уменьшение их негативного воздействия на окружающую среду. Для создания условий необходимо совершенствование законодательной и нормативной базы.
Проблему отходов на территории Томской области можно решить в рамках областной целевой Программы "Обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения при обращении с отходами производства и потребления", которая позволит объединить и скоординировать усилия органов Государственной власти, органов местного самоуправления, природоохранных организаций, предприятий, научных учреждений, средств массовой информации, населения, общественных организаций на региональном и областном уровне, целенаправленного использования имеющихся и привлекаемых ресурсов, а также международного сотрудничества в решении стоящих в этой области целей и задач.
Таблица 1
Накопление отходов на объектах их размещения
в Томской области на 01.01.00г.
Объекты размещения отходов производства и потребления |
Число мест (шт.) |
Занимаемая площадь, (га) |
Накоплено отходов (т) |
|
|
Санкци ониро ванных |
Несанкциониро ванных. |
|
|
Строящийся полигон токсичных промышленных отходов |
1 |
- |
35 |
11837 |
Накопитель твердых отходов на ТНХК (N 1535) |
1 |
- |
18 |
6839 |
Объекты твердых бытовых отходов (свалки) |
255 |
78 |
303,3 |
1615107 |
Скотомогильники |
153 |
75 |
48,1 |
4529 |
Илы (накопители) |
3 |
- |
38 |
1191828 |
Полигон ТБО твердых бытовых отходов г. Томска |
1 |
- |
54,3 |
13028690 |
Золошлаковые накопители (накопители ГРЭС-2) |
2 |
- |
94 |
3400587 |
Итого: |
415 |
153 |
590,7 (без санитарнозащитнх зон) |
19259417 |
Таблица 2
Образование отходов по районам Томской области
Наименование района |
Образовано отходов (т) |
Количество стоящих на учете природопользователей (шт.) |
||
|
1998 г |
1999 г |
1998 г. |
1999 г. |
Александровский |
11953 |
12024 |
15 |
13 |
Асиновский |
27328 |
22172 |
49 |
52 |
Бакчарский |
6740 |
6622 |
45 |
44 |
Верхнекетский |
12549 |
12675 |
31 |
31 |
Зырянский |
17902 |
7656 |
61 |
68 |
Каргасокский |
38712 |
33025 |
66 |
73 |
Кожевниковский |
21866 |
20143 |
51 |
50 |
Колпашевский |
54054 |
88258 |
67 |
77 |
Кривошеинский |
6665 |
8364 |
34 |
33 |
Молчановский |
21461 |
21571 |
41 |
42 |
Парабельский |
19524 |
15027 |
32 |
32 |
Первомайский |
17576 |
16729 |
52 |
54 |
Тегульдетский |
4648 |
3732 |
16 |
17 |
Томский |
29893 |
87181 |
105 |
111 |
Чаинский |
9917 |
8303 |
65 |
59 |
Шегарский |
8762 |
7577 |
38 |
36 |
г. Кедровый |
14259 |
11072 |
40 |
40 |
г. Стрежевой |
122676 |
150439 |
62 |
64 |
г. Томск |
1194389 |
1149464 |
291 |
310 |
Итого: |
1640874 |
|
|
|
Таблица 3
Объекты размещения твердых бытовых отходов и
скотомогильников по районам Томской области в 1999 г.
Наименование районов |
Количество объектов размещения твердых бытовых отходов (шт.) |
Количество скотомогильников (шт.) |
||||||
несанкци ониро ванных |
площ адь. (га) |
санкц ионир ованн ых |
площадь (га) |
несанк ционир ованны х |
площадь (га) |
санкци ониров анных |
площадь (га) |
|
Александровский |
8 |
4,6 |
1 |
4,7 |
7 |
1,6 |
1 |
0,3 |
Асиновский |
10 |
5,0 |
16 |
15,62 |
7 |
2,1 |
5 |
1 |
Бакчарский |
- |
- |
22 |
15,0 |
5 |
1 |
12 |
2,5 |
Верхнекетский |
1 |
0,65 |
10 |
22 |
- |
- |
1 |
0,2. |
Зырянский |
10 |
5,0 |
15 |
22,26 |
7 |
1,2 |
15 |
2,6 |
Каргасокский |
- |
- |
29 |
22,82 |
3 |
0,7 |
13 |
4,1 |
Кожевниковский |
- |
- |
35 |
17,9 |
4 |
0,8 |
27 |
5,7 |
Колпашевский |
11 |
5,5 |
21 |
38,56 |
2 |
0,5 |
- |
- |
Кривошеинский |
- |
- |
20 |
18,8 |
- |
- |
16 |
2,4 |
Молчановский |
- |
- |
16 |
18,3 |
5 |
1,2 |
1 |
0,2 |
Парабельский |
9 |
4,5 |
14 |
11,02 |
1 |
0,2 |
9 |
1,8 |
Первомайский |
1 |
1,0 |
40 |
26,11 |
3 |
0,6 |
14 |
2,5 |
Тегульдетский |
8 |
4,0 |
1 |
1,0 |
3 |
0,6 |
- |
- |
Томский |
56 |
28,0 |
17 |
25 |
10 |
0,8 |
14 |
2,1 |
Чаинский |
- |
- |
32 |
15,61 |
1 |
0,2 |
13 |
4 |
Шегарский |
6 |
3,0 |
17 |
19,49 |
3 |
0,6 |
13 |
2,2 |
г. Томск |
- |
- |
12 |
501,1 |
1 |
0,2 |
2 |
0,4 |
г. Северск |
2 |
5 |
2 |
28 |
- |
- |
- |
- |
г. Стрежевой |
- |
- |
1 |
40,3 |
1 |
0,2 |
1 |
0,2 |
г. Кедровый |
- |
- |
5 |
6,82 |
- |
- |
1 |
0,2 |
Всего: |
123 |
66,3 |
327 |
870,4 |
63 |
13,5 |
159 |
32,7 |
Таблица 4
Государственный экологический контроль за обращением с
отходами
в Томской области за 1997 - 1999 годы
Год |
Количество природополь зователей |
Проведено проверок |
Вскрыто экологи ческих нарушен ий |
Устранено экологиче ских нарушений |
Привлечено к административной ответственности |
|||
|
|
|
|
|
Наложено штрафов, число/ты с. руб. |
Взыскано штрафов, ед. / тыс. руб. |
||
|
|
всег о |
Повто р-ные |
|
|
|
Юр. лиц |
Физ. лиц |
1997 |
1129 |
840 |
123 |
627 |
243 |
173 / 87,1 |
47 / 51,3 |
45 / 12,7 |
1998 |
1197 |
1323 |
306 |
1114 |
690 |
139 / 54,0 |
25 / 10,3 |
34 / 9,8 |
1999 |
1228 |
1186 |
327 |
754 |
590 |
129 / 57,1 |
34 / 19,3 |
74 / 27,4 |
Таблица 5
Финансирование строительства объектов размещения отходов
Наименование мероприятия |
Затрачено средств, тыс.руб. |
Из экологи ческого фонда |
Из местных бюджетов |
Средств а предпри я-тия |
|
|
с начала строите льства |
в т.ч. в 1999г. |
|
|
|
Полигон токсичных отходов г. Томск |
22360 |
2900 |
2760 |
210 |
19390 |
Полигон ТБО с. Молчаново |
1240 |
620 |
650 |
590 |
|
Полигон ТБО п. Мыльджино |
3433 |
935 |
|
|
3433 |
Полигон ТБО с Кожевниково |
740 |
690 |
740 |
|
|
Обустройство хранилища ТБО г. Кедровый |
161.1 |
114 |
819 |
79.2 |
|
Переработка шлифовально-шламо вых отходов ОАО "Ролтом" |
1312 |
111 |
81,9 |
|
1312 |
Строительство полигона ТБО г. Томск, п. Сурово-Сухоречье |
41692 |
192 |
138 |
41554 |
|
4. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации
программы
Основными целями областной целевой программы "Обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения при обращении с отходами производства и потребления" являются обеспечение экологической безопасности и предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую природную среду и здоровье человека, вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья в интересах устойчивого развития области, создание нормативной и технологической базы для реализации единой государственной политики в сфере обращения с отходами на всех уровнях управления, обеспечение стабилизации, а в дальнейшем сокращения и ликвидации загрязнения окружающей среды отходами, экономия природных ресурсов.
К числу задач, подлежащих решению для достижения указанных целей, относятся:
1. Совершенствование системы управления обращения с отходами производства и потребления на всех уровнях. Создание центра "Управления отходами".
2. Концентрация финансовых, материально-технических и других ресурсов для решения проблемы обращения с отходами.
3. Развитие нормативной и технологической базы для реализации единой государственной политики в сфере обращения с отходами.
4. Интеграция производственного и научного потенциала для решения проблемы обращения с отходами.
5. Рациональное использование природных ресурсов за счет максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот.
6. Организация и обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, направленных на создание перспективных ресурсосберегающих и малоотходных технологий, эффективных средств и методов переработки и обезвреживания отходов.
7. Реализация пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отдельных видов отходов для последующего их тиражирования в целях решения проблемы отходов на территории области.
8. Создание, эксплуатация, содержание, объектов размещения отходов и мониторинг за их воздействием на окружающую среду.
9. Ликвидация несанкционированного размещения отходов.
10. Обустройство временных объектов размещения отходов.
11. Контроль трансграничного ввоза и вывоза опасных отходов.
12. Подготовка кадров, специалистов, воспитание населения по обращению с отходами.
Реализация программы рассчитана на 2001-2010 годы. Сроки реализации мероприятий устанавливаются в зависимости от масштабности и подготовленности.
По каждому мероприятию определены этапы реализации, которые предусматривают предпроектные проработки, разработку технологической документации, выполнение проектов, изготовление и закупку оборудования, строительно-монтажные работы (новое строительство, реконструкция, модернизация, техническое перевооружение), освоение производства и выход на проектную мощность.
В целях принятия неотложных мер по оздоровлению окружающей среды и повышению эффективности использования отходов в Программе определены первоочередные мероприятия на 2001-2002 гг. Первоочередные мероприятия отличаются:
- наибольшей экономической эффективностью достижения эколого-экономических и социальных результатов;
- проработанностью технических решений и. ожидаемыми позитивными результатами их осуществления;
- выходом на проектную мощность в основном в сроки от 1 до 3 лет; наибольшей подготовленностью к последующему тиражированию.
Реализация первоочередных мероприятий позволит решить в 2001-2002 годах значительную часть поставленных в Программе задач. На первоочередных мероприятиях концентрируются финансовые, материальные и другие ресурсы, а также организационная поддержка федеральных и областных органов государственного управления и местного самоуправления.
5. Система программных мероприятий
Программные мероприятия сформированы на основе предложений предприятий, областных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, природоохранных органов, общественных организаций и граждан, а также исследований и разработок, научных и проектных организаций.
Программные мероприятия представлены по следующим направлениям:
- мероприятия по научно-техническому обеспечению Программы (приложение 1);
- мероприятия по реализации проектов по переработке и обезвреживанию отходов (приложение 2);
- мероприятия по районам, городам, нефтегазодобывающему комплексу, мероприятия, включенные в ФЦП "Отходы" (приложение 3,4,5).
Мероприятия по научно-техническому обеспечению Программы включают в себя разработку и совершенствование технологий по обращению с отходами и нормативно-правовых актов необходимых для развития системы управления в сфере обращения с отходами.
Мероприятия по разработке и совершенствованию технологий по обращению с отходами включают в себя научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, направленные на создание или совершенствование технологий комплексной переработки отходов на более высоком техническом уровне и прогрессивных ресурсосберегающих и малоотходных технологий.
Мероприятия, направленные на развитие областной системы управления в сфере обращения с отходами, включают в себя разработку документов по правовому регулированию и нормативно-методическому обеспечению обращения с отходами, по экономическому механизму управления отходами, создание систем информационного обеспечения управления отходами и мониторинга влияния отходов на окружающую среду, разработку учебно-методической документации для подготовки и переподготовки специалистов по обращению с отходами.
Одной из задач программы, направленной на сокращение негативного воздействия отходов на окружающую среду и улучшение ресурсообеспечения экономики, является реализация проектов по переработке и обезвреживанию ряда видов твердых отходов, а также отходов, улавливаемых очистными сооружениями в процессе очистки сбросов в водные объекты и выбросов в атмосферу. Перечень отходов, являющихся объектами проектов, включает: ртутьсодержащие отходы, отходы гальванического производства, шламы и пыли металлообработки, золошлаковые отходы, древесные отходы сельскохозяйственного производства (включая ядохимикаты), медицинские отходы, твердые бытовые отходы, осадки городских и промышленных сточных вод, отработанные нефтепродукты, твердые бытовые отходы.
Практически все отходы из приведенной выше номенклатуры являются токсичными (1, 2, 3, 4 классов опасности). Практически 100 процентов образующихся отходов этой номенклатуры поступают в окружающую природную среду и являются мощнейшим фактором ее загрязнения. Потери земельных площадей под складирование таких отходов на свалках, в отвалах, составляют более тысячи гектаров.
Ресурсная ценность перечисленных выше отходов подтверждена технико-экономическими исследованиями и практическими результатами, полученными на основе их опытной переработки.
Мероприятия (подпрограммы) по обращению с жидкими производственными отходами и жидкими бытовыми отходами будут разработаны позднее.
Мероприятия по обращению с радиоактивными отходами предусмотрены в проекте ФЦП "Ядерная и радиационная безопасность России".
При включении проектов в состав программных мероприятий учитывались следующие показатели: наличие апробированных технологий и оборудования для переработки и обезвреживания отходов; наличие производственных площадей и мощностей соответствующей инфраструктуры, а также финансовых и материальных ресурсов у предприятия; готовность региональных и местных органов власти оказать финансовую и организационную поддержку реализации проекта.
6. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование программы обеспечивается за счет средств Федерального бюджета, областного бюджета и местных бюджетов, средств предприятий и привлеченных ими средств.
В целом для реализации программы с 2001 по 2110 г.г. предусмотрено финансирование в объеме 328 млн. руб. (в ценах 2000 года), в том числе за счет средств федерального бюджета - 21 млн. рублей, областного бюджета - 51 млн. руб. (в. т.ч. средств экологического фонда, средств на целевые программы), местных бюджетов - 116 млн. рублей, предприятий и привлеченных ими средств - 140 млн. рублей.
В том числе по направлениям:
Прогнозируемый объем финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ составляет 10 млн. рублей.
Прогнозируемый объем финансирования проектов по внедрению технологий обезвреживания и переработки отходов 20 млн. рублей.
Прогнозируемый объем финансирования строительства объектов размещения отходов - 155 млн. рублей.
Прогнозируемый объем финансирования строительства скотомогильников - 4 млн. рублей.
Прогнозируемый объем на ликвидацию нефтешламовых амбаров - 32 млн. руб.
Прогнозируемый объем финансирования обустройства временных объектов размещения ТБО для населенных пунктов - 25 млн. рублей.
Прогнозируемый объем финансирования изготовления контейнеров для отходов 1 класса опасности - 2 млн. рублей.
Прогнозируемый объем финансирования приобретения транспорта (мусоровозов) - 80 млн. рублей.
Прогнозируемый объемы капитальных вложений с 2001 по 2010 г.г. на реализацию программы по районам Томской области - 328млн. руб. показан в таблице 6.
Прогнозируемый объем финансирования первоочередных мероприятий программы по районам на 2001-2002 гг. - 127 млн. рублей показан в таблице 7.
Расходуемые средства на осуществление программы уточняются ежегодно исходя из возможностей каждого источника финансирования программы.
В программу включены приоритетные мероприятия, которые находятся в стадии реализации и на них уже затрачено с 1985 по 2000 год более 50 млн. рублей из различных источников.
Таблица 6
Прогнозируемые объемы капитальных вложений на реализацию
проектов по районам области
на 2001-2010 годы
N п /п |
Наименование района |
Объемы финансирова ния на 2001 -2002 гг. |
Прогнозируемые объем финансирования на весь период реализации (тыс. руб.) |
||||
Всего |
в т ч по источникам финансирования |
||||||
|
Местны й бюджет |
Област ной бюджет |
Федера льный бюджет |
Другие источн ики |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Александровский |
200 |
1710 |
1520 |
135 |
- |
55 |
2 |
Асиновский |
240 |
794 |
267 |
517 |
- |
10 |
3 |
Бакчарский |
100 |
3870 |
1820 |
1950 |
- |
100 |
4 |
Верхнекетский |
140 |
644 |
226 |
377 |
- |
41 |
5 |
Зырянский |
200 |
3315 |
1351 |
1200 |
- |
285 |
6 |
Каргасокский |
2700 |
3265 |
1340 |
810 |
- |
1165 |
7 |
Кожевниковский |
1140 |
3090 |
1100 |
1370 |
- |
620 |
8 |
Колпашевский |
500 |
5780 |
3190 |
1870 |
- |
720 |
9 |
Кривошеинский |
380 |
2472 |
552 |
1770 |
- |
150 |
10 |
Молчановский |
200 |
1785 |
1030 |
755 |
- |
- |
11 |
Парабельский |
60 |
2520 |
1265 |
1255 |
- |
- |
12 |
Первомайский |
300 |
1080 |
470 |
610 |
- |
- |
13 |
Тегульдетский |
100 |
1520 |
805 |
675 |
- |
40 |
14 |
Томский |
800 |
8215 |
4375 |
3150 |
- |
690 |
15 |
Чаинский |
600 |
2230 |
1095 |
780 |
- |
355 |
16 |
Шегарский |
766 |
2855 |
1383 |
1187 |
- |
285 |
17 |
г Томск |
19000 |
92770 |
73276 |
15444 |
- |
4050 |
18 |
г Северск |
8920 |
12345 |
12030 |
- |
- |
315 |
19 |
г Стрежевой |
4000 |
10244 |
8568 |
1676 |
- |
- |
20 |
г Кедровый |
110 |
917 |
467 |
450 |
- |
- |
21 |
ФЦП "Отходы" |
6500 |
56250 |
140 |
15420 |
20500 |
20190 |
22 |
НГК |
80000 |
110565 |
- |
- |
- |
110565 |
23 |
Всего |
126956 |
327807 |
116270 |
51401 |
20500 |
139636 |
Таблица 7
Прогнозируемые Объемы капитальных вложений на реализацию
проектов по районам области на 2001-2002 годы (тыс. руб.)
N п / п |
Наименование района |
Всего 20012002гг. |
Местный бюджет |
Областной бюджет |
Федеральный бюджет |
Другие источники |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Александровский |
200 |
150 |
50 |
- |
- |
2 |
Асиновский |
240 |
200 |
40 |
- |
- |
3 |
Бакчарский |
100 |
40 |
60 |
- |
- |
4 |
Верхнекетский |
140 |
100 |
40 |
- |
- |
5 |
Зырянский |
200 |
100 |
100 |
- |
- |
6 |
Каргасокский |
2700 |
2000 |
700 |
- |
- |
7 |
Кожевниковский |
1140 |
1000 |
80 |
- |
60 |
8 |
Колпашевский |
500 |
300 |
100 |
- |
100 |
9 |
Кривошеинский |
380 |
200 |
180 |
- |
- |
10 |
Молчановский |
200 |
100 |
100 |
- |
- |
11 |
Парабельский |
60 |
40 |
20 |
- |
- |
12 |
Первомайский |
300 |
200 |
100 |
- |
- |
13 |
Тегульдетский |
100 |
50 |
50 |
- |
- |
14 |
Томский |
800 |
600 |
200 |
- |
- |
15 |
Чаинский |
600 |
200 |
400 |
- |
- |
16 |
Шегарский |
766 |
566 |
200 |
- |
- |
17 |
г. Томск |
19000 |
17500 |
1500 |
- |
- |
18 |
г. Северск |
8920 |
5000 |
|
- |
- |
19 |
г. Стрежевой |
4000 |
4000 |
- |
- |
- |
20 |
г. Кедровый |
110 |
35 |
75 |
- |
- |
21 |
ФЦП "Отходы" |
6500 |
- |
1000 |
500 |
5000 |
22 |
НГК |
80000 |
- |
- |
- |
80000 |
23 |
Всего |
126956 |
32381 |
8915 |
500 |
85160 |
7. Механизм реализации программы и контроль за ходом
ее выполнения
Государственными заказчиками программы являются Администрация Томской области с участием ОГУ "Областной комитет по охране окружающей среды и природопользованию", Комитет природных ресурсов по Томской области (Государственный комитет по охране окружающей среды Томской области).
Мероприятия программы, связанные с реализацией проектов по переработке и обезвреживанию отходов, реализуются на конкурсной основе, либо в инициативном порядке, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Текущее управление и контроль исполнения Программы осуществляется государственными заказчиками Программы - Администрацией Томской области с участием ОГУ "Областной комитет по охране окружающей среды и природопользованию" и Комитета природных ресурсов по Томской области (в случае реорганизации структур их правопреемники или уполномоченные). Администрация Томской области организует соответствующие структуры по управлению обращения с отходами. На основании показателей Программы, анализа хода ее выполнения и подаваемых заявок заказчик ежегодно корректирует Программу, составляет план мероприятий на очередной год и согласовывает его в установленном порядке. Предложения в Федеральную целевую программму "Отходы" готовит и направляет Администрация Томской области совместно с заинтересованными юридическими лицами. Государственный заказчик Программы заключает договоры с учетом выделенных лимитов с исполнителями мероприятий программы.
Выделенные для реализации программы бюджетные средства аккумулируются на статьях в областном и местных бюджетах (на "Обращение с отходами"). Для финансирования работ и реализации проектов могут использоваться привлекаемые инвестиционные ресурсы, льготные краткосрочные и долгосрочные кредиты, приобретение оборудования на условиях лизинга и т.д.
Контроль за целевым использованием выделенных средств на выполнение мероприятий программы осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением областного бюджета, с участием соответствующих органов местного самоуправления, ОГУ "Областной комитет по охране окружающей среды и природопользованию", Комитетом природных ресурсов по Томской области. Исполнители мероприятий программы представляют отчет о ходе выполнения программы Государственному заказчику.
8. Оценка ожидаемой эффективности, экологических и
социально-экономических последствий от реализации
программы
В результате реализации Программы на территории области должно быть обеспечено: (непрерывное) постоянное совершенствование системы управления отходами, создание нормативной и технологической базы для реализации единой государственной политики в сфере обращения с отходами на всех уровнях управления; уменьшение и локализацию негативного воздействия отходов на окружающую природную среду; увеличение ресурсно-сырьевого потенциала области и объема производимой товарной продукции; создание и отработку эффективных технологий по переработке и обезвреживанию отходов, эффективный контроль и мониторинг влияния отходов на состояние окружающей среды.
Социально-экономическими и экологическими результатами проведения совокупности программных мероприятий являются: снижение на 20-30% негативного воздействия отходов на окружающую среду на территории области; сокращение площадей земель, отчуждаемых под полигоны, отвалы и хранилища (накопители) отходов после реализации проектов; экономия сырья, материальных и топливно-энергетических ресурсов за счет вовлечения отходов в хозяйственный цикл; создание экологически безопасных технологий и оборудования по переработке и обезвреживанию отходов; насыщение рынка пользующимися спросом товарами, изготовленными из (или с применением) отходов.
При реализации программы будут выполнены следующие мероприятия.
Построено:
- полигонов ТПО (токсичных промышленных отхлдов) - 1шт.;
- полигонов ТБО (твердых бытовых отходов) - 30 шт.;
- накопителей (хранилищ) отходов - 22 шт.;
- приемных пунктов вторичных ресурсов - 22 шт.;
- навозохранилищ - 5 шт.;
- скотомогильников - 63шт.;
- производств по сортировке отходов - 1 шт.;
- обустроено временных объектов размещения отходов - 450 шт.;
Изготовлено (приобретено):
- контейнеров - 36000 шт.;
- контейнеров для отходов 1 класса опасности - 100 шт.;
- контейнерных площадок - 20000 шт.
Приобретено мусоровозов - 100 шт.
Ликвидировано 140 шламовых амбаров.
Ликвидировано несанкционированных свалок отходов - 200 шт.
В результате реализации проектов будет вовлечено в хозяйственный оборот более 100 тыс. т/г отходов и производиться более 200 видов товарной продукции различного назначения. Всего будет получено более 150 тыс. т/г. продукции, в том числе металлов и их соединений, строительных материалов - 10 тыс. т/г. вторичных нефтепродуктов - 0.5 тыс.т/г. древесных отходов - 50 тыс. т/г. органических удобрений -10 тыс.т,построен полигон в г. Томске для захоронения токсичных отходов мощьностью 30 тыс. т/г., организована система сбора и переработки вторичного сырья и обезвреживания медицинских отходов.
Прибыль от реализации продукции, полученной на основе переработки отходов, по предварительным расчетам составит более 50 млн руб/год. Срок окупаемости капитальных вложений в производственные мощности по переработке отходов колеблется от 2 до 6 лет. Экономическая оценка предотвращенного экологического ущерба составит 20 - 30 млн. рублей в год.
Для создания современной производственной базы по переработке и обезвреживанию отходов будут разработаны для последующего внедрения новые эффективные технологии и оборудование, а также прогрессивные ресурсосберегающие и малоотходные технологии.
Для обеспечения функционирования системы управления в сфере обращения с отходами, будут разработаны правовые, нормативные, методические, справочные и информационные документы регионального уровня. В том числе: Кадастр отходов, Правила о порядке обращения с отходами и др., информационная система (учета образования, использования и размещения отходов и мониторинга отходов). Также будут подготовлены и переподготовлены кадры в области обращения с отходами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.