Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к Закону Томской области
"Об утверждении областной целевой программы
"Обеспечение жильем молодых семей и
специалистов на территории Томской области
на 2002-2010 годы"
Областная целевая программа
"Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории
Томской области на 2002-2010 годы"
14 ноября 2003 г., 17 мая 2004 г.
Законом Томской области от 17 мая 2004 г. N 59-ОЗ в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
областной целевой программы
"Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской
области на 2002-2010 годы"
Наименование программы |
Областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002 - 2010 годы" |
Дата принятия решения о разработке программы |
Постановление Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 08.05.1998 г. N 167 "О плане мероприятий по реализации молодежной политики на территории Томской области во II кв. 1998 года", Закон Томской области от 14.06.2000 N 24-ОЗ "О государственной молодежной политике в Томской области", Распоряжение Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 26.12.2001 г. N 557-р "О создании постоянно действующей рабочей группы для разработки мероприятий по подготовке и реализации областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области" |
Государственный заказчик программы |
Департамент строительства, архитектуры и дорожного комплекса |
Основные разработчики программы |
Томское региональное отделение общероссийской общественной организации "Союз МЖК России"; Комплексный НИИ СО РАН (г. Новосибирск) |
Цель программы | Создание системы государственной и муниципальной поддержки молодых семей и специалистов в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в Томской области |
Задачи программы | 1. Создание системы законодательных и нормативных правовых актов Томской области, обеспечивающих активную государственную и муниципальную поддержку молодежных инициатив по развитию движения молодежных жилых комплексов в виде общественных организаций, молодежных жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья и других объединений молодых семей и специалистов. 2. Создание системы государственной и муниципальной поддержки коллективного и индивидуального строительства силами молодых семей в сельской местности. 3. Создание механизма решения жилищной проблемы молодых семей, в том числе по научно-методическому, организационному, информационному и кадровому обеспечению. 4. Создание механизмов мобилизации ресурсов для обеспечения жилищного инвестиционно-строительного процесса. 5. Создание эффективной системы управления реализации программы, адекватной социальным масштабам и остроте жилищной проблемы. |
6. Разработка механизма реализации системы государственной поддержки молодых семей по приобретению (строительству) жилья. |
Сроки и этапы реализации программы |
Программа реализуется в 2002-2010 годы поэтапно: 1 этап (2002 - 2004 гг.) Разработка и формирование правовых, финансовых и организационных механизмов государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Подготовка строительных площадок для коллективного и индивидуального строительства на территории Томской области, организация строительства, сдача в эксплуатацию жилых домов в сельской местности и многоквартирных жилых домов в городах, приобретение жилья. 2 этап (2005 - 2010 гг.) Совершенствование и развитие созданных и апробированных на первом этапе механизмов реализации программы, уточнение перечня намеченных мероприятий с учетом хода их выполнения на территории Томской области. Отработка механизмов строительства (приобретения) жилья за счет мобилизации различных источников ресурсов. Подготовка строительных площадок для коллективного и индивидуального строительства на территории Томской области, организация строительства, сдача в эксплуатацию жилых домов в сельской местности и многоквартирных жилых домов в городах. Законодательное обеспечение мероприятий программы, подготовка рекомендаций по совершенствованию нормативно-законодательной базы строительства жилья и обеспечения его ресурсами. |
Перечень основных программных мероприятий |
Создание Дирекции жилищно-строительных программ Томской области Разработка и принятие перспективного плана подготовки площадок и строительства жилых объектов программы, в том числе индивидуальных домов в сельской местности, на территории области. Освещение в средствах массовой информации целей и основных положений программы. Подготовка предложений и внесение поправок в нормативные акты, регулирующие жилищную сферу. Создание системы государственной и муниципальной поддержки при получении и выполнении технических условий. Разработка и реализация системы стимулирования участия хозяйствующих субъектов в программе. |
Исполнители программы |
Дирекция жилищно-строительных программ Томской области Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Администрации Томской области Томское региональное отделение общероссийской общественной организации "Союз МЖК России" Органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области (по согласованию), финансово-кредитные учреждения (по согласованию) |
Объемы и источники финансирования программы |
Средства областного и местных бюджетов 202000 тыс. руб. Прогнозируемые поступления из федерального бюджета 400000 тыс. руб. Прогнозируемые поступления из внебюджетных источников 810800 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты программы |
Улучшение демографической ситуации в области. Мобилизация ресурсов общества на жилищное строительство. Связывание инфляционных процессов. Усиление мотивации к труду у молодежи. Поддержка строительного комплекса области. Закрепление молодых специалистов в городе, на селе и молодых ученых в ВУЗах и НИИ. Строительство 153 тыс. кв. м. жилья. Обеспечение 3060 семей квартирами. |
Система организации контроля за исполнением программы |
Контроль за исполнением программы осуществляют Департамент строительства, архитектуры и дорожного комплекса, органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области, Государственная Дума Томской области. |
Введение
Целью настоящей программы является создание и апробация механизмов, которые позволяли бы в современных условиях устойчиво решать жилищную проблему сначала для определенной категории населения (молодых семей и специалистов), а в дальнейшем возможно и для более широкого круга граждан.
В процессе анализа общей ситуации в жилищной сфере было выяснено, что в чистом виде традиционные схемы решения жилищной проблемы в современных условиях не жизнеспособны и поэтому необходимы новые подходы и соответствующие решения, законодательная база.
Изучение мирового опыта решения жилищной проблемы продемонстрировало изобилие подходов в этой области. Общий же вывод состоит в том, что государство всегда занимает активную позицию в решении жилищной проблемы и особенно в периоды серьезных структурных изменений в экономике и обществе страны.
На основе выполненного анализа была разработана общая схема решения жилищной проблемы молодых семей, суть которой состоит в том, чтобы с одной стороны консолидировать возможные источники финансирования жилищного строительства, а с другой стороны устранить препятствия, мешающие нормально функционировать существующим механизмам решения жилищной проблемы. Реализация данной программы позволит сформировать механизм, мобилизующий ресурсы на жилищное строительство и тем самым создаст предпосылки для устойчивого решения жилищной проблемы.
1. Содержание проблемы, анализ ситуации и существующей практики
жилищного строительства
1.1. Жилищная проблема молодежи с позиции национальных интересов
Россия - одна из немногих стран мира, где отмечается сокращение численности населения. Убыль населения в России наблюдается в ХХ веке уже в четвертый раз. Нынешний демографический кризис, перешагнувший уже в ХХI век, эксперты называют беспрецедентным в мирное время.
В основе снижения рождаемости и роста смертности лежит ухудшение качества жизни большинства населения, связанное с затяжным социально-экономическим кризисом, для которого характерны рост безработицы, хронические задержки выплаты зарплаты, пенсий, социальных пособий, ухудшение качества питания, снижение доступности медицинской и лекарственной помощи, психологический стресс, неуверенность в своем будущем и будущем своих детей, рост криминализации общества.
Абсолютные цифры в сфере рождаемости и здоровья подрастающего поколения следующие: в 1987 г. родилось 2,5 млн. детей (17,2 на тысячу женщин фертильного возраста), а в 1998 г. - почти в 2 раза меньше (8,7). Почти вдвое сократилось рождение вторых и третьих детей. Из 4 млн. беременностей только 1,3 млн. заканчиваются родами. В активный трудоспособный и репродуктивный период сейчас вступает практически больное поколение. Это страшный симптом вырождения нации.
С середины 60-х годов в России не обеспечивается простое воспроизводство населения. Если показатель рождаемости в среднем на одну женщину будет и далее снижаться такими же темпами, как в 90-е годы, то к 2005 году он составит 0,8-0,9, а население России уменьшится до 100 млн. человек к 2020 году и до 50-55 млн. человек к 2075 году. Россия уже сейчас занимает одно из последних мест в мире по плотности населения, а в течение ХХI века Россия, как самостоятельное государство, может просто исчезнуть.
Анализ состояния и тенденций демографических процессов и их причин свидетельствуют о невозможности стабилизации демографической обстановки в стране и последующего ее улучшения без преодоления духовного и социально-экономического кризиса, последующего подъема экономики, повышения уровня жизни населения.
Тенденции суженного воспроизводства населения могут быть преодолены только в случае изменения демографического поведения населения, в первую очередь молодого поколения.
Как показали социологические исследования, проводившиеся в 90-е годы, в качестве основных причин, по которым молодые семьи не желали заводить детей, в подавляющем большинстве случаев назывались две: отсутствие перспектив получения (приобретения) жилья и низкий уровень доходов.
Необходимо подчеркнуть, что первая из указанных причин формулировалась не как собственно получение жилья, а именно, как отсутствие перспектив получения жилья. В основе второй причины лежит несопоставимый размер пособия на детей с уровнем затрат на содержание ребенка.
В Российской Федерации 80% детей рождается в семьях в возрасте до 30 лет. Следовательно, для изменения репродуктивной установки молодых семей нужно найти решение двух вышеуказанных проблем.
Остальные проблемы, применительно к поведению молодых семей в сфере рождаемости, носят второстепенный характер, не являются определяющими и не требуют значительных финансовых вложений.
Трудное жилищное положение оказывает особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи, потому что основная доля рождений приходится на первые брачные годы. Неудовлетворительное жилищное положение, вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей. Улучшение жилищных условий в виде отдельной квартиры в наибольшей степени способствует увеличению размеров семьи. В целом средняя населенность семей, занимающих отдельную квартиру или дом, значительно выше, чем в семьях, которые снимают комнату или живут в общежитии.
Жилищные условия остаются одним из самых критических экономических факторов, влияющих на положение семьи в России. По общей площади жилья на душу населения Россия во второй половине 80-х годов отставала от США и Швеции в 3,1 раза, от ФРГ и Франции - в 2,5 раза.
Тема обеспеченности жильем молодых семей приобретает актуальность сейчас, в первом десятилетии XXI века, когда вступают в действие структурные факторы изменения численности молодежи. В 2002 году в интервал повышенной брачности и период рождения первого ребенка вступают поколения повышенной рождаемости 1982-1988 годов.
Продуманная и реалистичная политика в отношении семьи, расширение экономической поддержки семьи и, в частности, помощь в приобретении (строительстве) жилья может наиболее серьезным образом повлиять на репродуктивное поведение молодежи.
В СССР в 80-х годах десятки тысяч молодых семей смогли решить жилищную проблему благодаря молодежным жилым комплексам (МЖК). МЖК представлял собой оригинальную форму осуществления жилой застройки, которая позволяла в комплексе решать финансовые, организационные, архитектурные и социальные проблемы.
Молодежные жилые комплексы возникли не случайно, а в определенный период экономического развития страны, когда государство имело достаточно средств на решение жилищного вопроса, но испытывало острый дефицит рабочей силы в строительной индустрии. МЖК выступал в качестве сбалансированного экономического организма. Строительный комплекс получал дешевую рабочую силу, а молодые семьи своими руками строили для себя жилье.
В современных условиях ситуация изменилась диаметральным образом: улучшение жилищных условий молодых семей связано, в первую очередь, с оказанием им финансовой помощи в целях приобретения (строительства) жилья со стороны государства.
Особенности современного этапа социально-экономических преобразований в стране определили такое текущее соотношение между уровнем доходов и уровнем цен на жилье, при котором большинство молодежных домохозяйств не в состоянии оплатить жилье ни в процессе его строительства, ни в рассрочку. Таким образом, обеспечение для молодежи более благоприятных условий в решении жилищной проблемы максимально положительно скажется на улучшении демографической ситуации в России.
Проведенные исследования (1) свидетельствуют о том, что молодежь потенциально ориентирована на активную репродуктивную деятельность, до 80 % молодежи намерены вступить в брак до 30 лет и иметь в среднем по два ребенка на семью.
Намерение иметь детей (в % от числа опрошенных)
Томск | Область | |
Одного | 19.37 | 23.02 |
Двух | 54.19 | 54.34 |
Трех и более | 6.66 | 4.53 |
Ни одного | 4.64 | 3.40 |
Затрудняюсь ответить | 14.93 | 14.72 |
В современных условиях, при ограниченных ресурсах, на воспроизводство государство должно в буквальном смысле сохранять генетический потенциал общества. Как бы это цинично ни звучало, но в такой обстановке тем более важно поддерживать молодежь в решении ее социальных проблем. Это с точки зрения воспроизводства населения.
Не менее, если не более, важен и квалификационный аспект. Заблуждение в том, что рыночные отношения сами сформируют необходимые экономические пропорции уже приводит к тому, что целые сферы общественной деятельности оголяются, остаются без необходимого воспроизводства квалифицированных кадров. Это образование, наука, культура, здравоохранение, промышленность. И эти отрасли никак не отнести к неперспективным, просто рыночные механизмы в принципе не способны решать многие вопросы экономического развития рационально и без больших издержек.
В результате начинает возникать ситуация, когда молодежь выбирает такие профессии, которые хорошо востребованы на рынке труда за рубежом, и исходя из этого, получают в России образование. Сегодня меньше половины томской молодежи уверено, что останется жить и работать в России.
Считают для себя возможным навсегда уехать из России (в % от числа опрошенных)
Томск | Область | |
Да | 27.35 | 14.72 |
Нет | 49.45 | 58.49 |
Затрудняюсь ответить | 23.11 | 26.79 |
Причина этого скрывается в том, что в решении основных жизненных задач молодежь видит серьезные проблемы.
Основные жизненные задачи молодежи на ближайшие 3-5 лет (в % от числа опрошенных)
Томск | Область | |
Получить образование | 75.98 | 92.83 |
Найти работу | 73.23 | 71.70 |
Поправить здоровье | 25.33 | 27.92 |
Приобрести квартиру (дом) | 47.33 | 55.47 |
Основные помехи в решении жизненных задач (в % от числа опрошенных)
Томск | Область | |
Отсутствие денег | 55.80 | 58.49 |
Социально-экономическая ситуация в России |
42.79 | 43.77 |
Недостаток знаний и умения | 25.93 | 32.83 |
Таким образом, в области государственной молодежной политики, в том числе и жилищной, необходимо срочно принимать серьезные меры.
Молодежь сегодня имеет самую незначительную экономическую базу социальной адаптации в новых условиях. В современных условиях, когда перед населением страны стоит в основном две существенные проблемы: (1) доходы, следовательно, в основном занятость; (2) жилье, - а механизмы их решения еще не устоялись или даже еще не сложились, следует отметить, что молодежь как социальная и возрастная категория наименее социально защищена.
Получена следующая оценка молодежью своего материального положения (в % от числа опрошенных)
Томск | Область | |
Живем от зарплаты до зарплаты | 15.37 | 10.23 |
На ежедневные расходы хватает | 37.51 | 29.92 |
Можем откладывать | 30.03 | 27.27 |
Возможна покупка товаров длительного пользования |
12.74 | 20.45 |
Ни в чем себе не отказываем | 4.25 | 12.12 |
И оценка нуждаемости в собственном жилье (в % от числа опрошенных)
Томск | Область | |
Да, нуждаемся | 64.75 | 47.92 |
Нет | 35.25 | 52.08 |
Велика в современных условиях проблема трудоустройства в молодежной среде. Ниже приведены данные о наличии постоянного места работы у молодых людей (в % от числа опрошенных)
Томск | Область | |
По профессии | 7.28 | 2.76 |
Не по специальности | 10.11 | 1.57 |
Нет постоянного места работы | 22.04 | 9.45 |
Не работаю | 59.66 | 86.22 |
Оценка молодежью вероятности остаться без работы свидетельствует о наличии проблем и в данном случае (в % от числа опрошенных)
Томск | область | |
Велика | 15.77 | 13.96 |
Есть, но мала | 41.56 | 33.58 |
Всегда найду работу | 26.79 | 26.79 |
Затрудняюсь ответить | 14.76 | 25.66 |
Наибольшие опасения молодежи в будущем (в % от числа опрошенных)
Томск | Область | |
Возможность потерять (не найти) работу |
36.83 | 41.13 |
Материальные проблемы | 57.21 | 49.81 |
Возможность серьезно заболеть | 42.18 | 30.57 |
Вывод: Таким образом, с позиции национальных интересов России, интересов регионального развития и с позиции ожидаемой результативности программы представляется целесообразным реализация областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002 - 2010 годы".
1.2. Анализ ситуации и существующей практики жилищного строительства
Детальный анализ мировой практики жилищного строительства, программ и мероприятий по решению жилищной проблемы в России обширно представлен в литературе.
Основные выводы из анализа опыта решения жилищной проблемы в развитых и развивающихся странах (США, Германии, Китае, России, Гонконге, Англии и др.). Анализ показал:
жилищное строительство и активное участие в нем государства стали в период после великой депрессии важнейшим рычагом государственной политики в решении социальных проблем общества и экономического развития в европейских странах и США;
государство в период серьезных структурных перестроек экономики и общества значительную часть бремени в решении жилищной проблемы брало на себя;
особое внимание в решении жилищной проблемы обращалось на маргинальные категории: ветераны, пенсионеры, молодежь, малообеспеченные категории населения;
долгосрочные коммерческие кредиты широко применяются как средство решения жилищной проблемы лишь в устойчивой, стабильной экономической системе и при активной поддержке государства;
дифференцированный подход к различным категориям граждан в решении жилищной проблемы;
формирование стандартов гарантированной поддержки государства в решении жилищной проблемы;
Следует отметить, что активная роль государства в решении жилищной проблемы начинает затухать при следующих обстоятельствах:
создан более-менее устойчивый экономический организм, поддающийся управлению со стороны правительства (государственное регулирование);
уровень благосостояния основной массы населения находится на уровне, когда вопрос о жилищной проблеме стоит не как "поиск крыши над головой", а как выбор жилища отвечающего определенному требованию комфортности;
по некоторым оценкам активизация рыночных отношений в решении жилищной проблемы происходит тогда, когда средняя месячная заработная плата начинает превышать среднюю стоимость одного кв. м жилья.
социально взрывная острота жилищной проблемы снята.
Анализ экономической ситуации в России
Анализ свидетельствует:
В предшествующий период (до 1992 г.) существовала более устойчивая, ресурсоспособная и последовательная система решения жилищной проблемы.
В настоящих условиях для решения социальных проблем хотя бы в минимальных масштабах необходимо принятие решений на уровне федерального правительства и региональных органов власти по формированию нетрадиционных механизмов жилищного строительства.
Основными источниками средств для финансирования жилищного строительства в данном случае становятся:
доходы узкого круга населения (0,7 - 20 %), которые остаются постоянной составляющей в потребности жилья следующего качественного уровня (градация может быть произвольной) комфорта (кирпичное, кирпичное просторное, кирпичное с несколькими санузлами и т.п.);
реинвестирование других накопленных ранее благ населением с низким уровнем доходов и низким обеспечением жильем. (По Томской области это примерно 30% молодежи). Объектами реинвестирования в данном случае является жилье, дачные участки, освоенные и с постройками, в удобных, живописных, транспортно доступных местах; гаражи капитальные в удобных местах; автомобили. Население данной группы инвестирования является основным претендентом на жилье по качеству и нормам соответствующим концу 80 годов;
бюджет, как источник финансирования жилья в традиционных формах, потерял первенство. С трудом удается финансировать жилье по ранее принятым государством обязательствам (военным, переселенцам, чернобыльцам и т.п.). Средства бюджетов по программам жилищного строительства разрозненны и часто не используются по причинам отсутствия механизмов, отвечающих требованиям современных условий и состоянию финансово-денежной системы;
целевые средства от концессионных проектов выступают в современных условиях регулирующей составляющей в финансировании жилищного строительства;
средства предприятий (работодателей).
Таким образом, существует необходимость построения адаптивных механизмов финансирования и организации строительства, позволяющих решать возникающие проблемы, и других предпосылок развития жилищного строительства.
2. Основные цели и задачи программы
Целью программы является создание системы государственной и муниципальной поддержки молодых семей и специалистов в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в Томской области.
Для достижения сформулированной цели необходимо решить следующие основные задачи (задачи первого уровня):
Законом Томской области от 14 ноября 2003 г. N 144-ОЗ в пункт 1 раздела 2 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 г.
1. Создание системы законодательных и нормативно-правовых актов Томской области, обеспечивающих активную государственную и муниципальную поддержку молодых семей по строительству (приобретению) жилья, а также молодежных инициатив по развитию движения молодежных жилых комплексов в виде общественных организаций, молодежных жилищно-строительных кооперативов и других объединений молодых семей.
2. Создание системы государственной и муниципальной поддержки коллективного и индивидуального строительства силами молодых семей в сельской местности.
3. Создание механизма решения жилищной проблемы молодых семей, в том числе по научно-методическому, организационному, информационному и кадровому обеспечению.
4. Создание механизмов мобилизации ресурсов для обеспечения жилищного инвестиционно-строительного процесса.
5. Создание эффективной системы управления реализации программы, адекватной социальным масштабам и остроте жилищной проблемы.
Законом Томской области от 14 ноября 2003 г. N 144-ОЗ в раздел 3 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 г.
3. Сроки и этапы реализации программы
Программа реализуется поэтапно в 2002-2010 годах.
1 этап (2002 - 2004 гг.)
Разработка и формирование правовых, финансовых и организационных механизмов государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Подготовка строительных площадок для коллективного и индивидуального строительства на территории Томской области, организация строительства, сдача в эксплуатацию жилых домов в сельской местности и многоквартирных жилых домов в городах.
Создание системы мониторинга реализации программы.
2 этап (2005 - 2010 гг.)
Совершенствование и развитие созданных и апробированных на первом этапе механизмов реализации программы, уточнение перечня намеченных мероприятий с учетом хода их выполнения на территории Томской области. Отработка механизмов строительства (приобретения) жилья за счет мобилизации различных источников ресурсов. Подготовка строительных площадок для коллективного и индивидуального строительства на территории Томской области, организация строительства, сдача в эксплуатацию жилых домов в сельской местности и многоквартирных жилых домов в городах. Законодательное обеспечение мероприятий программы, подготовка рекомендаций по совершенствованию нормативно-законодательной базы строительства жилья и обеспечения его ресурсами.
4. Механизм реализации программы
Механизм реализации программы изложен в Приложении 4 "Механизм реализации областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002 - 2010 годы".
Законом Томской области от 17 мая 2004 г. N 59-ОЗ в пункт 4.1 настоящей Программы внесены изменения
4.1. Основные понятия программы
Молодая семья - семья, возраст супругов в которой не превышает 30 лет.
Право на участие в настоящей программе имеют молодые семьи, отвечающие следующим условиям:
- брак зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния;
- все члены семьи должны быть гражданами Российской Федерации;
- все члены семьи должны быть зарегистрированы по месту постоянного жительства (в отдельных случаях возможно рассмотрение и временных регистраций) на территории Томской области;
- один из членов семьи состоит на учете в органах по учету и распределению жилья муниципального образования, как представитель молодой семьи в соответствии с требованиями настоящей программы, при этом право на участие в программе сохраняется за семьей до момента получения жилья.
Право на участие в настоящей программе имеют также молодые специалисты бюджетных учреждений, общественных организаций (объединений), работающих с детьми и молодежью по различным направлениям молодежной политики.
Молодые специалисты должны стоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы и по месту жительства.
Участниками программы являются молодые семьи и специалисты, а также могут быть их объединения.
Объединениями молодых семей и специалистов считаются некоммерческие организации и общественные объединения, основной целью которых является строительство жилья для их членов.
Приоритетные категории молодых семей в рамках настоящей программы (в порядке убывания):
Приоритетность молодых семей по месту работы:
молодые семьи, в которых оба супруга работают в бюджетной сфере;
молодые семьи, в которых оба супруга работают в сельском хозяйстве;
молодые семьи, в которых один из супругов работает в бюджетной сфере;
молодые семьи, в которых один из супругов работает в сельском хозяйстве;
молодые семьи, в которых оба супруга работают в рыночном секторе экономики.
Источники финансирования: средства федерального, областного, местного бюджетов, средства организаций, средства молодых семей, средства, полученные после реализации прав на долевое участие в строительстве нежилых офисных помещений и свободного жилого фонда.
Право на получение жилищного кредита имеют исключительно участники настоящей программы.
При принятии соответствующих решений на федеральном уровне может использоваться безвозмездная субсидия при рождении (усыновлении) ребенка.
Заказчик-застройщик или генеральный подрядчик имеет право получить бюджетный кредит или кредит под гарантию Администрации в порядке, предусмотренном законодательством Томской области.
Кредит для строительства (приобретения) жилья (жилищный кредит) - денежные средства, предоставляемые молодой семье на строительство (приобретение) жилья. Получателем кредита может быть молодая семья или объединение молодых семей и специалистов.
Молодая семья может получить денежные средства в виде беспроцентной ссуды за счет разницы между рыночной и сметной стоимостью, полученной при реализации нежилых офисных помещений (внебюджетная беспроцентная ссуда) Получателем внебюджетной беспроцентной ссуды может быть молодая семья или объединение молодых семей и специалистов.
Денежные средства, предоставляемые молодой семье за счет средств федерального, областного и местного бюджетов на безвозвратной основе для строительства (приобретения) жилья, являются безвозмездной жилищной субсидией.
Государственный заказчик программы - Департамент строительства и ЖКХ Администрации Томской области, который от имени Администрации заключает договор с основным исполнителем программы, осуществляет контроль за исполнением программы, за целевым использованием бюджетных средств и мониторинг программы.
Основной исполнитель программы - Дирекция жилищно-строительных программ Томской области, (до 31.12.2003), с 01.01.2004 - Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту, который осуществляет реализацию программы, готовит необходимые предложения и дополнения в программу в процессе ее выполнения.
Исполнители программы - Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Администрации Томской области и Томское региональное отделение общероссийской общественной организации "Союз МЖК России".
Инвестор - юридическое или физическое лицо, осуществляющее инвестиционную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации на объектах программы.
МЖК - общественные организации, а также молодежные жилищно-строительные кооперативы (и другие объединения), объединяющие представителей молодых семей и специалистов и выступающие от их имени агентами и коллективными инвесторами при строительстве жилья.
Законом Томской области от 14 ноября 2003 г. N 144-ОЗ в пункт 4.2 раздела 4 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 г.
4.2. Организационно-финансовый механизм и основные условия реализации программы
Организационный механизм опирается на систему договоров между основными субъектами, участвующими в реализации программы: государственный заказчик программы; основной исполнитель программы; генеральный подрядчик; участники программы; инвесторы; молодые семьи. Характер договоров определяется Постановлениями и Распоряжениями Главы Администрации (Губернатора) Томской области, предусмотренными в Приложении 1, целями и задачами, которые решает каждый субъект программы, обязательствами, которые на себя принимает каждая договаривающаяся сторона, и конечными результатами сотрудничества.
Основные договоры заключаются:
- между государственным заказчиком и основным исполнителем программы;
между государственным заказчиком и уполномоченным банком;
- между основным исполнителем и генподрядчиком по объектам программы;
между основным исполнителем и МЖК;
между основным исполнителем и молодыми семьями;
между основным исполнителем и бюджетным кредитором;
между основным исполнителем и жилищным кредитором;
- кроме этого могут заключаться договоры, регулирующие отношения субъектов реализации программы по отдельным вопросам.
Размер предоставляемого жилищного кредита: размер предоставляемого жилищного кредита рассчитывается, исходя из следующих параметров:
а) стоимости строящегося (приобретаемого) жилья, которая определяется исходя из: социальной нормы жилья в расчете на 1 члена семьи, предельной рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади жилья, утверждаемой для целей выдачи жилищных кредитов участникам программы;
б) размера собственных средств, которые должны внести молодые семьи в качестве единовременного взноса или периодических выплат при строительстве жилья;
в) размера внебюджетной беспроцентной ссуды;
г) размера средств, перечисляемых за своего работника предприятием или организацией.
Оплата дополнительно строящейся (приобретаемой) общей площади жилья сверх рассчитанной по вышеуказанным параметрам общей площади жилья производится исключительно за счет средств молодой семьи.
Размер собственных средств, которые должна внести молодая семья на строительство (приобретение) квартиры предусмотрен в Приложении 4, таблица 2.
Вложение собственных средств в строительство (приобретение) жилья молодыми семьями может осуществляться:
в качестве единовременного взноса на строительство жилья;
в качестве периодических выплат молодыми семьями;
в форме, сочетающей единовременную выплату и периодические платежи.
В случаях, если молодая семья имеет на праве собственности отдельное жилое помещение, размер первоначального взноса может быть определен в размере рыночной стоимости данного отдельного жилого помещения.
Прочие условия: в случае, если до исполнения обязательств по кредитному договору молодая семья или объединение молодых семей прекращает выплаты по кредитному договору, взыскание невыплаченных денежных средств или отчуждение имущества производится в соответствии с действующим законодательством.
Условия предоставления бюджетных и жилищных кредитов, источники, сроки и условия их погашения, гарантии по возврату, размеры годовых процентных ставок регламентируются отдельными положениями и утверждаются постановлениями Главы Администрации (Губернатора) Томской области (Приложение 1).
5. Обеспечение реализации программы
5.1. Ресурсное обеспечение реализации программы
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию программы, составляет 1412,8 млн. рублей.
Средства областного бюджета составляют 77 млн. рублей.
Кроме того, в рамках реализации программы предполагается выделение средств из федерального бюджета в размере 400 млн. рублей, из муниципальных бюджетов - 125 млн. рублей, а также привлечение внебюджетных средств в сумме 810,8 млн. рублей, из них личные средства молодых семей составляют 189 млн. рублей.
Объемы финансирования программы в 2002-2010 годах приведены в Приложении 2.
Законом Томской области от 17 мая 2004 г. N 59-ОЗ в пункт 5.2 настоящей Программы внесены изменения
5.2. Организационное обеспечение программы
Организационная система, призванная решать задачи, сформулированные в настоящей программе, должна состоять из нескольких уровней, обеспечивающих многоканальные связи друг с другом, и реализовывать основные принципы, позволяющие эффективно мобилизовать и консолидировать средства на жилищное строительство, обеспечивать индивидуальный подход к молодым семьям и их объединениям - участникам программы.
На областном уровне создается на основе двухсторонних соглашений (договоров) и протоколов система взаимоотношений организаций, отвечающих за решение жилищной проблемы в Томской области, государственного заказчика и основного исполнителя программы - Дирекции жилищно-строительных программ Томской области (Дирекция) (до 31.12.2003), с 01.01.2004 - Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Администрации Томской области (Департамент).
Основные задачи Департамента состоят в:
подготовке предложений по развитию системы решения жилищной проблемы,
разработке механизмов использования различных источников обеспечения строительства (приобретения) жилья для молодежи необходимыми ресурсами,
подборе площадок и объектов для программы,
консолидации денежных и материальных ресурсов, поступающих из различных источников на цели программы,
финансировании процесса реализации программы,
мониторинге процесса реализации программы,
разработке ТЭО и подготовке бюджетных заявок на финансирование программы,
инициативе по принятию необходимых законов и правительственных решений,
выполнении функций заказчика - застройщика для эффективного контроля за денежными средствами,
выполнении функций управляющей компании для организаций - участников программы, основным родом деятельности которых является решение жилищной проблемы молодежи,
- подготовке списков молодых семей и специалистов путем сбора необходимой информации в органах местного самоуправления, учреждениях и т.д., анкетирования и собеседований с кандидатами, желающими участвовать в данной программе, для последующего их отбора и утверждения на конкурсной комиссии, созданной постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области.
На федеральном уровне Департамент взаимодействует с Департаментом по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации, общероссийской общественной организацией "Союз МЖК России", основными задачами которых являются:
взаимодействие с федеральными министерствами и ведомствами по вопросам федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", с исполнителями региональных программ;
осуществление контроля и определение направлений использования средств на жилищное строительство, предусмотренных в федеральном бюджете в рамках задач настоящей программы.
Организационное развитие программа должна получить в процессе реализации в населенных пунктах Томской области в следующих формах:
- общественные организации МЖК;
молодежные жилищно-строительные кооперативы;
товарищества собственников жилья;
другие некоммерческие организации;
коллективное и индивидуальное жилищное строительство в сельской местности.
Форма участия вновь созданных структур в программе определяется трехсторонним соглашением между территориальной администрацией, Государственным заказчиком и Департаментом.
Такая организационная схема реализации программы позволяет гибко использовать региональные особенности проблемы, накопленный опыт и существующие источники и механизмы финансирования жилищного строительства.
Законом Томской области от 17 мая 2004 г. N 59-ОЗ в пункт 5.3 настоящей Программы внесены изменения
5.3. Система контроля эффективности реализации программы
Система контроля эффективности реализации программы состоит из следующих элементов:
контроль целевого использования средств бюджетов, выделяемых на решение жилищной проблемы;
отчетность об использовании средств из различных источников на жилищное строительство и о полученных результатах в установленном порядке по согласованной форме;
анализ хода реализации программы и эффективности использования средств.
В каждом конкретном случае местные органы власти, Государственный заказчик и Департамент определяют характер взаимоотношений по реализации этих элементов контроля.
5.4. Законодательное обеспечение программы
Предварительно подготовленные материалы программы позволяют определить перечень нормативных актов, принятие которых необходимо для придания нового импульса жилищного строительства в сложившихся социально-экономических условиях. Это:
внесение изменений и дополнений в Положение о предоставлении жилищных субсидий, допускающих использование региональных особенностей.
внесение изменений и дополнений в порядок предоставления кредитов на жилищное строительство, допускающих использование региональных особенностей и различных форм товарно-денежных отношений.
подготовка и согласование методики (или положения) о консолидации источников финансирования жилищного строительства в различных товарно-денежных формах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.