См. Обзор - 2019 по другим налогам
Обзор основных изменений по налогу на имущество организаций - 2019
(глава 30 НК РФ)
(подготовлено экспертами компании "Гарант", август - декабрь 2018 г.)
Движимые основные средства полностью выведены из-под налогообложения
(п.п. 19 - 24 ст. 2, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ)
С 01.01.2019 объекты основных средств, являющиеся движимым имуществом, не признаются объектами налогообложения по налогу на имущество (далее - Налог) для российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, независимо от того, в какую амортизационную группу они включены.
Соответствующие изменения внесены в ст. 374 НК РФ (связанные с ними поправки внесены и в иные нормы главы 30 НК РФ).
Следовательно, Налог в отношении указанных активов со следующего налогового периода исчисляться и уплачиваться не будет без каких-либо специальных решений региональных властей.
Заметим также, что следствием анализируемого изменения является и то, что с 2019 года организации в общем случае должны отчитываться по Налогу только в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения (п. 1 ст. 386 НК РФ, доп. см. письма ФНС России от 03.12.2018 N БС-4-21/23363@, от 27.11.2018 NN БС-4-21/22937@, БС-4-21/22936@).
Обновлены правила расчета налоговой базы при изменении кадастровой стоимости недвижимости в течение года
(п. 2 ст. 2, ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ, далее - Закон N 334-ФЗ)
Согласно п. 15 ст. 378.2 НК РФ в редакции, вступившей в силу 01.01.2019, изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода, как и ранее, не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено указанным пунктом.
Так, с начала текущего налогового периода изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения его качественных и (или) количественных характеристик учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - Реестр) сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости. В таком случае исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей по налогу) осуществляется с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному п. 5 ст. 382 НК РФ (п. 5.1 ст. 382 НК РФ (см. п. 3 ст. 2, ч. 3 ст. 3 Закона N 334-ФЗ)).
Наряду с этим при сохранении общего подхода детализированы правила определения налоговой базы при изменении кадастровой стоимости объекта вследствие исправления ошибок: в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Реестра о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Реестр, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Кроме того, изменены правила учета для целей налогообложения изменения кадастровой стоимости объекта на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда: сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Реестр, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, а не с начала налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Реестр кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При этом следует учитывать, что положения п. 15 ст. 378.2 НК РФ в редакции Закона N 334-ФЗ подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Реестр по основаниям, возникшим с 01.01.2019 (ч. 6 ст. 3 указанного закона).
Участники инновационных научно-технологических центров и организации инфраструктуры последних освобождены от налогообложения
(п. 9 ст. 2, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30.10.2018 N 373-ФЗ, далее - Закон N 373-ФЗ)
Так, с 01.01.2019 от налогообложения освобождены:
- организации, признаваемые фондами, управляющими компаниями, дочерними обществами управляющих компаний в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - Закон N 216-ФЗ) (п. 27 ст. 381 НК РФ);
- организации, получившие статус участника проекта в соответствии с Законом N 216-ФЗ, - в отношении имущества, учитываемого на их балансе и расположенного на территории инновационного научно-технологического центра, в течение десяти лет начиная с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества. Такие организации утрачивают право на освобождение от налогообложения в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 145.1 НК РФ. Для подтверждения права на освобождение от налогообложения нужно представить в налоговый орган по месту учета документы, подтверждающие наличие статуса участника проекта в соответствии с Законом N 216-ФЗ и предусмотренные данным законом, а также данные учета доходов (расходов) (п. 28 ст. 381 НК РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.