См. Обзор - 2019 по другим налогам
Обзор основных изменений по налогу на имущество физических лиц - 2019
(глава 32 НК РФ)
(подготовлено экспертами компании "Гарант", август - ноябрь 2018 г.)
Установлен коэффициент-дефлятор на 2019 год для расчета инвентаризационной стоимости объектов налогообложения
(приказ Минэкономразвития России от 30.10.2018 N 595)
В текущем налоговом периоде инвентаризационная стоимость объектов налогообложения для целей определения налоговой базы и налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц подлежит определению с применением коэффициента-дефлятора в размере 1,518 (см. ст.ст. 404, 406 НК РФ). Его размер вырос по сравнению с установленным на предыдущий налоговый период на 0,037 (см. приказ Минэкономразвития России от 30.10.2017 N 579), что при прочих равных условиях повлечет за собой некоторое повышение суммы начислений по налогу на имущество физических лиц. Это не касается налогоплательщиков, уплачивающих данный налог исходя из кадастровой стоимости имущества.
Обновлены правила расчета налоговой базы при изменении кадастровой стоимости недвижимости в течение года
(пп. "а" п. 6 ст. 2, ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ, далее - Закон N 334-ФЗ)
Согласно п. 2 ст. 403 НК РФ в редакции, вступившей в силу 01.01.2019, изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода, как и ранее, не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено указанным пунктом.
Так, с начала текущего налогового периода изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения его качественных и (или) количественных характеристик подлежит учету при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - Реестр) сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости. В таком случае исчисление суммы налога осуществляется с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному п. 5 ст. 403 НК РФ (п. 5.1 ст. 408 НК РФ).
Наряду с этим при сохранении общего подхода детализированы правила определения налоговой базы при изменении кадастровой стоимости объекта вследствие исправления ошибок: в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Реестра о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Реестр, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Кроме того, изменены правила учета для целей налогообложения изменения кадастровой стоимости объекта на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда: сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Реестр, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, а не с начала налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Реестр кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (как раньше).
При этом следует учитывать, что положения п. 2 ст. 403 НК РФ в редакции Закона N 334-ФЗ подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Реестр по основаниям, возникшим с 01.01.2019 (ч. 6 ст. 3 указанного закона).
Физлица вправе уплачивать налог на имущество в составе единого налогового платежа
(пп. "а" п. 2, п. 3 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.07.2018 N 232-ФЗ)
Суть данного механизма, который начал работать с начала текущего календарного года, заключается в возможности исполнения налогоплательщиками-физическими лицами (или иными лицами за них) обязанности по уплате транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц (далее - имущественные налоги) путем добровольного перечисления денежных средств в валюте РФ в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства без детализации в разрезе указанных налогов. Данной процедуре посвящена ст. 45.1 НК РФ.
В таком случае обязанность по уплате имущественных налогов считается исполненной налогоплательщиком со дня принятия налоговым органом решения о зачете суммы единого налогового платежа (далее - ЕНП) в счет уплаты имущественных налогов, что должно осуществляться в установленные сроки их уплаты (пп. 8 п. 3 ст. 45, п. 5 ст. 45.1 НК РФ).
Заметим также, что суммы ЕНП подлежат направлению и на погашение недоимки по имущественным налогам и (или) задолженности по соответствующим пеням, процентам за предоставление отсрочки (рассрочки) (п.п. 4, 6 ст. 45.1 НК РФ).
Кроме того, предусмотрена возможность возврата налогоплательщикам денежных средств, перечисленных в бюджетную систему РФ в качестве ЕНП, до момента их зачета налоговым органом (п.п. 7, 8 ст. 45.1 НК РФ).
Ведение института ЕНП направлено на упрощение уплаты физическими лицами имущественных налогов (доп. см. письмо УФНС России по Новгородской области от 06.08.2018 N 9-18/08970 "О направлении информации").
Регламентирован порядок перерасчета налога на имущество физлиц
(ст. 1, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)
Так, согласно п. 2.1 ст. 52 НК РФ, вступившему в силу 01.01.2019, перерасчет сумм ранее исчисленного налога на имущество физических лиц может осуществляться налоговым органом не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом. При этом установлен запрет на перерасчет в сторону увеличения налога на имущество физических лиц (см. также информацию ФНС России от 04.09.2018, письмо ФНС России от 17.08.2018 N ПА-4-21/16028@).
Нивелировано влияние пенсионной реформы на налоговую нагрузку граждан (льготы предпенсионерам)
(п. 2 ст. 1, ст. 2 Федерального закона от 30.10.2018 N 378-ФЗ)
Пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, имеют право на налоговую льготу по налогу на имущество физических лиц (пп. 10 п. 1 ст. 407 НК РФ). Соответственно, изменение с 01.01.2019 порядка назначения пенсий, в силу которого в общем случае страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении 65 лет, а женщинам - 60 лет (ранее - 60 и 55 лет соответственно), привело бы к невозможности реализации данного права налогоплательщиками, которые согласно действовавшему ранее законодательству должны были бы стать пенсионерами в текущем налоговом периоде (в ряде следующих налоговых периодов). С целью недопущения такого эффекта пп. 10.1 п. 1 ст. 407 НК РФ, вступившим в силу 01.01.2019, предусмотрено, что право на налоговую льготу имеют физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством РФ, действовавшим на 31.12.2018.
Напоминаем, что для реализации права на налоговую льготу следует представить в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, к которому могут быть приложены документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу (п. 6 ст. 407 НК РФ, доп. см. письмо ФНС России от 31.10.2018 N БС-4-21/21281@).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.