Новая редакция Порядка применения КОСГУ - 2019:
обзор основных изменений
июль 2019 г.
В Минюсте России прошел регистрацию приказ Минфина России от 13.05.2019 N 69н, предусматривающий поправки в действующий Порядок применения КОСГУ, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н (далее - Порядок N 209н). Изменения многочисленные, причем некоторые из них Минфин уже "анонсировал" в своих разъяснениях.
Изменения вступают в силу с 5 августа, но применять нужно в отношении операций, совершенных с начала года. В этой связи придется пересмотреть в межотчетный период входящие остатки на 1 января 2019 года согласно уточненному порядку применения КОСГУ и соответствующим аналитическим счетам бухучета. Остатки со счетов, применявшихся в 2018 году, нужно перенести счет 401 30 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833).
Также необходимо скорректировать обороты по счетам бухгалтерского учета, сложившиеся с 01.01.2019 до даты перехода на уточненные положения Порядка N 209. При этом первичные документы, в которых уже были указаны старые счета и коды КОСГУ, не требуется.
Не забудьте при составлении отчетности отразите данные об изменении входящих остатков в формах 0503173 и 0503773.
Если в связи с уточнениями применения КОСГУ выявлено ошибочное отнесение объектов на статьи / подстатьи классификации, то в учете следует отразить это как исправление ошибки текущего года - бухгалтерской записью, оформленной способом "Красное сторно", и дополнительной бухгалтерской записью. Подробнее об исправление ошибок в бухучете, допущенных в текущем году, смотрите здесь.
Изменения в кодах КОСГУ по доходам
Доходы от аренды
В назначении подстатьи 121 "Доходы от операционной аренды" появилось уточнение о том, что она может применяться для учета доходов от платы за пользование объектом не только при аренде, но и при субаренде имущества. Другая часть платы в рамках арендных отношений - это условные арендные платежи: возмещение расходов по страхованию имущества, техническому обслуживанию имущества, оплате коммунальных расходов и т.п. Они относятся на подстатью 135 "Доходы по условным арендным платежам". В отличие от части платы за пользование объектом, размер условных арендных платежей не зафиксирован в договоре в виде денежного значения и определяется в ходе исполнения договора. Этот момент теперь оговорен в назначении подстатьи 135, приблизив тем самым ее содержание к положениям п. 7 СГС "Аренда".
Доходы от оказания платных услуг
Расширен перечень поступлений, учитываемых по подстатье 131 "Доходы от оказания платных услуг (работ)". Теперь сюда также относятся:
1. Доходы от платы за пользование служебными жилыми помещениями и общежитиями, включающей в себя плату за пользование и плату за содержание жилого помещения. Это случаи, когда установленная договором плата установлена в виде единой (неделимой) суммы. Напомним, что в ином случае поступление платы за пользование помещением учитывайте по предусмотренной для этих целей подстатье 129 КОСГУ, а возмещение части коммунальных расходов - по подстатье 134 КОСГУ как доходы от компенсации затрат учреждения (письмо Минфина России от 17.01.2019 N 02-06-05/1886).
2. Доходы от поступления субсидий на выполнение госзадания по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования. Подробнее о финансовом обеспечении медицинских учреждений и применении КБК для учета средств финансирования читайте в специальной памятке.
3. Доходы от реализации готовой продукции. Данная поправка привела порядок применения КОСГУ в соответствие с нормами Инструкций NN 174н и 183н, так как положениями этих Инструкций с 2018 года прямо установлены соответствующие корреспонденции.
Иные доходы: подстатья 189
1. Несмотря на то, что Порядком N 209н предусмотрен открытый перечень поступлений по подстатье 189 "Иные доходы", сфера применения этого кода достаточно ограничена, поэтому при его использовании следует проявлять осмотрительность. На этом акцентировала внимание заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России С.В.Сивец на нашем интернет-семинаре. В частности, наряду с уже поименованными в назначении этого кода, на него теперь могут быть отнесены поступления денежных документов при реорганизации, ликвидации учреждения. Подробнее о применении подстатьи 189 мы рассказывали здесь.
2. Скорректирован подход к отражению операций автономных бюджетных учреждений по начислению и уплате налога на прибыль, НДС и налогов, объектом обложения которыми является доход / прибыль (к таковым, в частности, относится налог по УСН). Теперь по подстатье 189 КОСГУ учитывайте начисление и уплату налога на прибыль и налога по УСН, а по НДС на подстатью 189 относите только уплату. Одновременно с этим вступают в силу и поправки в Порядок N 132н, изменившие подход к применению АнКВД 180 - теперь он предназначен только для уплаты указанных налогов.
Операции по начислению НДС по доходам отражайте по тем подстатьям КОСГУ, по которым отражены доходы текущего финансового периода с учетом налога на добавленную стоимость. Такой подход соответствует и порядку заполнения Отчета о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721), ведь Инструкция N 33н прямо указывает, что начисление НДС должно осуществляться по дебету тех счетов, по которым получен доход от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг - например, 2 401 10 120 или 2 401 10 130.
Безвозмездные денежные и неденежные поступления
Значимые поправки внесены в части подстатей по учету денежных и неденежных поступлений:
Статья/ подстатья КОСГУ |
Суть изменений, дополнений |
Уточнено, что помимо субсидий на иные цели по этим подстатьям отражаются также гранты в форме субсидий, иные безвозмездные денежные поступления между бюджетными (автономными) учреждениями текущего и капитального характера соответственно
Подробнее об учете грантов в форме субсидии читайте здесь |
|
По кодам 155 и 165 теперь могут отражаться безвозмездные поступления и от физических лиц |
|
Внесено уточнение, прямо указывающее на возможность отражать по коду 192 безвозмездные неденежные поступления текущего характера, полученные от ИП |
Другие подстатьи по учету доходов и иных поступлений
Скорректировано назначение еще ряда "доходных" кодов:
Статья/ подстатья КОСГУ |
Суть изменений, дополнений |
На подстатью 132 теперь относите доходы от оказания медицинских услуг, предоставляемых в рамках не только базовой, но и территориальной программы ОМС. Также сюда включены доходы медицинских от оказания медуслуг, предоставляемых женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период |
|
Подстатья дополнена доходами от возврата в бюджет остатков наличных денежных средств, числящихся в кассе ПБС на 1 января текущего года |
|
Перечень договоров, санкции по которым отражаются на данной статье, теперь не является закрытым - по данной подстатье можно учитывать денежные взыскания (штрафы) за нарушение условий контрактов не только по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, но иных видов договоров, например, при несвоевременном внесении платы по договору аренды/безвозмездного пользования имуществом или по договору пользования помещением в общежитии и др. |
|
Уточнено, что на данную подстатью относятся невыясненные поступления вне зависимости от того, подлежат ли они зачислению в бюджет или будут уточнены на соответствующие коды и использованы в текущей деятельности |
В отношении доходов Порядок N 209н дополнен нормой, предусматривающей особенности отражения доходов в случае поступление неделимого платежа, объединяющего различные по своей экономической сути доходы. Такое поступление отражайте по элементу КОСГУ, который является основным при получении дохода!
Изменения в кодах КОСГУ по расходам
Расходы и выплаты
Уточнены перечни расходов, относимых на следующие подстатьи КОСГУ:
Статья/ подстатья КОСГУ |
Суть изменений, дополнений |
Перечень выплат в натуральной форме дополнен следующими операциями: - оплата проезда и услуг по перевозке личного имущества при переезде к избранному месту жительства военнослужащим и приравненным к ним лицам при увольнении; - приобретение молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, а также компенсационная выплата этим работникам в размере, эквивалентном стоимости указанных продуктов; - ежемесячные денежные выплаты работодателем медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В отношении двух последних выплат аналогичная позиция Минфина была неоднократно высказана им в письмах и доведенной в мае текущего года Информации по КОСГУ. Подробнее о выплатах в натуральной форме читайте здесь |
|
Сделано уточнение, что на подстатью 222 в числе прочих относятся расходы по возмещению сотрудникам расходов на приобретение проездных документов в служебных целях на все виды общественного транспорта, но только если эти расходы НЕ связаны со служебными командировками. Напомним, компенсацию проезда в командировку и обратно отражайте по подстатье 226 |
|
Важное уточнение: к расходам на коммунальные услуги относится в том числе оплата предоставления твердого топлива при наличии печного отопления в случае если заключен договор об оказании коммунальных услуг, в рамках которого учреждению предоставляются дрова, уголь и прочие виды твердого топлива. Если же твердое топливо приобрели по отдельному договору поставки, то оплату такого договора относите на подстатью 343. Аналогичные разъяснения Минфин уже давал в Информации по КОСГУ |
|
В перечень расходов данной подстатьи включены: - монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, когда эти работы производятся НЕ для целей капитальных вложений в объекты капстроительства. К таким расходам можно отнести, например, установку (монтаж) антенны спутникового телевидения на крыше или фасаде здания; - приобретение венков, цветов, а также оплата услуг по их изготовлению в целях возложения к памятникам и памятным знакам; - контрольные закупки товаров (работ, услуг). Кроме того, выплата суточных и денег на питание, а также компенсация расходов на проезд и проживание теперь возможна не только спортсменам и студентам, но также учащимся и воспитанникам |
|
Скорректировано назначение подстатьи 228. В частности, уточнено, что на нее относятся расходы в целях капвложений в нефинансовые активы, кроме матзапасов. |
|
Перечень выплат по данному элементу КОСГУ дополнен пособием подозреваемому или обвиняемому, временно отстраненному от должности |
|
Уточнен перечень получателей выплат по коду 297 "Иные выплаты текущего характера организациям", в частности, возмещения вреда и судебных издержек. Так, указанные выплаты могут перечисляться не только юридическим лицам, но также ИП и физлицам - производителям товаров, работ, услуг |
Безвозмездные перечисления
В содержании подстатей, детализирующих статьи 240 "Безвозмездные перечисления текущего характера организациям" и 280 "Безвозмездные перечисления капитального характера организациям", исключена оговорка о том, что эти подстатьи используются для отражения расходов бюджетов, поскольку формально это не позволяло использовать их бюджетным и автономным учреждениям, выступающим в роли передающей стороны при таких перечислениях. Кроме этого, в статьи для безвозмездных перечислений внесен еще ряд поправок:
Статья/ подстатья КОСГУ |
Суть изменений, дополнений |
Уточнено наименование и содержание подстатьи. Теперь прямо указано, что она может применяться для отражения безвозмездных перечислений текущего характера всем типам учреждений, созданных на базе имущества одного публично-правового образования. Помимо денежных перечислений, здесь отражается безвозмездная передача: - финансовых активов и обязательств в рамках правопреемства при реорганизации учреждения; - матзапасов и вложений. Аналогичное дополнение внесено также в подстатьи 242, 243, 244, 245, 246 |
|
Аналогично скорректировано название и содержание подстатьи 281- она будет использоваться для безвозмездных перечислений капитального характера учреждениям всех типов одного уровня бюджета и безвозмездных передач основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов. Подобное изменение внесено также в подстатьи 282, 283, 284, 285, 286.
Как отразить в учете операции по безвозмездному получению и передаче НФА - смотрите здесь |
|
Коды 251, 252, 253 дополнены нормой, позволяющей помимо денежных перечислений (трансфертов) учитывать на этих элементах КСГУ операции по безвозмездной передаче нефинансовых активов. На подстатью 252 также относятся расходы по обязательным платежам и сборам, уплачиваемым за пределами РФ в бюджеты иностранных государств |
Поступление материальных запасов
Теперь в Порядке N 209н содержится прямое указание: отнесение материальных запасов на соответствующие подстатьи статьи 340 КОСГУ осуществляется по целевому (функциональному) назначению материального запаса. Иными словами, для правильного выбора подстатьи КОСГУ принципиальное значение имеет не то, ЧТО именно мы купили, а ДЛЯ ЧЕГО будем это использовать.
Статья/ подстатья КОСГУ |
Суть изменений, дополнений |
Скорректировано наименование и содержание подстатьи 341 - формулировка "материалов, применяемых в медицинских целях" изменена на "медицинских изделий, применяемых в медицинских целях" - по аналогии с наименованием класса 21 "Лекарственные средства и материалы, применяемые в медицинских целях" Классификатора ОК 034-2014, используемого для определения кода КОСГУ |
|
Наконец разрешен вопрос о том, можно ли отнести к ГСМ охлаждающие и тормозные жидкости, присадки к топливу, а также масло для смазки дверных петель и швейных машин. Обновленное описание подстатьи 343 прямо указывает, что сюда помимо всех видов топлива относятся также горючие и смазочные материалы, присадки, иные материалы, используемые в качестве топлива и (или) смазочных материалов для обеспечения функционирования топливных систем. То есть присадки и жидкости для нормальной работы транспортных средств, самоходной техники, иной (не автомобильной) техники типа газонокосилок и бензопил, а также печей для отопления относятся к ГСМ, учитываемым по коду 343, а вот масло для смазки дверных петель - нет. Его приобретение правомерным будет отразить по коду 346 |
|
Скорректировано наименование подстатьи и ее назначение - на код 346 относятся материальные запасы, не отнесенные на другие элементы статьи 340. К таким МЗ, в частности, можно смело отнести: - строительные материалы, продукты питания и пр., для использования обучающимися на практических занятиях; - продукты питания, используемые в качестве реквизита; - лекарственные препараты и материалы, НЕ предназначенные для использования в медицинских целях (например, для научных опытов или исследований); - стройматериалы, приобретенные для замены перегоревших / вышедших из строя элементов (лампочки, дверные ручки и т.п.) Подробнее о применении КОСГУ и счетов аналитического учета для этих и других материальных запасов - здесь Кроме того, закреплена прямая норма об учете по данному коду поступления и расходов на приобретение канцелярских товаров и принадлежностей. Ранее Минфин неоднократно указывал на это в своих разъяснениях |
|
Приобретение и изготовление подарочной, сувенирной продукции, а также иных материальных ценностей в целях награждения, дарения следует относить на данную подстатью. Аналогичная позиция высказывалась Минфином и ранее О порядке учета сувенирной продукции и БСО читайте здесь |
К слову, наименования и содержание соответствующих подстатей статьи 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов" пока не скорректированы.
Расчеты с контрагентами
Минфин скорректировал подход в определении нужной подстатьи при расчетах с контрагентами. Теперь стало намного проще выбрать нужный код КОСГУ статей 560, 660, 730, 830.
Во-первых, корпоративные юридические лица, владельцем более 50 процентов акций / долей которых являются РФ, регион, муниципалитет или государственные / муниципальные АУ и БУ, больше не будут относиться к организациям госсектора:
Организации государственного сектора | |
В "старой" редакции Порядка N 209н |
С учетом изменений - Приказ N 69н |
1. ГУП и МУП; 2. Государственные корпорации и госкомпании, публично-правовые компании; 3. Корпоративные юрлица, владельцем более 50 процентов акций (долей) которых являются публично-правовые образования или бюджетные, автономные учреждения |
1. ГУП и МУП; 2. Государственные корпорации и госкомпании, публично-правовые компании |
Соответственно, значительно упрощается выбор подстатей КОСГУ для расчетов с ООО, АО и другими коммерческими юрлицами, кроме ГУП и МУП:
банки, лицензированные страховые компании, микрофинансовые организации и др. |
Остальные коммерческие юрлица: организации, занимающиеся производством товаров и оказанием нефинансовых услуг, работ |
Во-вторых, уточнено назначение подстатей КОСГУ 566, 666, 736, 836 - они по-прежнему будут применяться для отражения операций с некоммерческими организациями, но за исключением организаций госсектора.
Таким образом, расчеты с НКО и госсектором планируется относить на подстатьи КОСГУ в следующем порядке:
Бюджетные и автономные учреждения |
Организации госсектора: - ГУП и МУП; |
- НКО, за исключением БУ, АУ и НКО госсектора; - ИП; - физлица-производители товаров, работ, услуг |
В-третьих, обратите внимание на порядок применения кодов 567/667, 737/837. Учитывайте в качестве расчетов с физлицами все расчеты:
- по договорам гражданско-правового характера с физлицами;
- на счете 304 02 "Расчеты с депонентами";
- на счете 304 03 "Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда".
В то же время в 24-26 разрядах счета 304 01 "Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение" выбирайте детализацию для кодов 730, 830 исходя из статуса контрагента, от которого поступают средства: Например, если деньги поступили от унитарного предприятия - 733/833, от физлица - 737/837. Аналогичным образом выбирайте детализацию кодов 560, 660 для 24-26 разрядов номера счета 210 05 "Расчеты с прочими дебиторами" при перечислении средств во временное распоряжение иных лиц - в этом случае учитывайте статус лица, которому перечисляете деньги.
Вместе с тем, в отдельных случаях детализация статей расчетов не нужна. В обновленной редакции Порядка N 209н исключена детализация статей 560 и 660 КОСГУ в отношении расчетов по определенным доходам бюджетов. В частности, речь идет о поступлениях от:
- уплаты налогов, государственных пошлин, сборов;
- таможенных пошлин, таможенных сборов, других обязательных платежей, предусмотренных таможенным законодательством;
- платежей на обязательное пенсионное, медицинское, социальное страхование;
- поступлений в погашение задолженности по отмененным страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- недоимки, пени и денежных взысканий /штрафов по указанным платежам,
- иных денежных взысканий / штрафов за нарушение законодательства;
- невыясненных поступлений в бюджет.
Таким образом, администраторы доходов бюджета от указанных поступлений вправе применять обобщенные коды КОСГУ 560 и 660.
А вот доходы, поступающие государственному или муниципальному учреждению (например, штрафы и неустойки, начисленные поставщикам), в бухгалтерском учете должны отражаться с детализацией статей 560 и 660 КОСГУ в зависимости от статуса лица, от которого поступил платеж.
И не забывайте, что от типа контрагента зависит выбор конкретной подстатьи не только в в кодах 560, 660, 730, 830, но и в статьях 150, 160, 180, 190, 240, 250, 280 и в иных статьях групп 500, 600.
Внешние и внутренние заимствования
В обновленной редакции Порядка N 209н исключена детализация статей 710, 810, 720, 820, разделявшая расчеты по основному долгу внешнего / внутреннего заимствования и по уплате процентов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.