Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Проверь себя: нужно ли внести изменения в учетную политику - 2020 (для коммерческой организации). Памятка бухгалтеру (подготовлено экспертами компании "Гарант")

Проверь себя: нужно ли внести изменения в учетную политику - 2020

 

Периодически осуществлять "ревизию" действующей учетной политики - в интересах любой организации (индивидуального предпринимателя).

Целью такой проверки является не только подтверждение факта отражения в учетной политике необходимых способов и методов ведения учета в зависимости от осуществляемых видов деятельности, но и оценка их правильности и рациональности, а также целесообразности внесения в нее соответствующих изменений.

По общему правилу провести "ревизию" положений учетной политики следует до конца года, и тогда же внести в нее соответствующие изменения (дополнения) и утвердить новую редакцию, которая будет применяться с 1 января нового календарного года.

Однако законодательство может меняться и в течение текущего года. В этом случае также надо посмотреть и оценить, касаются ли эти изменения организации (ИП) и надо ли внести изменения в свою учетную политику.

Так, Федеральным законом от 22.04.2020 N 121-ФЗ ст. 286 НК РФ дополнена п. 2.1, согласно которому налогоплательщики, уплачивающие в налоговом периоде 2020 года ежемесячные авансовые платежи в течение отчетного (налогового) периода, вправе перейти до окончания 2020 года на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли. Изменить способ уплаты можно начиная с отчетного периода "четыре месяца", "пять месяцев" и т.д. до конца года (п. 2.1 ст. 286 НК РФ).

Для того чтобы перейти на новый порядок уплаты авансовых платежей налогоплательщику необходимо не только своевременно уведомить налоговый орган, но и внести изменения в учетную политику.

Рекомендуем:

Конструктор учетной политики

Приказ о внесении и утверждении изменений учетной политики для целей налогового учета (о переходе на порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль по фактической прибыли)

 

С чего начать проверку действующей учетной политики перед наступлением нового года и на какие разделы необходимо обратить особое внимание - об этом читайте в нашем материале.

 

1. Соответствие учетной политики действующему законодательству

 

Перед наступлением нового года следует еще раз посмотреть, не внесены ли какие-то изменения в законодательство, которые необходимо будет применять в своей деятельности в следующем периоде, и, в случае необходимости, отразить их в приказе об учетной политике (в виде дополнений или изменений).

В 2019 году (и чуть ранее) было внесено достаточно много изменений как в налоговое, так и в бухгалтерское законодательство. Не все из них окажут влияние на положения учетной политики - 2020.

Тем не менее, некоторые из них заслуживают особого внимания

Речь идет о:

ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности";

ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций".

Изменения, внесенные в указанные документы, вступают в силу начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год.

Напоминаем также, что организации вправе принять решение о "досрочном" применении ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды". Для этого необходимо не только внести соответствующие дополнения в учетную политику, но и отразить свое решение в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

 

Рекомендуем:

Обзоры

Обзор основных изменений по налогам и страховым взносам - 2020

Обзор изменений ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности"

Обзор изменений ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций"

Обзор ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды"

 

2. Существенное изменение условий деятельности организации

 

К существенным изменениям условий деятельности организации, в частности, можно отнести (п. 10 ПБУ 1/2008):

- начало осуществления новых видов деятельности либо изменение видов деятельности;

- создание обособленных подразделений;

- реорганизацию предприятия;

- смену режима налогообложения (к примеру, вследствие утраты права на применение УСН или добровольного перехода на иной режим налогообложения) или совмещение налоговых режимов.

В связи с этим в учетной политике следует проверить и при необходимости внести изменения (дополнения):

- в рабочий план счетов;

- в график документооборота;

- в перечень форм первичных документов, учетных регистров.

 

Кроме того, необходимо обратить внимание:

 

1) Не приводит ли изменение условий деятельности к обязанности ведения раздельного учета.

 

Раздельный учет по НДС:

Необходимость ведения раздельного учета "входного" НДС возникает в отношении операций:

- облагаемых и необлагаемых НДС (п.п. 4, 5 ст. 149 НК РФ);

- облагаемых по ставкам 0% и 20% (10%);

- длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев (п. 13 ст.167 НК РФ);

- при совмещении общего режима и ЕНВД (ПСН) (п. 4 ст. 170 НК РФ);

- при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций (п. 2.1 ст. 170 НК РФ).

Методика ведения учета "входного" НДС разрабатывается налогоплательщиком самостоятельно и утверждается в учетной политике (см. письма ФНС России от 31.10.2014 N ГД-4-3/22600@, Минфина России от 06.07.2012 N 03-07-08/172).

 

Элемент учетной политики

Когда применяется

Допустимые варианты в учетной политике

Раздельный учет доходов от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав

1. При осуществлении операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению НДС

 

2. При совмещении общего режима и ЕНВД (ПСН)

Раздельный учет может быть организован:

1) путем открытия отдельных субсчетов к счетам 90 "Выручка" и 91 "Прочие доходы";

2) с помощью специальных налоговых регистров

Раздельный учет "входного" НДС

1. При использовании приобретенных товаров (работ, услуг) в облагаемых и в не облагаемых НДС операциях

 

2. При совмещении общего режима и ЕНВД (ПСН)

 

3. При совмещении ЕСХН и ЕНВД (ПСН)

Раздельный учет может быть организован:

1) путем открытия отдельных субсчетов к счету 19 "Налог на добавленную стоимость";

2) с помощью специальных налоговых регистров;

3) пропорционально, исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (работ, услуг)

Правило "пяти процентов"

В отношении сумм НДС по расходам, относящимся одновременно к облагаемым и не облагаемым НДС операциям

Применение правила "пяти процентов" является правом налогоплательщика, которое должно быть закреплено в учетной политике

 

Раздельный учет для целей исчисления налога на прибыль, ЕНВД, ЕСХН, налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, ПСН:

Обеспечить обособленный учет доходов и расходов необходимо в следующих случаях:

- при совмещении налоговых режимов по отдельным видам деятельности (п. 9 ст. 274 НК РФ, п. 8 ст. 346.18 НК РФ, п. 7 ст. 346.26 НК РФ);

- при целевых поступлениях (п. 2 ст. 251 НК РФ).

 

Раздельный учет может быть организован следующим образом:

 

Элемент учетной политики

Допустимые варианты в учетной политике

Раздельный учет доходов

Раздельный учет может быть организован:

1) путем открытия отдельных субсчетов к счетам 90 "Выручка" и 91 "Прочие доходы";

2) с помощью специальных налоговых регистров

Раздельный учет расходов

Раздельный учет может быть организован:

1) пропорционально доле доходов от деятельности, относящейся к конкретному виду деятельности в общем доходе организации по всем видам деятельности (п. 9 ст. 274 НК РФ);

2) пропорционально долям доходов, полученным в рамках каждого из режимов налогообложения, в общем объеме доходов по всем видам деятельности;

3) путем открытия отдельных субсчетов к счету 90 "Выручка";

4) с помощью специальных налоговых регистров

 

Рекомендуем:

Формы документов:

Регистры налогового учета

 

2) При осуществлении новых видов деятельности необходимо также определить принципы и порядок их отражения в учете.

В указанных случаях изменения (дополнения) в учетную политику могут быть внесены не только с нового года, но и в течение текущего периода, с момента наступления соответствующего события.

Организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008).

 

3. Применение новых способов ведения учета

 

Несмотря на то, что учетная политика должна применяться последовательно из года в год, организация (индивидуальный предприниматель) вправе периодически вносить в нее изменения, в том числе и в отношении применяемых методов учета, при условии, что новые способы приведут к повышению качества информации об объекте (п. 2 ч. 6 ст. 8 Закона N 402-ФЗ, ст. 313 НК РФ).

При внесении подобного рода изменений в части положений по налогу на прибыль необходимо принимать во внимание ряд действующих ограничений, которые не позволяют делать это ежегодно.

 

Элемент учетной политики по налогу на прибыль

Срок, в течение которого положение учетной политики не подлежит пересмотру

Прямые и косвенные расходы:

- порядок распределения прямых расходов;

- порядок формирования стоимости НЗП

В течение не менее двух налоговых периодов (п. 1 ст. 319 НК РФ)

Порядок формирования стоимости приобретения товаров (при осуществлении торговой деятельности)

В течение не менее двух налоговых периодов (ст. 320 НК РФ)

Способ амортизации

Организации вправе менять метод начисления амортизации не чаще одного раза в 5 лет (п. 1 ст. 259 НК РФ)

 

Использовать новые правила можно только с начала нового периода (п. 9 ПБУ 1/2008, ст. 313 НК РФ).

 

4. Порядок внесения изменений (дополнений)

 

Внесение любых изменений (дополнений) в учетную политику производится в том же порядке, что и утверждение самой учетной политики - отдельным приказом руководителя организации (индивидуального предпринимателя).

 

Рекомендуем:

Энциклопедия решений

Изменение учетной политики по бухгалтерскому учету

Внесение изменений и дополнений в учетную политику для целей налогообложения

Конструктор учетной политики

Учетная политика для коммерческой организации - 2020