Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Государственная программа
Томской области "Устойчивое развитие сельских территорий Томской области до 2020 года"
(утв. постановлением Администрации Томской области от 6 декабря 2013 г. N 520а)
Паспорт
государственной программы Томской области "Устойчивое развитие сельских территорий Томской области до 2020 года"
Наименование государственной программы |
Государственная программа Томской области "Устойчивое развитие сельских территорий Томской области до 2020 года" (далее - Программа) |
Основание разработки Программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" |
Заказчики Программы |
Администрация Томской области, Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области |
Основной разработчик Программы |
Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области |
Цели и задачи Программы |
Цели Программы: 1. Создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности. 2. Стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе. 3. Содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе. 4. Активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в решении вопросов местного значения. 5. Формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Задачи Программы: 1. Удовлетворение потребности сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье. 2. Повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры. 3. Грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности |
Основные целевые индикаторы и показатели Программы |
1. Ввод (приобретение) 77,15 тыс. кв. метров жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе 35,98 тыс. кв. метров жилья для молодых семей и молодых специалистов. 2. Сокращение числа семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в сельской местности, на 35,8%, в том числе молодых семей и молодых специалистов - на 47,8%. 3. Сокращение количества образовательных учреждений, расположенных в ветхих зданиях, ввод в действие общеобразовательных учреждений - 8 единиц. 4. Сокращение числа обучающихся в общеобразовательных учреждениях, находящихся в аварийном состоянии в сельской местности, на 5,6%. 5. Ввод в действие 12 единиц фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врача общей практики. 6. Увеличение численности сельского населения, обеспеченного фельдшерско-акушерскими пунктами (офисами врача общей практики), на 1 610 чел. 7. Ввод в действие 28 единиц плоскостных спортивных сооружений. 8. Увеличение численности сельского населения, обеспеченного плоскостными спортивными сооружениями, на 4 420 чел. 9. Ввод в действие учреждений культурно-досугового типа в сельской местности в количестве 16 единиц. 10. Увеличение численности сельского населения, обеспеченного учреждениями культурно-досугового типа, на 2 000 чел. 11. ввод в действие 335,6 км распределительных газовых сетей. 12. Увеличение уровня газификации жилых домов (квартир) в сельской местности сетевым газом до 29%. 13. Ввод в действие 186,2 км локальных водопроводов. 14. Увеличение уровня обеспеченности сельского населения питьевой водой до 83%. 15. Ввод в действие электрических сетей 19,63 км. 16. Реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в 12 населенных пунктах, расположенных в сельской местности. 17. Реализация 43 проектов местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, получивших грантовую поддержку. 18. Создание 1026 новых рабочих мест на селе |
Сроки и этапы реализации Программы |
2014-2020 годы I этап - 2014-2017 годы; II этап - 2018-2020 годы |
Основные мероприятия Программы |
Мероприятия Программы сгруппированы по следующим направлениям: 1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов. 2. Комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры: 1) развитие сети дошкольных и общеобразовательных учреждений в сельской местности; 2) развитие сети учреждений фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики; 3) развитие сети объектов физической культуры и спорта на селе; 4) развитие сети учреждений культурно-досугового типа в сельской местности; 5) развитие сети газификации в сельской местности; 6) развитие водоснабжения в сельской местности; 7) развитие электрических сетей в сельской местности; 8) развитие сети автомобильных дорог в сельской местности; 9) реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности; 10) реализация мероприятий по грантовой поддержке местных инициатив (в том числе создание и совершенствование инфраструктуры сельского туризма); 11) реализация мероприятий по разработке проектно-сметной документации |
Исполнители основных мероприятий Программы |
Определяются на конкурсной основе в установленном законодательством Российской Федерации порядке |
Соисполнители Программы |
Органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области (по согласованию) |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы составляет (с учетом прогноза цен на соответствующие годы) 6 641 371,31 тыс. рублей; в том числе: I этап: 2014 год - 457 033,00 тыс. рублей, из них: федеральный бюджет (по согласованию) - 127 687,0 тыс. руб.; областной бюджет - 247 084,1 тыс. руб.; местный бюджет (по согласованию) - 46 711,9 тыс. руб.; внебюджетные источники (по согласованию) -35 550,0 тыс. руб.; 2015 год (прогноз) - 776 743,5 тыс. рублей, из них: федеральный бюджет (по согласованию) - 215 971,0 тыс. руб.; областной бюджет - 347 859,86 тыс. руб.; местный бюджет (по согласованию) - 123 712,64 тыс. руб.; внебюджетные источники (по согласованию) - 89 200,0 тыс. руб.; 2016 год (прогноз) - 1 066 232,48 тыс. рублей, из них: федеральный бюджет (по согласованию) - 272 356,3 тыс. руб.; областной бюджет - 441 299,68 тыс. руб.; местный бюджет (по согласованию) - 163 809,03 тыс. руб.; внебюджетные источники (по согласованию) - 188 767,47 тыс. руб.; 2017 год (прогноз) - 1 298 330,33 тыс. рублей, из них: федеральный бюджет (по согласованию) - 300 350,00 тыс. руб.; областной бюджет - 570 394,8 тыс. руб.; местный бюджет (по согласованию) - 229 430,53 тыс. руб.; внебюджетные источники (по согласованию) - 198 155,0 тыс. руб.; II этап: 2018 год (прогноз) - 1 227 111,0 тыс. рублей, из них: федеральный бюджет (по согласованию) - 284 688,30 тыс. руб.; областной бюджет - 519 818,7 тыс. руб.; местный бюджет (по согласованию) - 221 614,0 тыс. руб.; внебюджетные источники (по согласованию) - 200 990,0 тыс. руб.; 2019 год (прогноз) - 883 978,0 тыс. рублей, из них: федеральный бюджет (по согласованию) - 215 700,00 тыс. руб.; областной бюджет - 320 840,0 тыс. руб.; местный бюджет (по согласованию) - 147 268,0 тыс. руб.; внебюджетные источники (по согласованию) - 200 170,00 тыс. руб.; 2020 год (прогноз) - 931 943,0 тыс. рублей, из них: федеральный бюджет (по согласованию) - 223 700,0 тыс. руб.; областной бюджет - 335 005,0 тыс. руб.; местный бюджет (по согласованию) - 156 198,0 тыс. руб.; внебюджетные источники (по согласованию) - 217 040,0 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально - экономической эффективности |
1. Решение жилищной проблемы для 83,1% семей, проживающих в сельской местности и нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе 37,7% молодых семей и молодых специалистов. 2. Удовлетворение потребности организаций агропромышленного комплекса и социальной сферы села в молодых специалистах на 20%. 3. Повышение уровня социально-инженерного обустройства в сельской местности, в том числе газом - до 29%; водой - до 83%. 4. Повышение общественной значимости развития сельских территорий Томской области и привлекательности сельской местности для комфортного проживания и приложения труда |
Организация управления и контроль за реализацией Программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляет заместитель Губернатора Томской области по агропромышленной политике и природопользованию. Текущий контроль и мониторинг реализации Программы осуществляет Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области на основании отчетности, предоставляемой органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области, принимающих участие в реализации программных мероприятий. Управление Программой в рамках своих полномочий осуществляет Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области |
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" (далее - Госпрограмма), требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села. Решение данной задачи требует пересмотра места и роли сельских территорий в осуществлении стратегических социально-экономических преобразований в Томской области, в том числе принятия мер по созданию предпосылок для устойчивого развития сельских территорий путем:
повышения уровня комфортности условий жизнедеятельности;
повышения доступности улучшения жилищных условий для сельского населения;
повышения престижности сельскохозяйственного труда и формирования в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни;
улучшения демографической ситуации;
развития в сельской местности местного самоуправления и институтов гражданского общества.
Наращивание социально-экономического потенциала сельских территорий, придание этому процессу устойчивости и необратимости является стратегической задачей государственной аграрной политики, что закреплено в Федеральном законе от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Государственная программа Томской области "Устойчивое развитие сельских территорий Томской области до 2020 года" (далее - Программа) разработана в соответствии с федеральной целевой программой "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года".
Под сельской местностью (сельскими территориями) в настоящей Программе понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских округов и городских поселений, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Перечень указанных сельских населенных пунктов и рабочих поселков на территории Томской области утвержден настоящим постановлением.
Основными причинами исторически сложившейся неблагоприятной ситуации в комплексном развитии села являются остаточный принцип финансирования развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, преобладание дотационности бюджетов на уровне сельских поселений, высокий уровень затратности комплексного развития сельских территорий в связи с мелкодисперсным характером сельского расселения.
Сокращение и измельчение сельской поселенческой структуры приводит к обезлюдению и запустению сельских территорий области, выбытию из оборота продуктивных земель сельскохозяйственного назначения, что угрожает не только продовольственной, но и геополитической безопасности Томской области.
Этому способствует также крайне низкий уровень комфортности проживания в сельской местности.
Материальное положение преобладающей части сельского населения не позволяет использовать систему ипотечного кредитования жилищного строительства.
В основной части сельского жилищного фонда нет коммунальных удобств. Водопроводом оборудовано 55 процентов сельского жилищного фонда, центральным отоплением - 39 процентов, горячим водоснабжением - 15 процентов площади сельских жилых помещений.
Сокращение инфраструктуры сельских учреждений здравоохранения обусловлено недостаточным инвестированием в развитие этой отрасли. Обеспеченность сельского населения врачами меньше в 1,3 раза по сравнению с городским населением.
За последние годы резко сократилась подготовка специалистов для агропромышленного комплекса в сельских профессиональных училищах. В результате длительного оттока молодежи из села, низкой рождаемости, обострившихся социальных проблем наметилась устойчивая тенденция резкого старения сельского населения. Как следствие, обострилось положение с обеспеченностью сельскохозяйственных организаций области кадрами всех уровней.
Численность работающих в сельскохозяйственном секторе Томской области ежегодно уменьшается по причине обострившихся социальных проблем и низкого уровня заработной платы.
Обострилась проблема электроснабжения сельских населенных пунктов. Более 600 км воздушных электрических линий и 184 трансформаторные подстанции, отработавшие свой срок, требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей. Одна треть линий электропередачи, принадлежащих муниципальным образованиям Томской области, в результате сверхнормативной эксплуатации пришла в ветхое и технически непригодное состояние.
Отсутствует комплекс необходимого технологического оборудования для улучшения качества воды в сельской местности Томской области, при этом 38 процентов локальных водопроводов нуждаются в реконструкции и полном восстановлении. В результате 50 процентов сельского населения Томской области вынуждены пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.
В результате отсутствия дорог сдерживаются растущие потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей, организация выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитие торгово-бытового и других видов сервиса. Вследствие бездорожья 100 тысяч человек, проживающих в сельской местности на территории Томской области, остаются без автобусного сообщения.
Недостаток инвестиций увеличивает сроки строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности Томской области. Увеличился сверхнормативный износ основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.
Низкий уровень комфортности проживания в сельской местности влияет на миграционные настроения сельского населения, особенно молодежи. Соответственно сокращается источник расширенного воспроизводства трудоресурсного потенциала аграрной отрасли.
Содействие решению задачи притока молодых специалистов в сельскую местность и закрепления их в аграрном секторе экономики предполагает необходимость формирования в сельской местности базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворение их первоочередной потребности в жилье.
Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских территорий Томской области и эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, ускорить развитие несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширение рынка труда, развитие процессов самоуправления и на этой основе повысить качество человеческого потенциала.
Без значительной государственной поддержки муниципальные образования Томской области, расположенные в сельской местности, не в состоянии эффективно участвовать в социальных реформах и удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.
Исходя из задач государственной аграрной политики на ближайший период и долгосрочную перспективу для преодоления критического положения в сфере устойчивого развития села необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий, которые предусматривается осуществлять в сельской местности.
Необходимость разработки и реализации Программы обусловлена:
социально-политической остротой проблемы;
потребностью формирования базовых условий социального комфорта для закрепления на селе трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективное решение стратегических задач агропромышленного комплекса, в том числе в рамках Программы;
необходимостью решения задачи по обеспечению устойчивого развития сельских территорий, определенной Программой;
межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти Томской области на федеральном и областном уровнях, органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса и общественных объединений сельских жителей;
приоритетностью государственной поддержки развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности.
2. Основные цели и задачи Программы
Настоящая Программа является инструментом реализации государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий. В соответствии с федеральной целевой программой "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", целями государственной политики в области развития сельских территорий являются повышение уровня и качества жизни сельского населения, замедление процессов депопуляции и стабилизация численности сельского населения, создание благоприятных условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций и задач территориального развития.
С учетом целевых установок реализация Программы направлена на создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий посредством достижения следующих целей:
создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности;
стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности;
содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе;
активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов;
формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.
Достижение целей Программы будет осуществляться с учетом следующих подходов:
- комплексное планирование развития сельских территорий и размещение объектов социальной и инженерной инфраструктуры в соответствии с документами территориального планирования (схемами территориального планирования муниципальных районов и генеральными планами поселений и городских округов);
- преимущественное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых осуществляется развитие агропромышленного комплекса;
- использование механизмов государственно-частного партнерства и привлечение средств внебюджетных источников для финансирования мероприятий Программы, включая средства населения и организаций.
Для достижения целей государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий в рамках реализации Программы предусматривается решение следующих задач:
1. В области создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности - повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры и удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.
Целевыми индикаторами решения указанных задач являются:
ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов;
сокращение числа семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
ввод в действие дошкольных и общеобразовательных учреждений в сельской местности;
сокращение числа обучающихся в общеобразовательных учреждениях, находящихся в аварийном состоянии в сельской местности;
ввод в действие фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики;
прирост сельского населения, обеспеченного фельдшерско-акушерскими пунктами (офисами врача общей практики);
ввод в эксплуатацию плоскостных спортивных сооружений в сельской местности;
прирост сельского населения, обеспеченного плоскостными спортивными сооружениями;
ввод в действие учреждений культурно-досугового типа в сельской местности;
прирост сельского населения, обеспеченного учреждениями культурно-досугового типа;
ввод в действие распределительных газовых сетей в сельской местности;
уровень газификации жилых домов (квартир) сетевым газом в сельской местности;
ввод в действие локальных водопроводов в сельской местности;
уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой;
количество населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых реализованы проекты комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку.
2. В области стимулирования инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности и содействия созданию высокотехнологиных рабочих мест на селе - концентрация ресурсов, направляемых на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых осуществляется развитие агропромышленного комплекса.
Целевыми индикаторами решения задачи являются ввод в действие объектов социальной и инженерной инфраструктуры, сокращение объектов, находящихся в аварийном состоянии в сельской местности.
3. В области активизации участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов - грантовая поддержка общественно значимых проектов, разработанных и реализуемых с участием граждан, проживающих в сельской местности.
Целевым индикатором решения указанной задачи является количество реализованных проектов местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, получивших грантовую поддержку. В рамках ежегодного мониторинга развития сельских территорий планируется проведение социологических опросов населения, проживающего в сельских поселениях, в которых осуществлялась реализация проектов местных инициатив, с целью выявления мнения населения относительно эффективности реализации указанных проектов.
Обоснованием необходимости решения поставленных задач в сфере устойчивого развития сельских территорий для достижения целей Программы являются:
неблагоприятная демографическая ситуация, оказывающая существенное влияние на формирование трудового потенциала в сельской местности;
низкий уровень обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности;
низкий уровень развития рынка жилья в сельской местности и доступности для сельского населения решения проблемы по улучшению жилищных условий;
непривлекательность сельской местности как среды обитания и рост миграционных настроений, в том числе среди сельской молодежи;
низкий уровень социальной активности сельского населения, не способствующий формированию активной гражданской позиции;
отсутствие в обществе позитивных взглядов на значимость и перспективы развития сельских территорий, не способствующих повышению привлекательности сельской местности.
Значения целевых индикаторов по этапам и годам реализации Программы приведены в приложении N 5 к Программе.
3. Мероприятия Программы и сроки реализации
Реализация мероприятий Программы будет способствовать решению задач, определенных основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, определенными Госпрограммой.
Предусматривается выполнение мероприятий Программы за счет средств федерального, областного бюджетов, бюджетов муниципальных образований Томской области и внебюджетных источников.
Перечень мероприятий Программы сформирован с учетом комплексного подхода к решению социально-экономических проблем развития сельских территорий на основе принципов проектного финансирования и комплексного планирования развития сельских территорий на основе документов территориального планирования.
Инвестиционные мероприятия по реализации Программы направлены на:
улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
развитие в сельской местности сети дошкольных и общеобразовательных учреждений, развитие сети учреждений фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики;
развитие сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности;
развитие сети учреждений культурно-досугового типа в сельской местности;
развитие сети газификации в сельской местности, систем электро-, водоснабжения, сети автомобильных дорог общего пользования, на реализацию проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности и грантовую поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, реализацию мероприятий по разработке проектно-сметной документации.
Приоритет по отбору инвестиционных проектов направлен на завершение строительства незавершенных объектов, реконструкцию и техническое перевооружение действующих объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села, замену ветхого и аварийного жилья, а также на новое строительство.
Преимущественное развитие жилищной сферы, социальной и инженерной инфраструктуры в период реализации Программы будет осуществляться в сельской местности, в которой реализуются крупные инвестиционные проекты, обеспечивающие занятость населения преимущественно в секторах с высоким потенциалом устойчивого роста и уровнем производительности труда.
Организационное обеспечение реализации Программы включает проведение инвентаризации и оптимизации сети объектов социальной сферы в сельской местности, оказание содействия хозяйствующим субъектам, участвующим в социальном развитии села, в вопросах проведения планировочных работ и разработки (корректировки) проектной документации, создание других условий, способствующих улучшению жизни сельского населения, демографической и социально-психологической ситуации на селе, перспективному развитию сельской территории в целом.
Реализация Программы предусматривается на период 2014-2020 годов.
3.1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов
Целью мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, является удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечение и закрепление в сельской местности молодых специалистов, а также формирование эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса.
Повышение доступности улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусматривается осуществлять путем:
предоставления социальных выплат за счет средств федерального, областного и местных бюджетов на строительство и приобретение жилья в сельской местности;
софинансирования строительства (приобретения) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма жилого помещения с правом последующего выкупа;
использования при строительстве (приобретении) жилья механизмов ипотечного жилищного кредитования и материнского (семейного) капитала;
увеличения объемов жилищного строительства в сельской местности на основе стимулирования инвестиционной активности в жилищной сфере.
Средства областного бюджета выделяются на безвозвратной основе гражданам, проживающим в сельской местности и нуждающимся в улучшении жилищных условий, в виде социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, а также на софинансирование строительства (приобретения) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма жилого помещения с правом последующего выкупа.
Порядок и условия предоставления субсидий муниципальным образованиям Томской области в целях софинансирования мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Томской области на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, согласно приложению N 1 к Программе.
Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области оказывает методическую и консультационную помощь муниципальным образованиям Томской области в вопросах разработки и внедрения механизмов кредитования, обеспечивает формирование соответствующей нормативной правовой базы для эффективного решения жилищной проблемы в сельской местности.
Реализация этих мероприятий позволит:
улучшить жилищные условия 1 540 сельских семей, в том числе 560 молодых семей и молодых специалистов, повысить уровень коммунального обустройства жилья в сельской местности. Предусматривается ввести 77,15 тыс кв. метров общей площади жилых помещений в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов - 35,98 тыс. кв. метров;
создать условия для закрепления молодых специалистов в агропромышленном комплексе и социальной сфере села, а также приостановить миграцию сельской молодежи;
повысить образовательный уровень молодых специалистов, занятых в агропромышленном комплексе и социальной сфере села;
создать условия для улучшения демографической ситуации;
сформировать систему ипотечного жилищного кредитования в сельской местности на базе государственных стандартов, разрабатываемых для создания системы ипотечного жилищного кредитования граждан, постоянно проживающих в сельской местности, порядок выдачи и погашения ипотечных жилищных кредитов, их обслуживания, а также механизм их рефинансирования;
привлечь для финансового обеспечения внебюджетные источники финансирования.
Целевые индикаторы реализации мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, представлены по годам реализации Программы в приложении N 5 к Программе.
3.2. Развитие сети дошкольных и общеобразовательных учреждений в сельской местности
Для реализации в сельской местности принципа общедоступности дошкольного и общего среднего образования, повышения уровня качества дошкольного и общего среднего образования в соответствии с экономическими и социальными требованиями, обеспечения адаптации выпускников школ к новым социально-экономическим условиям, повышения их конкурентоспособности при поступлении в высшие и средние образовательные учреждения осуществляются следующие мероприятия:
проведение инвентаризации и оптимизации объектов дошкольных и общеобразовательных учреждений в сельской местности;
строительство и реструктуризация сети дошкольных и средних общеобразовательных учреждений в сельской местности с учетом демографических факторов и изменений в системе расселения;
строительство и реконструкция средних общеобразовательных учреждений в сельской местности с учетом внедрения форм дошкольного, дополнительного, начального профессионального образования на базе сельских социокультурных образовательных комплексов, а также развития центров довузовской подготовки обучающихся;
стимулирование привлечения инвестиций частных и некоммерческих структур в развитие дошкольного и общего среднего образования на селе.
Выполнение мероприятий по развитию сети дошкольных и общеобразовательных учреждений в сельской местности позволит повысить уровень обновления основных фондов образовательных учреждений, территориальную доступность и снижение коэффициента сменности сельских образовательных учреждений.
Целевые индикаторы реализации мероприятия представлены по годам реализации Программы в приложении N 5 к Программе.
Предоставление средств из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Томской области на реализацию мероприятия осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных Правилами предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Томской области на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности (приложение N 2 к Программе).
3.3. Развитие сети учреждений фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики, физической культуры и спорта в сельской местности
Целью данного мероприятия является развитие института врача общей врачебной практики и совершенствование предоставления первичной медико-санитарной помощи на базе общих врачебных (семейных) практик и фельдшерско-акушерских пунктов.
Программа предусматривает реализацию следующих мероприятий в области развития сети учреждений фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики, физической культуры и спорта:
проведение инвентаризации и анализ наличия объектов первичной медико-санитарной помощи, объектов физической культуры и спорта в сельской местности;
реконструкция и строительство объектов учреждений фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности;
реконструкция и строительство плоскостных спортивных площадок (сооружений) в сельских населенных пунктах.
В результате реализации мероприятий по развитию сети учреждений фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики; физической культуры и спорта в сельской местности будет расширен доступ сельского населения к услугам учреждений здравоохранения, физической культуры и спорта.
Выполнение указанных мероприятий позволит снизить заболеваемость сельского населения на 8 - 10 процентов, сократить потери рабочего времени в связи с заболеваемостью и снизить расходы средств Фонда социального страхования Российской Федерации на выплату пособий по временной нетрудоспособности.
Целевые индикаторы реализации мероприятия представлены по годам реализации Программы в приложении N 5 к Программе.
Предоставление средств из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Томской области на реализацию мероприятия осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных Правилами предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Томской области на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности (приложение N 2 к Программе).
3.4. Развитие сети учреждений культурно-досугового типа в сельской местности
Основной целью мероприятий в области развития учреждений культурно-досугового типа является сохранение и развитие сельского образа жизни, улучшение условий доступа различных групп сельского населения к культурным ценностям и информационным ресурсам.
В области развития учреждений культуры и отдыха предусмотрены следующие мероприятия:
проведение инвентаризации сельских учреждений культуры и отдыха;
реконструкция и строительство зданий клубного типа в сельской местности;
создание на базе реконструируемых зданий клубных учреждений зональных культурных комплексов повышенной комфортности.
Реализация мероприятий по развитию учреждений культурно-досугового типа в сельской местности позволит расширить культурно-досуговую деятельность в сельской местности, создать комфортные условия и приобщить сельское население к культурно-историческому наследию.
Целевые индикаторы реализации мероприятия представлены по годам реализации Программы в приложении N 5 к Программе.
Предоставление средств из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Томской области на реализацию мероприятия осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных Правилами предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Томской области на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности (приложение N 2 к Программе).
3.5. Развитие электрических сетей в сельской местности
Основными задачами развития электрических сетей в сельской местности являются обеспечение надежного, безопасного и эффективного электроснабжения сельских потребителей при снижении электроемкости производства продукции и создание комфортных социально-бытовых условий жизни.
Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития электрических сетей в сельской местности:
обеспечение бесперебойного снабжения электроэнергией сельского населения и других потребителей, расположенных в сельской местности, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальных предпринимателей, строительство (реконструкцию) линий электропередачи;
применение автономных источников электропитания (АИЭП) на основе альтернативной энергетики (солнечные, ветровые, мини-ГЭС);
повышение качества потребляемой в сельской местности электроэнергии;
обеспечение подключения к источникам электроэнергии объектов массовой жилищной застройки и индивидуальных жилых домов в сельской местности (с учетом внедрения и применения светодиодной техники, инфракрасных обогревателей, тепловых насосов и пр.).
Реализация мероприятий Программы по развитию электрических сетей в сельской местности позволит повысить надежность и эффективность электроснабжения населения в сельской местности.
Целевые индикаторы реализации мероприятия представлены по годам реализации Программы в приложении N 5 к Программе.
Предоставление средств из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Томской области на реализацию мероприятия осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных Правилами предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Томской области на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности (приложение N 2 к Программе).
3.6. Развитие сети газификации в сельской местности
Основными целями Программы в области развития газификации в сельской местности являются повышение уровня снабжения сетевым газом сельского населения, создание комфортных условий труда и быта в сельской местности.
Программа предусматривает следующие мероприятия:
осуществление строительства и реконструкцию распределительных газовых сетей в населенных пунктах, расположенных в сельской местности;
повышение уровня газификации жилого фонда в сельской местности;
применение экономичных энергосберегающих технологий строительства и эксплуатации газовых сетей, высокоэффективного и экологически безопасного оборудования для использования газового топлива.
Выполнение мероприятий Программы по развитию сетей газификации в сельской местности позволит значительно улучшить экологическую среду и условия быта сельского населения.
Уровень газификации домов (квартир) в сельской местности Томской области за период действия Программы повысится до 29 процентов.
Целевые индикаторы реализации мероприятия представлены по годам реализации Программы в приложении N 5 к Программе.
Предоставление средств из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Томской области на реализацию мероприятия осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных Правилами предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Томской области на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности (приложение N 2 к Программе).
3.7. Развитие водоснабжения в сельской местности
Основными целями Программы в области развития водоснабжения в сельской местности являются обеспечение сельского населения питьевой водой в достаточном количестве, улучшение состояния здоровья населения и оздоровление социально-экологической обстановки в сельской местности, а также рациональное использование природных водных источников, на которых базируется питьевое водоснабжение.
Программа предусматривает следующие мероприятия по водоснабжению населенных пунктов, расположенных в сельской местности:
строительство и реконструкцию систем водоснабжения и водоотведения;
монтаж и введение в эксплуатацию установок и станций опреснения и обезжелезивания воды;
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию российских технологий и оборудования нового поколения.
Выполнение мероприятий Программы по развитию водоснабжения в сельской местности позволит повысить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой до 83 процентов.
Целевые индикаторы реализации мероприятия представлены по годам реализации Программы в приложении N 5 к Программе.
Предоставление средств из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Томской области на реализацию мероприятия осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных Правилами предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Томской области на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности (приложение N 2 к Программе).
3.8. Развитие с
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.