Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Римское право как право города. Истоки концепции и изменяющиеся условия ее дальнейшего развития (М. Авенариус, журнал "Труды Института государства и права РАН", N 3, май-июнь 2018 г.)

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Заказать

Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Авенариус М. Римское право как право города. Истоки концепции и изменяющиеся условия ее дальнейшего развития


Avenarius M. Roman law as the law of a city. The origins of the concept and the changing conditions of its further development


М. Авенариус - доктор права, профессор, директор Института римского права, Кёльнский университет (Германия).


M. Avenarius - Doctor of Law, Professor, Director of the Institute of Roman Law, University of Cologne (Germany).


Автор выражает благодарность кандидату юридических наук А.А. Новицкой за помощь в переводе статьи на русский язык.

Своеобразие римского права заключается в том, что оно формировалось как право Города. Черты городской ориентации первоначальной римской конституции прослеживаются во всей последующей правовой организации Рима. Многие римские институты ограничены кругом римских граждан - жителей Города. Источник легитимного права - народ (populus) - это народное собрание (комиции), происходившее в городе Риме. Магистратуры первоначально ориентированы на управление Городом.

Легитимация императорской власти подчиняется принципам, утвердившимся в основании Города и власти царей как основателей и правителей отдельного поселения. Сам термин "август" восходит к augurium, благоприятному знамению Юпитера, явленному Ромулу при основании Рима.

Только в соотношении с городским правом Рима можно адекватно осмыслить феномен международного и наднационального права - ius gentium. Цицерон, призывая к признанию и восприятию в римской правовой культуре идей и принципов, общих всем людям, выражает свой призыв, рисуя концентрические круги, обнимающие граждан (горожан), лиц, охваченных публичной организацией, и всех людей на земле. Интроекция всеобщего права, права, основанного на природе, в систему городского права (ius civile) ясно указывает на сферу, в которой желательно и возможно утвердить в качестве ведущего принципа общечеловеческий порядок, право, свойственное человеку как высшей и естественной ценности. Право людей утверждается в оппозиции к гражданской обособленности и как требование, обращенное именно к праву отдельной городской общины.

Значимость неписаного, обычного права в римской юриспруденции обосновывается волей народа - что возвращает к сфере городской жизни, в которой и проявлялись порядки общежития, объединявшие римских граждан в единое гражданское целое - civitas. Апелляция императоров к воле народа имеет своим источником представления, свойственные городской общественной жизни.

Столица новой империи - Константинополь - продолжает и возобновляет принципы политической и социальной организации, заложенные первым Римом. Преемственность столиц воспринимается как существенная для утверждения христианства. Рим - это признанное место пребывания первого епископа, и связь с новой столицей значима как основа ее искомой роли в христианском мире. Воспроизведение социальных и правовых порядков также означает преемственность двух городов. Константинополь воспроизводит значение Древнего Рима, это "царский город" (civitas regia), восходящий к истокам первого Рима.

Традиция "градского закона", продолжающаяся в Соборном уложении царя Алексея Михайловича, непосредственно восходит к идее городского права, права Константинополя и стоящего за ним права города Рима (ius civile). Идеология "Третьего Рима" воспроизводит концепцию права города.


The author expresses his gratitude to A.A. Novitskaya, Candidate of Legal Sciences, for her help in translating the article into Russian.

Abstract. Roman law's originality lies in the fact that it has been formed as the law of a city. The author reveals the communal properties of the Roman law in its primordial and latest history. The populus Romanus, regarded as the main sourceof law, was actually a union of people (comitia) held in the city of Rome. The magistrates firstly functioned as administrators of the city. With the establishment of the Roman Empire the emperor's power was legitimized according to the principles that governed the foundation of the city blessed by the gods through augustum augurium. The very name of Augustus traces back to this concept. The same and even larger blessing of Christian faith is later recognized for the second capital Constantinople.

The author appeals to Cicero's image of the centric circles embracing the citizens of one urban community (civitas), other peoples (gentes), and all people in the world. According to Cicero, the law of the peoples (ius gentium) should be considered as part of the law of a city (ius civile), that is the idea of natural law, of the law common to all people, finds in the city and in the law of the city a sphere of application.

The relevance of the unwritten law (customary law) was traditionally legalized by the consent of the people, and this ideology confirmed by the emperor brings us back to the communal order of the city of Rome. The reproduction of the Roman rite in the foundation of the new capital Constantinople and the emphasis on succession of two capitals backs the role of the new capital by the significance of the first Rome, the site of the principal bishop of the Christian world. Constantinople reproduces the relevance of the ancient Rome and is viewed as a city of rex - civitas regia.

This tradition is later reproduced in the ideology of the Sacred Roman Empire in the Western Europe and in the ideology of the Third Rome advanced in Moscow Russia as well. The succession with the city of Rome that appeals to the sacred foundations of the ancient Rome and Constantinople has both political and legal dimensions. The establishment of the traditional foundations of political power of the Moscow tsars is accompanied and backed by the reproduction of the law of the city of Constantinople ("'zakon gradsky") within the Corpus luris 1649 of Alexey Michailovitch ("Sobornoje Ulozhenije").


Ключевые слова: римское право, гражданское право, византийское право, обычное право, город-государство, территория, Константинополь, Третий Рим, augurium, pomerium, ius civile, ius gentium


Key words: Roman law, civil law, Byzantine law, customary law, city-state, territory, Constantinople, Third Rome, augurium, pomerium, ius civile, ius gentium


Римское право как право города. истоки концепции и изменяющиеся условия ее дальнейшего развития


Автор


М. Авенариус - доктор права, профессор, директор Института римского права, Кёльнский университет (Германия)


Журнал "Труды Института государства и права РАН", 2018, N 3