Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

§ 1.2. Имплементация норм: влияние на издержки и конкурентоспособность

§ 1.2. Имплементация норм: влияние на издержки и конкурентоспособность

 

Описанный в предыдущем параграфе спектр проблем оказывает существенное влияние на экономический рост и инвестиционный климат страны. Наряду со сформировавшимся в последние годы устойчивым трендом на усиление давления контрольно-надзорных органов на предпринимательское сообщество и расширение состава оснований для административных взысканий в отношении бизнеса (упомянутые выше более 300 изменений в КоАП, очевидно, не носили сугубо юридико-технического характера), увеличение числа обязательных или условно обязательных платежей в пользу бюджетов различных уровней и общее усложнение администрирования выталкивают предпринимателей в зону с коротким горизонтом планирования, снижая готовность к осуществлению инвестиций и созданию инноваций.

Введенные за последние годы прямые выплаты в пользу бюджета или специально созданных для этих целей организаций, такие как экологический сбор, утилизационный сбор, плата за проезд большегрузного транспорта по автомобильным дорогам, авторский сбор и другие, вкупе с увеличивающейся налоговой нагрузкой, включая отчисления в государственные внебюджетные фонды, оказываются достаточно болезненными для целого ряда отраслей. Отдельные из них - например, упомянутый экологический сбор или существующая на протяжении долгих лет плата за негативное воздействие на окружающую среду - помимо необходимости несения прямых затрат предполагают достаточно сложные и непрозрачные схемы администрирования и отчетности, сами по себе дорого обходящиеся предприятиям.

Дополнительный негативный эффект связан с качеством использования собираемых средств: их прирост не приводит к понятному для общества повышению качества государственных услуг, не отражается в решении накопленных экологических проблем, не сопровождается развитием правовой системы и институтов правоохраны, гарантий прав собственности и безопасности. Таким образом, в глазах предпринимателей выстроенная система является не "инклюзивной" - позволяющей общими усилиями стейкхолдеров решать крупные общественные задачи, а "экстрактивной" - изымающей ресурсы из производящего сектора для перераспределения в паразитарных надстройках, подавляющих экономическое и общественное развитие*(20).

Развитие информационных и иных новых технологий, вопреки ожиданиям и декларируемым целям, не влечет за собой автоматического снижения затрат бизнеса на взаимодействие с государственными структурами. Напротив, государственные органы зачастую воспринимают открывающиеся технологические возможности как основание для расширения сферы собственного влияния, сводя задачу по переходу к удаленному способу взаимодействия с поднадзорными субъектами к повышению интенсивности мер государственного контроля в их отношении.

Так, запущенный в 2014 году Минсельхозом России и Россельхознадзором переход к электронной ветеринарной сертификации привел к существенному расширению номенклатуры подконтрольной ведомству продукции за счет отнесения к таковой безопасных в ветеринарном отношении продуктов, прошедших термическую обработку. Предусмотренное реформой по переходу на природоохранное нормирование на основе наилучших доступных технологий оснащение наиболее опасных в экологическом смысле предприятий средствами автоматизированного контроля выбросов, которое должно было вступить в силу еще 1 января 2018 года, предложено было распространить на более чем 5000 объектов*(21) без учета их фактического состояния, а единственным видимым результатом их внедрения должна была стать возможность назначения административного наказания в виде штрафа по результатам фиксации превышения установленных предприятию нормативов предельно допустимых выбросов без составления протокола*(22) - по аналогии со штрафом, назначаемым на основании данных камер контроля скорости на дорогах. О собственных системах онлайн-мониторинга в целях обеспечения постоянного контроля технологических процессов и состояния безопасности производственных объектов ведут речь и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление надзора в сфере промышленной и пожарной безопасности. Проблемы, связанные с применением ЕГАИС*(23) на алкогольном рынке или c повсеместным переходом на применение онлайн-касс, широко освещались в СМИ и на экономических форумах, но, кажется, не произвели значимого впечатления на сторонников цифровизации "регуляторного кавардака".

Помимо прямых затрат, которые связаны с приобретением дополнительного оборудования и интеграции соответствующих решений в системы управления ресурсами предприятий, представители бизнеса в качестве существенной проблемы отмечают несоразмерность усилий, прилагаемых государственными органами для создания действительно работоспособных информационных систем. Как следствие, предприятия зачастую вынуждены в короткие сроки подключаться к сырым, не имеющим достаточной мощности для обработки требуемого объема информации системам, а впоследствии - нести затраты, связанные с необходимостью дополнительной настройки собственных учетных систем в результате проведения регулярной "оптимизации" информационных систем стороны, принимающей данные. В этих условиях потенциальный положительный эффект от перехода на безбумажные способы взаимодействия поглощается объемом возникающих вновь затрат, связанных с поспешностью принятого решения и выбором неоптимального способа его реализации. В отдельных случаях вменение хозяйствующим субъектам подобного рода обязанностей в принципе не сопровождается вложениями государства в развитие инфраструктуры "принимающей стороны", то есть необходимость внедрять новые технологические решения объектам регулирования вроде бы уже предписывается, а возможность использования результатов этого внедрения у государственных органов де-факто отсутствует.

Значительную долю затрат на исполнение обязательных требований составляют косвенные или "обусловленные" затраты - они возникают, когда для целей получения формально бесплатной "государственной услуги" или услуги, стоимость которой (например, выраженная в государственной пошлине) нематериальна, предприятию практически безальтернативно необходимо приобрести (оплатить) ряд "сопутствующих" услуг. Так, для целей проектирования целого ряда объектов капитального строительства потребуется научное сопровождение специализированным институтом, для выдачи разрешения на строительство производственного объекта - заключение государственной экспертизы проектной документации, а с 1 января 2019 года для почти любого относительно крупного объекта - еще и заключение государственной экологической экспертизы. Для отступления от устаревших норм при проектировании - разработка и согласование специальных технических условий, для технического перевооружения и установки нового оборудования - экспертиза промышленной безопасности, для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу - расчет предельно допустимых выбросов, с трудом выполнимый без привлечения специализированной организации, а также санитарно-эпидемиологическое заключение на него, для установления санитарно-защитной зоны - проведение оценки рисков для здоровья населения и т.д. Большинство из этих услуг оказываются на условно "рыночных" условиях экспертами или научными (консалтинговыми) организациями, за допуск которых на такой "рынок" отвечает соответствующий надзорный орган, а стоимость одной такой услуги может достигать от десятков тысяч до десятков миллионов рублей.

Зарегулированность повседневных деловых и технологических процессов, сложность администрирования, законодательно обусловленная необходимость взаимодействия с широким кругом сторонних экспертных и научных организаций, как правило, не несущих реальной ответственности за результаты своей деятельности, влечет за собой возникновение на предприятиях избыточной непроизводительной занятости сотрудников, основная доля должностных обязанностей которых сводится к взаимодействию с контролирующими органами.

 

Оппортунизм как единственно приемлемая форма реакции на изменения

 

Переход к динамике - то есть наложение на описанную проблему общего несовершенства законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность в России, самой ситуации с постоянным пересмотром установленных правил игры - делает картину еще более неутешительной. Помимо значительных издержек, затрачиваемых просто в целях адаптации к регулярно обновляющимся, детализирующимся и дополняющимся требованиям, перманентные "реформы" имеют и принципиальный долгосрочный негативный эффект.

Так, описанный выше случай пересмотра обязательных требований в сфере водоснабжения и водоотведения, помимо создания общей неразберихи, имеет и очевидный практический результат: отдельные хозяйствующие субъекты в период действия норм об использовании локальных очистных сооружений для целей очистки сточных вод до их сброса в централизованную систему водоотведения приступили к строительству таких сооружений - поскольку закон рассматривал такое действие в качестве единственно возможной альтернативы. Отмена указанного требования привела к тому, что такие хозяйствующие субъекты, будучи с формальной точки зрения наиболее законопослушными адресатами закона, оказались в проигрыше, поскольку в силу действовавших на момент принятия решения прямых предписаний регулятора выбрали не являющуюся оптимальной для них стратегию, потратив средства, которые могли бы быть использованы более эффективным образом, и потеряв время, необходимое для реализации других проектов, с точки зрения предприятия - более важных.

Описанный случай не является исключением из правил. Пересмотр норм, на основании или с учетом которых хозяйствующие субъекты принимали собственные решения об инвестировании, практически никогда не сопровождается установлением детальных переходных положений для субъектов, осуществивших вложения на основании ранее действовавших норм, и (или) созданных в результате таких вложений объектов. И такие случаи обнаруживаются в самых различных сферах регулирования: например, в области градостроительства, когда в результате пересмотра положений нормативно-правовых и нормативно-технических актов построенное еще до их принятие здание перестает соответствовать требованиям и на основании этого запрещается его реконструкция; в сфере обращения с отходами - когда изменение правил установления понижающих коэффициентов к плате за размещение отходов приводит к тому, что созданные предприятиями собственные объекты размещения могут лишиться ранее действовавших льгот и инвестиции в их строительство будут обессмыслены; в законодательстве, регулирующем правила создания и функционирования особых экономических зон, и т.д. Выгода, упущенная в результате непредсказуемых действий органов власти, связанных с пересмотром установленных правил игры, во многих странах Запада является предметом исков хозяйствующих субъектов к правительствам таких стран, однако в России такая практика отсутствует.Результатом регулярного пересмотра установленных норм, невозможности их соблюдения и даже прогнозирования хотя бы на среднесрочную перспективу становится тотальный кризис доверия к действиям исполнительной и законодательной ветвей власти, неверие в возможность успешно оспорить эти действия (или бездействие) в суде, низкая склонность к инвестированию, переоценка рисков, связанных с ведением бизнеса в стране, и естественно усиливающийся тренд на вывоз капитала. Как итог, в предпринимательской среде формируется устойчивое представление об оппортунистическом поведении как о единственно верном варианте ответа на любое значимое регуляторное вмешательство, и даже снижение регуляторного бремени воспринимается как краткосрочное и "подозрительное".

Между тем в условиях усиления роли международной торговли, открытости границ, снижения стоимости транспортных услуг и логистики, развития информационных технологий роль регуляторной политики государства как фактора конкурентоспособности в борьбе за привлечение инвестиций в страну будет только усиливаться. Поэтому все большую важность приобретают вопросы, связанные с формированием благоприятной институциональной среды, экономического законодательства, отвечающего реальным потребностям, уровню сложности и характеру рыночной экономики, стимулирующего развитие частной инициативы и способствующего устойчивому улучшению делового и инвестиционного климата в России. Наблюдаемый тренд на усиление фискальной нагрузки на экономику на фоне стагнации мировых цен на сырьевые товары, усиливающихся международных санкций, продолжающегося роста тарифов естественных монополий и других макроэкономических проблем оставляет резкое снижение издержек, обусловленных регулированием, одним из немногочисленных доступных способов повышения предпринимательской активности и перезапуска экономического роста.