Приложение 1. Международные индикаторы качества регуляторной среды
В рамках подготовки настоящего Доклада были проанализированы 4 международных индекса, характеризующие качество регуляторной среды ведения бизнеса:
Индекс легкости ведения бизнеса Всемирного банка "Ease of Doing Business" (далее также - DB) - от 0 до 100 баллов;
Индекс глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума "The Global Competitiveness Index" (далее также - GCI) - от 1 до 7 баллов;
Показатель качества регулирования (Regulatory Quality Ranking) - один из шести индикаторов в составе Индекса качества государственного управления (Worldwide Governance Indicators), ежегодно рассчитываемого Всемирным банком (далее также - WGI RQ) - от -2,5 до 2,5 баллов;
Блок 5C. Регулирование бизнеса в составе Индекса экономической свободы в мире (Area 5C. Business Regulations / Economic Freedom of the World) канадского Института Фрейзера (далее также EW 5C) - от 0 до 10 баллов.
Чтобы сравнить положение РФ в данных рейтингах с позициями других стран, достигнутые значения индикаторов (не места в рейтингах) были нормированы, то есть приведены к единой шкале, от 0 до 1. Источниками выступили массивы ретроспективных данных, размещенные на сайтах соответствующих рейтингов (индексов).
Ниже представлены диаграммы, отражающие динамику показателей качества регуляторной среды в России, а также в избранных странах (как в развитых, так и в странах с переходной экономикой, при этом придерживающихся различных правовых систем): США, Нидерландах, Сингапуре, Польше, Мексике и Казахстане.
Из приведенных диаграмм видно, что при нормировании индикаторов обнаруживается существенный разрыв в оценках качества регуляторной среды в Российской Федерации, Казахстане и Мексике между общими и специализированными индексами.
При этом в странах - лидерах регуляторной политики (США, Сингапур, Нидерланды) нормированные значения индикаторов "визуализируются" в более узком интервале, то есть дают схожие оценки качества. Аналогичная ситуация наблюдается и в Польше.
Данные наблюдения позволяют сделать вывод об отчасти "искусственном" подтягивании значений показателей, включенных в показатели результативности российских ФОИВов, за счет точечных мер - при сохранении общего неудовлетворительного состояния регуляторной среды для бизнеса и граждан России.