Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение 1. Международные индикаторы качества регуляторной среды

Приложение 1. Международные индикаторы качества регуляторной среды

 

В рамках подготовки настоящего Доклада были проанализированы 4 международных индекса, характеризующие качество регуляторной среды ведения бизнеса:

Индекс легкости ведения бизнеса Всемирного банка "Ease of Doing Business" (далее также - DB) - от 0 до 100 баллов;

Индекс глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума "The Global Competitiveness Index" (далее также - GCI) - от 1 до 7 баллов;

Показатель качества регулирования (Regulatory Quality Ranking) - один из шести индикаторов в составе Индекса качества государственного управления (Worldwide Governance Indicators), ежегодно рассчитываемого Всемирным банком (далее также - WGI RQ) - от -2,5 до 2,5 баллов;

Блок 5C. Регулирование бизнеса в составе Индекса экономической свободы в мире (Area 5C. Business Regulations / Economic Freedom of the World) канадского Института Фрейзера (далее также EW 5C) - от 0 до 10 баллов.

Чтобы сравнить положение РФ в данных рейтингах с позициями других стран, достигнутые значения индикаторов (не места в рейтингах) были нормированы, то есть приведены к единой шкале, от 0 до 1. Источниками выступили массивы ретроспективных данных, размещенные на сайтах соответствующих рейтингов (индексов).

Ниже представлены диаграммы, отражающие динамику показателей качества регуляторной среды в России, а также в избранных странах (как в развитых, так и в странах с переходной экономикой, при этом придерживающихся различных правовых систем): США, Нидерландах, Сингапуре, Польше, Мексике и Казахстане.

 

РИСУНОК 1. РОССИЯ (К КНИГЕ ГОЛОДНИКОВОЙ А.Е., ЕФРЕМОВА А.А., СОБОЛЯ  Д.В.

 

РИСУНОК 2. США (К КНИГЕ ГОЛОДНИКОВОЙ А.Е., ЕФРЕМОВА А.А., СОБОЛЯ  Д.В. И Д

 

РИСУНОК 3. НИДЕРЛАНДЫ (К КНИГЕ ГОЛОДНИКОВОЙ А.Е., ЕФРЕМОВА А.А., СОБОЛЯ  Д

 

РИСУНОК 4. СИНГАПУР (К КНИГЕ ГОЛОДНИКОВОЙ А.Е., ЕФРЕМОВА А.А., СОБОЛЯ  Д.В

 

РИСУНОК 5. ПОЛЬША (К КНИГЕ ГОЛОДНИКОВОЙ А.Е., ЕФРЕМОВА А.А., СОБОЛЯ  Д.В.

 

РИСУНОК 6. МЕКСИКА (К КНИГЕ ГОЛОДНИКОВОЙ А.Е., ЕФРЕМОВА А.А., СОБОЛЯ  Д.В.

 

РИСУНОК 7. КАЗАХСТАН (К КНИГЕ ГОЛОДНИКОВОЙ А.Е., ЕФРЕМОВА А.А., СОБОЛЯ  Д.

 

Из приведенных диаграмм видно, что при нормировании индикаторов обнаруживается существенный разрыв в оценках качества регуляторной среды в Российской Федерации, Казахстане и Мексике между общими и специализированными индексами.

При этом в странах - лидерах регуляторной политики (США, Сингапур, Нидерланды) нормированные значения индикаторов "визуализируются" в более узком интервале, то есть дают схожие оценки качества. Аналогичная ситуация наблюдается и в Польше.

Данные наблюдения позволяют сделать вывод об отчасти "искусственном" подтягивании значений показателей, включенных в показатели результативности российских ФОИВов, за счет точечных мер - при сохранении общего неудовлетворительного состояния регуляторной среды для бизнеса и граждан России.