Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 26. Совершение морских протестов*(50)
§ 1. Понятие и сущность морского протеста
В практике торгового мореплавания сформировался обычай, при котором перевозчики заявляли контрагентам и другим заинтересованным лицам о своей невиновности в причинении ущерба грузам. Такие заявления получили название "морской протест". Протестом они стали называться потому, что капитан судна протестовал против возможных претензий определенных лиц к нему и к судовладельцу на основании того, что им были предприняты все необходимые меры для предотвращения причинения вреда, однако независящие от него обстоятельства оказались непреодолимы.
Нормы о морском протесте содержатся в гл. XXIV КТМ, а также в гл. XIX Основ.
При наличии происшествий, повлекших повреждение груза, портовых сооружений или другого судна, задержку рейса, возникает обязательство перевозчика, судовладельца по возмещению ущерба. Освобождение перевозчика от ответственности за утрату, недостачу и повреждение груза установлено КТМ, а также законодательством зарубежных стран. Перевозчик, однако, освобождается от ответственности не безусловно, а только в случае, если докажет, что утрата, недостача, повреждение и другие виды причинения вреда произошли вследствие обстоятельств, которые не могут быть поставлены ему в вину (ст. 1 Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаментах, принятой в Брюсселе 25 августа 1924 г.).
Одной из особенностей института защиты интересов судовладельца является наличие в морском праве норм, предусматривающих право капитанов судов при определенных обстоятельствах заявлять морской протест. Заявление о морском протесте делается в целях доказывания, что действительные или предполагаемые повреждения судна или каких-то других материальных объектов произошли в результате непреодолимой силы, опасностей и случайностей, виновных действий других лиц, за которые судовладелец не может нести ответственность.
В соответствии со ст. 394 КТМ в случае, если во время плавания или стоянки судна имело место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, капитан судна в целях обеспечения доказательств должен сделать заявление о морском протесте. Морской протест имеет целью обеспечить, насколько это возможно, полную информацию относительно обстоятельств происшествия и причин, вызвавших его, в том числе информацию об ущербе и о принятых по предотвращению или уменьшению ущерба мерах.
Заявление о морском протесте делается:
- в порту Российской Федерации - нотариусу;
- в иностранном порту - должностному лицу консульского учреждения Российской Федерации или компетентному должностному лицу иностранного государства в порядке, установленном законодательством соответствующего государства.
Морской протест в правовом отношении является важным способом обеспечения доказательств и занимает особое место среди форм и методов защиты прав и законных интересов судовладельца.
Заявление о морском протесте делается до предъявления претензий, до возбуждения судебного или арбитражного дела. Морской протест оформляется различными органами, имеющими право совершать нотариальные действия: нотариусами, консульствами. Так, согласно ст. 400 КТМ нотариус или должностное лицо консульского учреждения Российской Федерации на основании заявления капитана судна, данных судового журнала, опроса капитана судна и в случае необходимости других членов экипажа судна составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и гербовой печатью. Принятие заявления о морском протесте от капитанов иностранных судов и составление актов о морском протесте могут осуществляться консульскими учреждениями иностранных государств в Российской Федерации на условиях взаимности.
Право заявления морского протеста предоставлено лишь капитанам морских судов. Заявлять морские протесты могут также шкиперы несамоходных морских судов, если им предоставлено право подписывать коносаменты, а также капитаны речных торговых судов при плавании между морскими или между морскими и речными портами.
Особенностью морского протеста является также необходимость заявления его в установленный законом срок, пропуск этого срока лишает капитана судна права на оформление морского протеста. Сроки устанавливаются ст. 396 КТМ - заявление о морском протесте делается, если происшествие произошло:
- в порту в течение 24 часов с момента происшествия;
- во время плавания судна в течение 24 часов с момента прибытия судна или капитана судна в первый порт после происшествия.
Существует возможность подачи заявления о морском протесте по радиотелеграфу, что делается в случаях, когда, например, нотариус не работает в течение срока, определенного законом для подачи заявления (выходные, праздничные дни). Время отправления радиограммы о морском протесте рассматривается как юридический акт, равносильный представлению заявления о морском протесте.
При оформлении акта о морском протесте в нотариальном порядке фиксируются те события и факты, обстоятельства, которые сопутствовали происшествию, явились юридическим фактом, вызвавшим возникновение обязательств из причинения вреда. Акт о морском протесте - документ, в котором лаконичные записи судового журнала изложены в более раскрытой форме, имеют пояснения, подтверждены показаниями свидетелей. Доказательственное значение морских протестов признается правом ряда зарубежных стран.
§ 2. Основания для заявления морского протеста. Оспаривание морского протеста
1. Морской протест при общей аварии
В КТМ устанавливается, что общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов и пожертвований в целях спасения судна, фрахта и перевозимого на судне груза от общей для них опасности. Общий убыток может иметь место только в том случае, когда на судне находится груз, не принадлежащий судовладельцу, т.е. когда убыток затрагивает интересы не одной какой-либо стороны. Убытки, относимые на общую аварию, можно подразделить на два вида:
причиненные повреждением или уничтожением грузов или судового имущества, выбрасыванием грузов за борт, принесением в жертву судового снаряжения и другими, т.е. уничтожением или повреждением части имущества судовладельца или грузовладельцев в общих интересах всех участников перевозки;
выражающиеся в денежных расходах, произведенных в общих интересах. Например, расходы в связи с заходом в порт-убежище, уплатой спасательного вознаграждения. При этих убытках имуществу участников морского предприятия может и не быть нанесено ущерба, однако на каждого из них ложится определенная доля расходов.
И в том и в другом случае судовладельцы обязаны возмещать определенную часть общей аварии.
2. Морской протест при частной аварии
Частная и общая аварии имеют один общий признак - частичная потеря собственности и нарушение интересов судна, груза, фрахта. Но повреждение или потеря имущества, относящиеся к частной аварии, неизменно являются случайными. Убытки при частной аварии разнообразны, так же как и причины, их вызывающие. Они происходят от стихийных явлений, различных случайностей, а также по причинам, зависящим от людей. Непосредственный ущерб при частной аварии причиняется судну или грузу.
Частную аварию подразделяют на явную и предполагаемую. При явной частной аварии повреждение судна или груза, утрата груза или принадлежностей судна налицо. Во многих случаях капитан может не иметь возможности определить действительный ущерб, но это для подачи заявления о морском протесте значения не имеет. К явной частной аварии относятся убытки, являющиеся следствием: уничтожения перевозчиком легковоспламеняющегося, взрывчатого груза, если он был сдан под неправильным наименованием и при его приемке перевозчик не мог удостовериться в его свойствах; столкновения с другим судном или предметом; невозможности выгрузки в пункт назначения вследствие карантина, блокады и т.д.
Во многих случаях одно и то же происшествие влечет убытки, относящиеся как к явной частной аварии, так и к общей. Поэтому морской протест в таких случаях должен свидетельствовать невиновность судовладельца в причинении частно-аварийных убытков и наличие признаков общей аварии.
Также основаниями для морского протеста могут быть: морской протест при запрещении отхода и задержании судна; в случаях оказания помощи и спасания на море; морской протест при столкновениях и навалах судов; морской протест при лоцманской проводке; при перевозке грузов в опломбированных трюмах и контейнерах.
3. Оспаривание морского протеста
Следует иметь в виду, что морской протест, как и любые другие доказательства, может быть оспорен, опровергнут другими доказательствами. Лица, интересы которых затронуты в результате морского происшествия, будут изыскивать доказательства, которыми опровергались бы факты, указанные в морском протесте, с целью доказать, что капитан судна мог предотвратить убытки.
Доказательствами, опровергающими морской протест, могут быть любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке устанавливается наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих возражения сторон, и иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Эти данные устанавливаются на основании: вступивших в силу приговоров по уголовным делам, показаниями свидетелей, записями судовых журналов, справками метеорологических станций, заключениями экспертов, фотоснимками и т.д.
Право опротестования морского протеста принадлежит лицам, право которых нарушено. Ими могут быть физические лица и юридические лица, причем как российские, так и иностранные.
Согласно КТМ лица, имеющие имущественные требования к перевозчику, могут предъявлять эти требования в форме претензии, а затем и иска. Претензии и иски предъявляются независимо от наличия морского протеста и именно в них приводятся доказательства, оспаривающие данные протеста.
§ 3. Заявление капитана судна о морском протесте
В случае, если происшествие произошло во время плавания, заявление о морском протесте может быть сделано в момент прибытия судна или капитана судна в порт, не являющийся первым портом после происшествия, с тем чтобы избежать значительных потерь времени и расходов, связанных с заходом в первый порт после происшествия.
В случае, если окажется невозможным заявить морской протест в сроки, установленные ст. 396 КТМ, причины этого должны быть указаны в заявлении о морском протесте. При наличии оснований предполагать, что в результате происшествия причинен ущерб находящемуся на судне грузу, заявление о морском протесте должно быть сделано до открытия люков. Выгрузка находящегося на судне груза до заявления морского протеста может быть начата только в случае крайней необходимости.
Капитан в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца и только капитан имеет право на заявление о морском протесте. Это правило распространяется на капитанов морских судов во время их плавания как морскими путями, так и по рекам, озерам, водохранилищам и другим водным путям, если только специальным законом или соглашением РФ с другим государством не установлены иные положения. Свои полномочия, касающиеся заявления морского протеста, капитан не имеет права передоверять иным лицам, законным представителям судовладельца, самому судовладельцу, торгпреду и др.
Закон не устанавливает специальных обязательных реквизитов, без которых такое заявление было бы неполным или не могло быть принято. В КТМ установлено, что заявление о морском протесте должно содержать описание обстоятельств происшествия и мер, принятых капитаном для обеспечения сохранности вверенного ему имущества. Заявление о морском протесте должно содержать данные, указывающие кому подается заявление, кто его подает, в чем его сущность и т.д. Оно должно содержать такие сведения, как фамилия, имя, отчество заявителя - капитана судна, наименование судна, флаг, под которым плавает судно, порт его приписки, регистрационный номер, указания на технические характеристики судна, краткое описание груза, порт отправления и порт назначения, описание происшествия, в связи с которым представляется заявление. Вопрос о том, следует ли указывать принадлежность судна определенному судовладельцу, нужно решать применительно к КТМ, где сказано, что судовладельцем признается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.
Описание самого происшествия дается кратко и вместе с тем очень точно, без комментариев, излишних подробностей, уводящих в сторону от главного события.
Сведения, излагаемые в заявлении о морском протесте, должны точно соответствовать судовым документам и записям судового журнала. Судовой журнал является основным официальным документом, в котором объективно и подробно отражается непрерывная деятельность судна, различные обстоятельства и события, ее сопровождающие. При определенных ситуациях важное значение могут иметь записи в машинном, санитарном и радиотелеграфном журналах, которые дополняют сведения о работе судна.
В соответствии со ст. 99 Основ нотариус принимает в целях обеспечения доказательств для защиты прав и законных интересов судовладельца заявление капитана судна о происшествии, имевшем место в период плавания или стоянки судна, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований.
Заявление о морском протесте должно содержать описание обстоятельств происшествия и мер, принятых капитаном для обеспечения сохранности вверенного ему имущества.
Таким образом, заявление о морском протесте должно содержать:
- дату и время подачи заявления;
- место подачи заявления;
- кому адресовано заявление;
- фамилию, имя и отчество лица, представляющего заявление;
- название судна;
- флаг судна;
- полное наименование судовладельца;
- порт приписки;
- регистрационный номер;
- откуда и куда следует судно;
- сведения о грузе;
- сведения о пассажирах;
- указание о мореходном состоянии судна в начале рейса;
- описание происшедшего события;
- описание принятых экипажем судна мер для предотвращения вреда;
- выражение протеста против возможных претензий;
- перечень свидетелей происшествия и принятых мер;
- перечень прилагаемых документов;
- подпись лица, представляющего заявление, заверенная судовой печатью.
§ 4. Порядок оформления морского протеста
1. Место оформления морского протеста
Сформировавшийся в мировой практике обычай, закрепленный в национальных законодательствах ряда государств, требует, чтобы заявление о морском протесте было представлено соответствующему органу в первом после происшествия порту захода судна.
Непосредственно в порту адресование заявления зависит от ряда условий. Если судно зашло в иностранный порт, то заявление может быть сделано либо российскому консулу, либо местному органу. Место оформления морского протеста не зависит от субъективного решения капитана. Заявление морского протеста консулу РФ в иностранном порту осуществляется на условиях взаимности. Это означает, что протест, совершаемый капитаном российского судна в иностранном порту у консула РФ, имеет такое же значение, как протест, заявленный местным органам. Такое уравнивание имеет место в случае, если морской протест, оформленный в порту РФ капитаном судна, плавающего под флагом соответствующего государства, у своего консула, имеет тождественное значение, что и протест, оформленный российским нотариусом. Вопрос о том, кому именно следует заявить морской протест в иностранном порту, капитан решает совместно с иностранным морским агентом, адвокатом или с консулом РФ.
В российских портах заявление о морском протесте, согласно ст. 395 КТМ, делается нотариусу. При заходе в порт, где нет нотариальной конторы, капитан судна обязан получить справку о том, что он обращался с заявлением о морском протесте, и сделать соответствующую запись в судовом журнале. Заявленный в следующем порту захода морской протест при предъявлении такой справки будет иметь соответствующее доказательственное значение.
2. Сроки оформления морского протеста
Статья 100 Основ указывает, что заявление о морском протесте должно быть сделано в течение 24 часов с момента прихода судна в порт или с момента происшествия, если оно имело место непосредственно в порту.
Нередки случаи, когда судно заходит в порт на внутренний рейд и по целому ряду причин в течение многих часов и даже суток не ошвартовывается к причалу (отсутствие свободного причала, ледовая обстановка и т.д.). В таких случаях срок в 24 часа исчисляется со времени окончания выполнения всех требующихся формальностей по прибытии судна в порт и оформления его прихода.
В практике заявления морских протестов сформировался обычай, согласно которому в случаях, когда истечение 24-часового срока наступает в нерабочее для нотариальной конторы время, капитаны судов направляют на имя нотариуса радиограммы, уведомляющие последнего о намерении оформить морской протест. Время направления радиограммы приравнивается к вручению заявления о морском протесте.
3. Открытие люков
Согласно КТМ и сложившейся мировой практике заявление о морском протесте капитан обязан сделать, не открывая люков и не приступая к выгрузке груза. Однако в крайне необходимых случаях, например в целях предотвращения дальнейшей порчи груза или при необходимости срочного ремонта, капитан может открыть люк и приступить к выгрузке до подачи заявления о морском протесте. В этих случаях капитан судна обязан пригласить на борт судна капитана порта для установления факта исправности люковых закрытий, соблюдения всех морских обычаев и составить соответствующий акт.
4. Нотариальный тариф
В соответствии со ст. 333.24 НК за совершение морского протеста нотариус взимает тариф в размере 30 тыс. руб.
5. Составление акта о морском протесте. Форма акта о морском протесте
В подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте, капитан судна в соответствии с законодательством РФ, регулирующим торговое мореплавание, одновременно с заявлением либо в срок не позднее семи дней с момента захода в порт или с момента происшествия, если оно имело место в порту, обязан представить нотариусу на обозрение судовой журнал и заверенную капитаном выписку из судового журнала.
Согласно ст. 400 КТМ нотариус или должностное лицо консульского учреждения Российской Федерации на основании заявления капитана судна, данных судового журнала, опроса капитана судна и в случае необходимости других членов экипажа судна составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и гербовой печатью.
Акт составляется на основании заявления, показаний свидетелей, фактических данных, зафиксированных в судовом журнале. Таким образом, капитан судна обязан прибыть к нотариусу со свидетелями, которых должно быть по возможности не менее двух из числа лиц командного состава и двух из судовой команды. Нотариус опрашивает по поводу происшествия и связанных с ним обстоятельств капитана и свидетелей. Их показания заносятся в акт о морском протесте. Показания членов экипажа, данные заявления о морском протесте сверяются с представленным капитаном судовым журналом. В случае гибели судового журнала в заявлении о морском протесте должны быть изложены обстоятельства и причины гибели судового журнала.
В отличие от заявления о морском протесте акт о морском протесте составляется по определенной форме, которая была принята 19-24 сентября 1949 г. в Амстердаме Международным морским комитетом. Она должна соблюдаться в тех случаях, когда об этом сделана специальная оговорка в соглашении сторон, чартере или коносаменте.
Акт о морском протесте представляет собой документ, обеспечивающий доказательства, нотариус только фиксирует показания членов экипажа судна, поэтому нотариус не должен определять в акте о морском протесте, имела ли место общая или частная авария, а также не должен производить оценку представленных ему документов.
Акт о морском протесте составляется в двух экземплярах, один экземпляр акта выдается капитану или уполномоченному лицу. В делах нотариуса остается заявление капитана, выписка из судового журнала и второй экземпляр акта о морском протесте.
Образцы документов, оформляемых при совершении морского протеста
Акт о морском протесте
Город Мурманск Мурманской области.
Первого июня две тысячи четырнадцатого года.
Я, Иванова Вера Петровна, нотариус города Мурманска Мурманской области Российской Федерации, в 10 часов 00 минут московского времени приняла заявление капитана теплохода "Михаил Светлов", плавающего под флагом Республики Болгария, приписанного к порту Бургас, Республика Болгария, судовладелец "_________", официальный регистровый номер____, прибывшего в порт Мурманск 31 мая 2014 года в 20 часов 00 минут московского времени, (Ф.И.О. капитана), 1960 года рождения, паспортные данные___, гражданина Болгарии, проживающего по адресу:________________, о происшествии, имевшем место во время перехода из порта____________, Испания в порт Мурманск, Россия с _____ 2014 года по ________ 2014 года с грузом торфа.
Происшествие, по заявлению капитана, заключалось в следующем:
(описание происшествия)
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Заявление о морском протесте подано до открытия трюмов.
В соответствии со ст. 399 Кодекса торгового мореплавания РФ и ст. 101 Основ я ознакомилась с представленными мне первого июня две тысячи четырнадцатого года капитаном данными судового журнала и опросила об обстоятельствах происшествия самого капитана, свидетелей из числа лиц командного состава судна и судовой команды, которые показали:
1. _______________, капитан, гражданин Болгарии*(51)__________
____________________
(показания капитана).
Заявление о морском протесте подано до открытия трюмов.
2. _______________, гражданин Российской Федерации, старший помощник капитана_________________________
(показания свидетеля).
Заявление о морском протесте подано до открытия трюмов.
3.________________, гражданин Болгарии, старший механик
____________________
( показания свидетеля).
Заявление о морском протесте подано до открытия трюмов.
4. ________________, гражданин Болгарии, матрос_________
___________________
( показания свидетеля).
Заявление о морском протесте подано до открытия трюмов.
5. _________________, гражданин Российской Федерации, матрос________
( показания свидетеля).
Заявление о морском протесте подано до открытия трюмов.
Зарегистрировано в реестре за N ______.
Взыскано по тарифу _______.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.