1. В целях повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области, руководствуясь пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р, утвердить Региональную программу повышения эффективности бюджетных расходов Томской области на 2011 - 2013 годы согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Определить Департамент финансов Томской области (Феденёв) исполнительным органом государственной власти Томской области, ответственным за реализацию Программы.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Губернатора Томской области Козловскую О.В.
Губернатор Томской области |
В.М. Кресс |
Региональная программа
повышения эффективности бюджетных расходов Томской области на 2011-2013 годы
(утв. распоряжением Администрации Томской области от 11 августа 2011 г. N 781-ра)
Паспорт
Региональной программы
Наименование Программы |
Региональная программа повышения эффективности бюджетных расходов Томской области |
Основание для разработки Программы |
Программа Правительства Российской Федерации |
Заказчик Программы |
Департамент финансов Томской области |
Цель Программы |
Создание условий для повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области по выполнению государственных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Томской области |
Задачи Программы |
1. Расширение сферы применения программно-целевого принципа организации деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области. 2. Совершенствование механизмов оценки потребности 3. Совершенствование механизмов оценки эффективности деятельности областных государственных учреждений и применение исполнительными органами государственной власти Томской области полученных результатов в практике бюджетного планирования. 4. Организация контроля за исполнением государственных заданий, стимулирование надлежащего исполнения государственных заданий и установления порядка их корректировки. 5. Совершенствование стандартов качества государственных услуг, оказываемых областными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности. 6. Применение аутсорсинга для повышения эффективности и результативности деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области и областных государственных учреждений. 7. Оценка качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета. 8. Стимулирование реформы бюджетного процесса |
Сроки реализации Программы |
2011 - 2013 годы |
Основные мероприятия Программы |
Разработка и применение правовых актов, направленных на: совершенствование процедур формирования докладов автоматизацию процесса формирования, исполнения и мониторинга системы целеполагания исполнительных органов государственной власти Томской области, бюджетных целевых программ, иных процедур, связанных с формированием областного бюджета; информирование общественности о новациях совершенствование процедуры оценки потребности установление процедуры оценки эффективности деятельности областных государственных учреждений, использование результатов данной оценки в практике бюджетного планирования; совершенствование контроля за исполнением государственных заданий; совершенствование стандартов качества государственных услуг, оказываемых областными государственными учреждениями; совершенствование процедур аутсорсинга; осуществление оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета; совершенствование порядка предоставления и выделения средств из областного фонда реформирования муниципальных финансов |
Исполнители Программы |
Департамент финансов Томской области; Департамент экономики Администрации Томской области; главные распорядители средств областного бюджета |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общая потребность финансового обеспечения Программы составляет 115 639,3 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - 91 639,3 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 72 303,4 тыс. рублей (прогноз); средства областного бюджета - 19 335,9 тыс. рублей; 2012 год -12 000 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 12 000 тыс. рублей; 2013 год -12 000 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 12 000 тыс. рублей. Объем финансирования Программы ежегодно корректируется при формировании проекта областного бюджета на соответствующий финансовый год и |
Ожидаемые результаты |
Достижение показателей, указанных в разделе 14 Программы |
Система организации контроля |
Контроль за реализацией Программы |
1. Необходимость разработки и реализации Программы
Наличие эффективной системы управления региональными финансами является одним из ключевых условий, обеспечивающих достижение долгосрочных целей и приоритетов социально-экономического развития Томской области.
Для построения эффективной системы с 2005 года в Томской области идет планомерный процесс реформирования системы региональных и муниципальных финансов.
В целях повышения эффективности и результативности бюджетных расходов на территории Томской области была разработана и реализована Программа реформирования региональных финансов Томской области на 2006 - 2008 годы (распоряжение Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 27.10.2005 N 627-р "Об утверждении Программы реформирования региональных финансов Томской области на 2006 - 2008 годы").
В результате реализации Программы реформирования региональных финансов на 2006 - 2008 годы Томская область вошла в число регионов, которые одними из первых внедрили у себя механизмы:
формирования государственных заданий;
формирования перечня бюджетных услуг, оказываемых населению за счет средств регионального бюджета;
оценки потребности в бюджетных услугах;
формирования ведомственных целевых программ, в том числе и для деятельности, связанной с оказанием бюджетных услуг;
стандартизации бюджетных услуг;
стимулирования проведения бюджетной реформы муниципальными образованиями, входящими в состав региона;
планирования деятельности исполнительных органов государственной власти региона с использованием программно-целевых методов путем разработки и реализации докладов о результатах и основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти региона и ведомственных целевых программ;
проведения ежегодной оценки эффективности деятельности региональных бюджетных учреждений и использование результатов оценки при планировании мероприятий по повышению эффективности их деятельности.
Внедрение вышеперечисленных механизмов в бюджетный процесс позволило Томской области достичь достаточно высоких показателей качества управления региональными финансами:
удельный вес расходов областного бюджета, формируемых в рамках целевых программ, в общем объеме расходов областного бюджета (за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета) составляет более 40%;
с 2008 года утверждается 3-летний бюджет;
ежегодно разрабатывается и утверждается более 50 ведомственных целевых программ Томской области;
утвержден перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) областными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности (распоряжение Администрации Томской области от 30.11.2010 N 1030/1-ра "Об утверждении Перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) областными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности");
ежегодно проводится оценка качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Томской области.
В настоящее время в Томской области сформирована иерархическая структура документов стратегического и программно-целевого планирования (Закон Томской области от 14 сентября 2009 года N 177-ОЗ "О системе документов стратегического и программно-целевого планирования Томской области"), что позволяет осуществить переход от направлений развития Томской области, зафиксированных в Стратегии развития Томской области до 2020 года, к целям, задачам и показателям деятельности конкретных исполнительных органов государственной власти Томской области, структурных подразделений Администрации Томской области и областных государственных учреждений на трехлетний период.
В рамках реализации Программы реформирования региональных финансов Томской области на 2006 - 2008 годы проведена работа по совершенствованию следующих аспектов:
планирование и управление кассовыми разрывами и кредиторской задолженностью бюджета;
управление кредиторской задолженностью (включая просроченную) областных государственных бюджетных учреждений и исполнительных органов государственной власти Томской области;
принятие решений о реализации новых инвестиционных проектов за счет средств областного бюджета и управление ими;
процедуры предоставления государственных гарантий;
повышение эффективности межбюджетных отношений.
К 2010 году стало очевидным, что не все из реализованных на практике мероприятий принесли планируемый результат и многое еще требует доработки и развития.
Существующие сегодня механизмы планирования показателей деятельности главных распорядителей средств областного бюджета и областных государственных учреждений зафиксированы в различных нормативных правовых актах, при этом зачастую не имеют четко установленных взаимосвязей и связи с финансовым планированием. Существует необходимость придания этим механизмам большей структурированности, проработанности и применимости в бюджетном процессе.
В 2010 году в федеральное законодательство внесены изменения в части подходов к оказанию государственных и муниципальных услуг, формированию государственных заданий для государственных и муниципальных учреждений, а также к другим вопросам, связанным с организацией бюджетного процесса, что привело к необходимости пересмотра и корректировки ряда процедур управления региональными финансами Томской области.
Ряд новых задач по повышению эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению государственных (муниципальных) функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах сформулированы в Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р).
2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является создание условий для повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области по выполнению государственных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Томской области.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
расширение сферы применения программно-целевого принципа организации деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области;
совершенствование механизмов оценки потребности в государственных услугах, оказываемых областными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, и применение результатов оценки при планировании деятельности и планировании ассигнований;
совершенствование механизмов оценки эффективности деятельности областных государственных учреждений и применение исполнительными органами государственной власти Томской области полученных результатов в практике бюджетного планирования;
организация контроля за исполнением государственных заданий, стимулирование надлежащего исполнения государственных заданий и установления порядка их корректировки;
совершенствование стандартов качества государственных услуг, оказываемых областными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности;
применение аутсорсинга для повышения эффективности и результативности деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области и областных государственных учреждений;
оценка качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета;
стимулирование реформы бюджетного процесса на муниципальном уровне (за счет совершенствования порядка предоставления и распределения субсидий из областного фонда реформирования муниципальных финансов).
3. Расширение сферы применения программно-целевого принципа организации деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области
Поставленная в Бюджетном послании Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах" задача по внедрению программно-целевого принципа организации деятельности исполнительных органов государственной власти на территории Томской области реализуется с 2007 года.
В настоящее время созданы все необходимые предпосылки для организации деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области по программно-целевому принципу (формируются доклады о результатах и основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области, разрабатываются долгосрочные и ведомственные целевые программы, проводится оценка эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области). Однако большинство из данных инструментов используется формально и не служит реальному достижению цели повышения эффективности государственного управления В деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области недостаточно используются и иные инструменты бюджетирования, ориентированного на результат.
В рамках данного направления необходимо:
1. Переработать порядок разработки, рассмотрения, утверждения и мониторинга докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Томской области (утвержден распоряжением Губернатора Томской области от 15.05.2009 N 138-р "Об утверждении Порядка разработки, рассмотрения, утверждения и мониторинга докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Томской области"). Соответствующий документ должен обеспечить реальную увязку стратегических целей и задач Томской области с целями и задачами субъектов бюджетного планирования, на основе которых, в свою очередь, должны базироваться бюджетные целевые программы.
2. Разработать новые подходы к формированию ведомственных целевых программ, в том числе уточнить перечень расходных обязательств, подлежащих включению в данные программы. Начиная с 2012 года за счет ведомственных целевых программ следует существенно увеличить долю расходов бюджета, формируемых в рамках программ.
Необходимо повысить эффективность исполнения ведомственных целевых программ путем применения принципиально нового подхода к мониторингу данных программ и использованию результатов мониторинга.
3. Доработать порядок разработки долгосрочных целевых программ (утвержден постановлением Администрации Томской области от 27.11.2007 N 186а "О долгосрочных областных целевых программах") в части формализации и унификации форм и процедур разработки программ, обеспечения более тесной увязки разрабатываемых программ со стратегическими целями и задачами Томской области, а также целями и задачами субъектов бюджетного планирования.
4. Для качественного внедрения программно-целевого принципа необходимо автоматизировать процесс формирования целеполагания субъектов бюджетного планирования, бюджетных целевых программ, мониторинга реализации мероприятий и достижения показателей деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области, иных инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, и процедур, связанных с формированием областного бюджета.
5. Совершенствование организации деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области предполагает повышение открытости институтов власти для населения, в том числе информирование общественности о новациях в применении инструментов бюджетирования, ориентированного на результат.
Основным риском реализации данного мероприятия является низкая информированность основной части государственных служащих Томской области о сути программно-целевого принципа организации деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области и применения инструментов бюджетирования, ориентированного на результат. Снижение данного риска планируется за счет проведения обучающих мероприятий и консультаций.
4. Совершенствование механизмов оценки потребности в государственных услугах и применение результатов оценки
В настоящее время оценка потребности в государственных услугах осуществляется исполнительными органами государственной власти Томской области в соответствии с Порядком проведения оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг и учета результатов оценки при формировании расходов областного бюджета (постановление Администрации Томской области от 30.06.2008 N 127а "Об утверждении Порядка проведения оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг и учета результатов оценки при формировании расходов областного бюджета"). Данный Порядок проведения оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг и учета результатов оценки при формировании расходов областного бюджета (далее - Порядок проведения оценки потребности) определяет права, последовательность действий исполнительных органов государственной власти Томской области, ответственных за организацию предоставления бюджетных услуг, в процессе проведения оценки потребности населения Томской области в предоставлении бюджетных услуг и учета результатов оценки при формировании расходов областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период и устанавливает:
механизм взаимодействия между исполнительными органами государственной власти Томской области при оценке потребности в бюджетных услугах;
рекомендации по определению показателей потребности в бюджетных услугах.
Результаты оценки потребности в бюджетных услугах используются исполнительными органами государственной власти Томской области при планировании расходов на оказание услуг. Планирование бюджетных ассигнований осуществляется в соответствии с приказом Департамента финансов Томской области от 22.04.2008 N 18 "Об утверждении Порядка планирования бюджетных ассигнований по исполнению действующих и принимаемых обязательств на очередной финансовый год и плановый период".
Проблемы в проведении оценки потребности в услугах и применении результатов оценки при планировании расходов областного бюджета в части ассигнований на оказание услуг обусловлены следующими факторами:
несоответствием терминологии Порядка проведения оценки потребности положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации;
невозможностью применения зафиксированных в Порядке проведения оценки потребности методик определения потребности в государственных услугах всеми заинтересованными главными распорядителями бюджетных средств;
отсутствием методики применения данных оценки потребности при планировании бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг.
Для решения обозначенных проблем и обеспечения применения инструментов оценки потребности исполнительными органами государственной власти Томской области в отношении государственных услуг, включенных в Перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) областными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности (распоряжение Администрации Томской области от 30.11.2010 N 1030/1-ра "Об утверждении Перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) областными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности") (далее - Перечень государственных услуг (работ), необходимо не только привести в соответствие в Бюджетным кодексом Российской Федерации понятийный аппарат, используемый в порядке проведения оценки потребности, но и усовершенствовать методику проведения оценки потребности.
Исходя из вышеизложенного планируется доработка Порядка оценки потребности по следующим направлениям:
осуществление перехода на термин "государственная услуга" вместо "бюджетная услуга" с расшифровкой понятия "государственная услуга";
проведение унификации показателей и форм оценки Порядка оценки потребности с распоряжением Администрации Томской области от 30.11.2010 N 1030/1-ра "Об утверждении Перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) областными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности";
установление в нормативном правовом акте порядка определения потребности в государственных услугах с делегированием полномочий по разработке и утверждению методик оценки потребности исполнительным органам государственной власти Томской области в соответствующих сферах.
Данные решения позволят расширить сферы применения оценки потребности в государственных услугах, сделают механизм формирования методики оценки потребности более гибким, позволяющим учесть специфику каждой отрасли.
В рамках совершенствования механизма применения результатов оценки потребности в государственных услугах при планировании ассигнований на очередной финансовый год и плановый период предполагается разработка механизмов, позволяющих учитывать результаты оценки потребности в оказании государственных услуг при составлении проекта областного бюджета. В частности, рассмотрение вопроса о целесообразности внесения дополнений в приказ Департамента финансов Томской области от 22.04.2008 N 18 "Об утверждении Порядка планирования бюджетных ассигнований по исполнению действующих и принимаемых обязательств на очередной финансовый год и плановый период" в части, касающейся планирования ассигнований на оказание государственных услуг в соответствии с видами бюджетных ассигнований, установленными статьями 69 и 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Разработка и утверждение новых подходов и методик оценки потребности в государственных услугах решит задачу применения главными распорядителями средств областного бюджета результатов оценки потребности при расчете финансового обеспечения государственных заданий на оказание государственных услуг. В настоящее время главные распорядители средств областного бюджета ведут работу по подготовке отраслевых порядков определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества областных государственных учреждений.
Переход на новые методики оценки потребности в государственных услугах позволит всем главным распорядителям средств областного бюджета, имеющим подведомственные учреждения, оказывающие государственные услуги в соответствии с Перечнем государственных услуг (работ), использовать результаты оценки при расчете финансового обеспечения государственных заданий.
Установление механизма планирования бюджетных ассигнований, основанного на результатах оценки потребности в государственных услугах, в сочетании с нормативным подходом к финансированию (приказ Департамента финансов Томской области от 03.11.2010 N 41 "Об утверждении методических рекомендаций по расчету нормативных затрат на оказание областными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества областных государственных учреждений") сформируют необходимую базу для обоснования расходов на оказание государственных услуг.
Установление новых механизмов оценки потребности в государственных услугах позволит решить задачу формирования ведомственных целевых программ в сфере предоставления государственных услуг и облегчит процесс формирования государственных заданий на оказание государственных услуг.
Основной риск реализации данного направления связан с правильностью отнесения конкретных видов деятельности областных государственных учреждений к государственным услугам, оказываемым данными учреждениями в качестве основных видов деятельности, в отношении которых следует проводить оценку потребности.
Управление данным риском будет осуществляться путем выработки совместно с исполнительными органами государственной власти Томской области единых подходов к включению услуг, оказываемых областными государственными учреждениями, в Перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) областными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, исходя из их сути и содержания.
5. Совершенствование механизмов оценки эффективности деятельности областных государственных учреждений
До 2010 года оценка эффективности деятельности учреждений проводилась в соответствии с постановлением Администрации Томской области от 26.06.2008 N 125а "О порядке оценки эффективности деятельности областных государственных бюджетных учреждений". Утвержденный указанным постановлением Администрации Томской области Порядок оценки эффективности деятельности областных государственных бюджетных учреждений устанавливал:
перечень исполнительных органов государственной власти Томской области, осуществляющих проведение ежегодной оценки эффективности деятельности бюджетных учреждений;
последовательность действий исполнительных органов государственной власти Томской области при проведении оценки;
показатели для оценки эффективности деятельности бюджетного учреждения (форма для заполнения);
аналитические показатели эффективности деятельности бюджетного учреждения (форма для заполнения);
значения показателей для признания деятельности бюджетного учреждения эффективной (таблица с пограничными значениями);
значения показателей для принятия решений в сфере управления бюджетными учреждениями.
Оценка эффективности деятельности государственных бюджетных учреждений Томской области проводилась ежегодно, начиная с 2007 года. По итогам проведения оценки главные распорядители средств областного бюджета разрабатывали для учреждений мероприятия по повышению их эффективности и планы-графики изменения типа учреждений на автономные.
Применение главными распорядителями средств областного бюджета Томской области Порядка оценки эффективности деятельности областных государственных бюджетных учреждений на практике выявило ряд недочетов.
Во-первых, практическая апробация методики оценки (показателей, критериев и механизмов принятия решений) выявила необходимость их расширения и корректировки для возможности применения всеми типами учреждений, оказывающих государственные услуги (выполняющих работы) в соответствии с действующим перечнем государственных услуг (работ).
Во-вторых, излишняя формализованность и узость механизма принятия решений (формализация ряда показателей, отсутствие вариативности в оценке) привела к тому, что на практике главные распорядители средств областного бюджета не смогли воспользоваться предложенными в методике критериями и показателями.
В-третьих, принятие Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" сузило сферу применения данного нормативного правого акта до уровня государственных бюджетных учреждений, исключив из сферы его влияния государственные автономные и казенные учреждения Томской области.
В связи с этим постановление Администрации Томской области от 26.06.2008 N 125а "О порядке оценки эффективности деятельности областных государственных бюджетных учреждений" было признано утратившим силу (постановление Администрации Томской области от 30.12.2010 N 288а "О признании утратившим силу постановления Администрации Томской области от 26.06.2008 N 125а").
Учитывая значимость оценки эффективности деятельности областных государственных учреждений как одного из элементов системы оценки эффективности решения задач социально-экономического развития Томской области, а также системы планирования деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области в части, касающейся повышения эффективности деятельности подведомственных им областных государственных учреждений, необходимо принять новый порядок оценки эффективности деятельности областных государственных учреждений исходя из следующих положений:
необходимо делегировать главным распорядителям средств областного бюджета право самостоятельно устанавливать показатели и критерии оценки, а также механизмы принятия управленческих решений на основе значений показателей и критериев. Это позволит установить показатели и критерии, которые в наибольшей степени отвечают интересам развития отрасли;
следует расширить по сравнению с ранее действовавшим Порядком оценки эффективности деятельности областных государственных бюджетных учреждений сферу применения оценки эффективности, распространив ее на казенные и автономные учреждения. Главным распорядителям средств областного бюджета необходимо сформировать показатели и критерии, которые в наибольшей степени будут соответствовать каждому типу государственных учреждений: казенных, бюджетных, автономных. Это решение позволит оценивать эффективность всех государственных учреждений, находящихся в функциональном подчинении соответствующих главных распорядителей средств областного бюджета, и принимать управленческие решения по всему спектру государственных учреждений, а не только по бюджетным;
определить для главных распорядителей средств областного бюджета порядок применения результатов оценки эффективности деятельности государственных учреждений при планировании загрузки учреждений и формировании проектов государственных заданий на очередной финансовый год и плановый период, а также формировании мероприятий (планов), направленных на повышение эффективности деятельности государственных учреждений. Это решение расширит сферу применения результатов оценки.
В результате реализации вышеуказанных мероприятий ожидается, что механизм оценки эффективности деятельности государственных учреждений станет применяться на регулярной основе и будет служить источником информации для главных распорядителей средств областного бюджета при принятии решений в сфере управления сетью подведомственных учреждений.
Риски, связанные с решением данной задачи, можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние риски связаны с возможной неполнотой показателей и критериев, разрабатываемых и утверждаемых главными распорядителями средств областного бюджета. Этот риск будет нивелироваться путем проведения обучающих мероприятий, в ходе которых будет выполнен анализ существующих в других субъектах Российской Федерации подходов к оценке эффективности деятельности государственных учреждений, а также путем регулярной доработки методик по мере накопления информации главными распорядителями средств областного бюджета и областными государственными учреждениями.
Внешние риски связаны с рядом факторов, вытекающих из изменений федерального законодательства и принятия на уровне Российской Федерации программ (мероприятий, планов), для реализации которых потребуется внесение изменений в механизм оценки. Данный риск является слабоуправляемым, однако в случае таких событий совместно с главными распорядителями средств областного бюджета будут приниматься решения о соответствующей корректировке механизмов оценки эффективности деятельности областных государственных учреждений.
6. Организация контроля за исполнением государственных заданий и стимулирование надлежащего исполнения государственных заданий, корректировка государственных заданий
В настоящее время формирование государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) осуществляется на основании Положения о формировании государственного задания в отношении областных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 26.10.2010 N 209а "О порядке формирования государственного задания в отношении областных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания".
Данный документ устанавливает порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) областными государственными бюджетными и областными государственными автономными учреждениями, а также областными государственными казенными учреждениями, в отношении которых принято решение исполнительного органа государственной власти Томской области, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя средств областного бюджета, о формировании им государственного задания.
В части контроля за исполнением государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) данный порядок устанавливает только общие нормы и необходимость указания периодичности форм контроля непосредственно в государственном задании. При этом вопросы корректировки государственных заданий нормативно не урегулированы.
Финансовое обеспечение государственных заданий, осуществляемое в форме субсидий, подразумевает определенную свободу исполнителей государственных заданий в расходовании средств в отличие от финансирования по смете.
В целях обеспечения баланса интересов главным распорядителям средств областного бюджета необходим механизм текущего и итогового контроля исполнения государственных заданий. Создание данного механизма позволит оценить эффективность расходования средств на выполнение государственного задания, а также определить условия, при которых государственное задание нуждается в корректировке. Необходимость разработки указанного механизма обусловлена также следующими факторами:
отсутствие контроля (текущего и итогового) за исполнением государственного задания приведет к отсутствию стимулов для его надлежащего исполнения и возможности для главных распорядителей средств областного бюджета влиять (в том числе через финансовые рычаги) на исполнителя государственного задания;
отсутствие текущего контроля не позволяет своевременно осуществлять корректировку государственного задания и объема его финансового обеспечения. На этапе итогового контроля (по итогам года или по итогам исполнения государственного задания) корректировка государственного задания становится невозможной и нецелесообразной;
отсутствие возможности корректировки государственного задания по показателям, характеризующим объем услуги, а также его финансового обеспечения напрямую ведет к рискам отсутствия заинтересованности у исполнителя государственного задания в его надлежащем исполнении (государственное задание в любом случае будет профинансировано) и неэффективному использованию бюджетных средств главным распорядителем средств областного бюджета (задание профинансировано, но не выполнено).
Исходя из необходимости разработки вышеназванных механизмов в рамках данного направления реформирования планируется рассмотреть следующие способы совершенствования мониторинга и контроля исполнения государственных заданий, их корректировки и стимулирования их исполнения:
1. Текущий контроль может быть организован на регулярной основе (например, по итогам каждого квартала) или один раз в год (например, по итогам 8 месяцев) в зависимости от специфики государственных услуг (выполняемых работ). В рамках текущего контроля могут отслеживаться не все, а только те показатели государственного задания, по которым на момент контроля есть данные. По итогам текущего контроля главный распорядитель средств областного бюджета определяет необходимость корректировки объемных показателей государственного задания и объем его финансового обеспечения как в сторону уменьшения (изначально запланированные объемы государственного задания не будут исполнены), так и в сторону увеличения (количество обратившихся за услугой (работой) превышает плановые объемы государственного задания). В рамках текущего контроля корректировка государственного задания производится до конца текущего года.
2. Итоговый (годовой) контроль проводится ежегодно по всем показателям государственного задания за отчетный год. Результатом итогового контроля является оценка полноты выполнения показателей, характеризующих объем и качество государственных услуг (выполненных работ), а также расходования средств на финансовое обеспечение государственного задания. За главным распорядителем средств областного бюджета целесообразно закрепить следующие полномочия:
корректировка объема финансового обеспечения государственного задания на оставшийся период его действия исходя из соотношения плановых и фактических результатов деятельности;
корректировка государственного задания исходя из ожидаемого исполнения показателей, характеризующих объем оказания услуги, что позволит своевременно реагировать на изменение потребности в государственных услугах.
3. Финансовое обеспечение:
возможно уменьшение объема финансового обеспечения государственного задания до конца текущего года по итогам текущего контроля либо до конца срока действия государственного задания по результатам итогового контроля при условии недовыполнения показателей, характеризующих объем государственного задания, а также показателей качества;
возможно применение корректирующих коэффициентов, основанных на результатах текущей и итоговой оценки исполнения государственного задания.
Главными распорядителями средств областного бюджета могут применяться все вышеуказанные варианты либо выборочно, либо в зависимости от специфики государственных услуг и организации деятельности исполнителя государственного задания.
В результате реализации намеченных изменений в системе контроля за исполнением государственных заданий и стимулирования их исполнения будут реализованы минимально необходимые изменения для обеспечения контроля за эффективностью исполнения государственных заданий и финансового обеспечения их исполнения, в том числе и через механизм корректировки государственных заданий.
Учитывая, что механизмы контроля подлежат регулярной ревизии с точки зрения их собственной эффективности, предполагается, что раз в несколько лет главными распорядителями средств областного бюджета (при необходимости - совместно с областными государственными учреждениями) будет проводиться доработка механизмов контроля за исполнением государственных заданий и стимулирования их исполнения.
Основные риски решения данной задачи лежат в плоскости методологии и связаны с необходимостью найти оптимальное сочетание условий, при которых производится корректировка показателей, характеризующих объем оказания услуги, и финансового обеспечения государственного задания. Данный риск невозможно преодолеть одномоментно. К данной работе будут привлекаться и главные распорядители средств областного бюджета и областные государственные учреждения, что позволит избежать серьезных ошибок и допущений еще на этапе формирования методологии. Далее, на этапе апробации решений, по мере осуществления оценки исполнения государственных заданий и накопления данных будет производиться доработка порядков и методик.
7. Совершенствование стандартов качества государственных услуг
В настоящее время в Томской области действует ряд нормативных правовых актов, регулирующих вопросы формирования и применения стандартов качества государственных услуг:
Закон Томской области от 13 марта 2008 года N 43-ОЗ "О стандартах качества государственных услуг, оказываемых за счет средств областного бюджета в отраслях социальной сферы (бюджетных услуг)";
постановление Администрации Томской области от 04.06.2008 N 108а "Об утверждении стандартов качества бюджетных услуг в области молодежной политики, физической культуры и спорта";
постановление Администрации Томской области от 19.06.2008 N 118а "Об утверждении стандартов качества бюджетных услуг в области общего образования и дополнительного образования детям";
постановление Администрации Томской области от 19.06.2008 N 120а "Об утверждении стандартов качества бюджетных услуг в области обеспечения основных гарантий, защиты прав и законных интересов семьи и детей";
постановление Администрации Томской области от 30.06.2008 N 130а "Об утверждении стандартов качества бюджетных услуг, оказываемых за счет средств областного бюджета, в области социального обслуживания и социальной поддержки населения";
постановление Администрации Томской области от 30.06.2008 N 131а "Об утверждении стандартов качества бюджетных услуг в области культуры, оказываемых за счет средств областного бюджета";
постановление Администрации Томской области от 30.06.2008 N 132а "Об утверждении стандартов качества бюджетных услуг в области здравоохранения, оказываемых населению Томской области за счет средств областного бюджета";
постановление Администрации Томской области от 30.06.2008 N 133а "Об утверждении стандартов качества бюджетных услуг, оказываемых за счет средств областного бюджета, в области начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования".
Данные нормативные правовые акты охватывали все бюджетные услуги, перечень которых был утвержден распоряжением Губернатора Томской области от 12.03.2008 N 72-р "О консолидированном перечне бюджетных услуг, оказываемых населению Томской области за счет средств областного бюджета, и перечне бюджетных услуг, которые могут предоставляться негосударственными организациями (поставщиками)".
Закон Томской области от 13 марта 2008 года N 43-ОЗ "О стандартах качества государственных услуг, оказываемых за счет средств областного бюджета в отраслях социальной сферы (бюджетных услуг)" дал определение следующим понятиям: бюджетная услуга, получатель бюджетной услуги, поставщик бюджетных услуг, стандарт качества бюджетной услуги, отрасли социальной сферы. Указанный Закон Томской области установил основные требования к содержанию стандартов качества государственных услуг, оказываемых (предоставляемых) физическим и юридическим лицам на территории Томской области за счет средств областного бюджета в отраслях социальной сферы (бюджетных услуг), а также урегулировал отношения, возникающие в процессе разработки, утверждения, применения и контроля за соблюдением стандартов качества бюджетных услуг.
Учитывая изменения, произошедшие в законодательстве Томской области в связи с реализацией положений Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" и принятого в целях его исполнения распоряжения Администрации Томской области от 27.07.2010 N 647-ра "О реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", а также результаты применения данного Закона Томской области и принятых в его исполнение постановлений Администрации Томской области, целесообразно провести следующие работы в отношении государственных услуг, оказываемых юридическим и физическим лицам в социально значимых отраслях в соответствии с распоряжением Администрации Томской области от 30.11.2010 N 1030/1-ра "Об утверждении Перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) областными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности" (дошкольное, общее и дополнительное образование детям; начальное, среднее и дополнительное профессиональное образование; культура; социальное обслуживание и социальная поддержка населения; молодежная политика, физическая культура и спорт):
внести изменения в действующее законодательство Томской области в части терминов и определений, заменив их на применяемые в Бюджетном кодексе Российской Федерации, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также распоряжении Администрации Томской области от 30.11.2010 N 1030/1-ра "Об утверждении Перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) областными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности". Например, термины "государственная услуга", "работа", "стандарт качества государственной услуги";
провести аудит стандартов качества государственных услуг на предмет их соответствия действующей нормативной правовой базе Российской Федерации и Томской области (в том числе положениям распоряжения Администрации Томской области от 30.11.2010 N 1030/1-ра "Об утверждении Перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) областными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности"), доработать стандарты качества по итогам этого аудита и закрепить норму о необходимости регулярного аудита стандартов качества государственных услуг.
В результате реализации намеченных работ ожидается, что нормативная правовая база Томской области в сфере стандартов государственных услуг будет соответствовать требованиям федерального законодательства в части терминов и определений, а также будет соответствовать действующему Перечню государственных услуг (работ), утвержденному распоряжением Администрации Томской области от 30.11.2010 N 1030/1-ра "Об утверждении Перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) областными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности".
По итогам аудита и доработки стандартов качества государственных услуг необходимо провести оценку соответствия качества фактически предоставляемых государственных услуг утвержденным стандартам качества, в том числе следует оценить достаточность материально-технической базы государственных учреждений для оказания государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с показателями действующего Перечня государственных услуг (работ) и стандартами качества государственных услуг.
В настоящее время на территории Томской области действует постановление Администрации Томской области от 26.06.2008 N 126а "О порядке проведения оценки соответствия качества фактически предоставляемых бюджетных услуг утвержденным стандартам качества бюджетных услуг".
Однако оценка в соответствии с данным Порядком проводится не в полном объеме и не всеми главными распорядителями бюджетных средств, которые обязаны ее проводить. Основная причина заключается в том, что до настоящего времени не установлены четкие критерии (показатели), по которым должна проводиться соответствующая оценка.
Изменившаяся законодательная база требует внесения в постановление Администрации Томской области от 26.06.2008 N 126а "О порядке проведения оценки соответствия качества фактически предоставляемых бюджетных услуг утвержденным стандартам качества бюджетных услуг" корректировок в части приведения в соответствие с действующими нормативными правовыми актами терминологии, используемой в указанном Порядке.
Необходимо доработать вышеуказанное постановление Администрации Томской области, предусмотрев проведение ежегодной оценки материально-технической базы областных государственных учреждений на предмет возможности оказания государственных услуг в соответствии с утвержденными стандартами.
Объектом оценки материально-технической базы областных государственных учреждений будет являться недвижимое и движимое имущество областных государственных учреждений, закрепленное за ними на праве оперативного управления, арендуемое данными государственными учреждениями для предоставления государственных услуг (на основании соответствующих договоров аренды).
Результатом оценки станут данные о:
пригодности имущества для оказания государственных услуг (выполнения работ);
неиспользуемом в процессе оказания услуг (выполнении работ) имуществе;
мероприятиях, необходимых для доведения имущества до соответствия нормативным требованиям.
Основной риск при решении данной задачи является методологическим и связан с подходами к доработке стандартов качества государственных услуг. Излишняя детализация стандартов сделает работу по их формированию и дальнейшему поддержанию в актуальном состоянии трудоемкой. Недостаточный уровень детализации приведет к тому, что стандарты качества будут не применимы при формировании государственных заданий и перечня государственных услуг в части показателей качества.
Для нивелирования данного риска работа будет проводиться поэтапно с активным привлечением областных государственных учреждений.
8. Применение аутсорсинга для повышения эффективности и результативности деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области и областных государственных учреждений
В настоящее время отдельные вопросы применения аутсорсинга в деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области и государственных учреждений урегулированы приказом Департамента финансов Томской области от 12.03.2007 N 6-1 "Об утверждении Методических рекомендаций о порядке выведения обеспечивающих функций органов исполнительной власти Томской области и бюджетных учреждений на аутсорсинг".
В указанном приказе Департамента финансов Томской области даны определения понятий "аутсорсинг", "основная деятельность", "обеспечивающая деятельность", "внешний исполнитель", определен порядок выделения основных и обеспечивающих функций и порядок оценки передачи обеспечивающей функции на аутсорсинг.
Реализация указанного приказа Департамента финансов Томской области позволила выявить ряд проблем:
отсутствие у исполнительных органов государственной власти Томской области единого видения и понимания целесообразности применения аутсорсинга, его преимуществ и рисков;
отсутствие методологии оценки целесообразности оказания услуг (выполнения работ) на основе аутсорсинга;
отсутствие информации о том, какие предложения есть у субъектов открытого рынка и насколько они соответствуют потребностям исполнительных органов государственной власти Томской области в случае применения механизма аутсорсинга, что необходимо предпринять, чтобы открытый рынок был готов дать соответствующие предложения по услугам (работам);
отсутствие четкого механизма привлечения негосударственных организаций к выполнению функций и оказанию услуг (выполнению работ) в рамках аутсорсинговых контрактов (с точки зрения формирования соответствующего государственного заказа и оформления договоров с подрядчиками);
отсутствие норм, направленных на стимулирование применения аутсосринга исполнительными органами государственной власти Томской области и областными государственными учреждениями, в связи с чем возникает необходимость в проведении всестороннего анализа причин, побуждающих органы власти к поиску внешнего исполнителя для выполнения функций (работ), среди них: отсутствие необходимых компетенций для решения определенной задачи у работников, нехватка численности и прочее.
отсутствие механизма расчета стоимости функции и работы, что приводит к невозможности определить объективную стоимость заказа на открытом рынке среди негосударственных организаций. Это приводит к риску завышения стоимости работ, закупаемых у внешних исполнителей, - аутсорсинг становится экономически невыгодным.
Наличие обозначенных проблем обусловило перечень направлений по совершенствованию применения аутсорсинга в деятельности органов государственной власти и государственных учреждений путем внесения изменений в существующий алгоритм принятия решений о передаче обеспечивающих функций на аутсорсинг, утвержденный приказом Департамента финансов Томской области от 12.03.2007 N 6-1"Об утверждении Методических рекомендаций о порядке выведения обеспечивающих функций органов исполнительной власти Томской области и бюджетных учреждений на аутсорсинг", в части:
анализа возможности применения аутсорсинга для любых видов деятельности, включая основную;
оценки влияния на деятельность учреждения передачи на аутсорсинг функции (работы/услуги);
исследования рынка услуг аутсорсинга;
разработки описания количественных и качественных требований к функции (работе/услуге), передаваемой на аутсорсинг;
совершенствования механизма проведения отбора аутсорсера и заключения с ним контракта, договора на аутсорсинг;
разработки и внедрения административных решений, связанных с передачей функции (работы/услуги) на аутсорсинг;
разработки и внедрения системы мониторинга и контроля качества исполнения функции (работы/услуги), переданной на аутсорсинг.
При оценке последствий перехода на аутсорсинг необходимо учитывать следующие факторы:
высвобождающиеся ресурсы для возможного их перенаправления на исполнение других функций (работ/услуг);
потребность в организационно-структурных и иных административных решениях, связанных с предполагаемой передачей функций (работ/услуг) на аутсорсинг;
влияние передачи на аутсорсинг функций (работ/услуг) на осуществление деятельности исполнительно органа государственной власти Томской области и областного государственного учреждения в целом;
риски передачи функций (работ/услуг) на аутсорсинг;
план восстановления работоспособности исполнительного органа государственной власти Томской области и областного государственного учреждения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в процессе получения услуг аутсорсинга.
Перечисленные направления развития подходов к осуществлению аутсорсинга и меры позволят сформировать необходимые предпосылки для развития аутсорсинга как инструмента управления деятельностью и как средства повышения эффективности бюджетных расходов, направляемых на выполнение соответствующей функции либо деятельности.
Риски реализации мероприятий по решению данной задачи можно разделить на две категории.
К первой следует отнести риски, связанные с наличием на рынке достаточных предложений от негосударственных организаций, поскольку от этого будет зависеть эффективность решений о выведении деятельности на аутсорсинг. Данный риск может быть постепенно преодолен путем информирования организаций негосударственного сектора о готовности исполнительных органов государственной власти Томской области и областных государственных учреждений привлекать внешних исполнителей.
Ко второй категории рисков следует отнести проблему расчета стоимости выполняемых функций и оказываемых государственных услуг, поскольку сегодня система учета не позволяет достоверно выделить расходы, относящиеся к конкретным видам деятельности. В настоящее время достаточно сложно определить рыночную стоимость аналога, который будет приобретаться путем аутсорсинга. Решение этой проблемы и связанного с ней риска видится как последовательное введение системы управленческого учета расходов и основанного на ней калькулирования стоимости видов деятельности.
9. Оценка качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета
В нормативной правовой базе Томской области закреплены отдельные элементы оценки эффективности и результативности расходования бюджетных средств главными распорядителями средств областного бюджета:
механизмы оценки эффективности реализации целевых программ (долгосрочных, ведомственных) (постановления Администрации Томской области от 14.03.2007 N 41а "О Порядке разработки, утверждения, реализации и мониторинга реализации ведомственных целевых программ Томской области", от 27.11.2007 N 186а "О долгосрочных областных целевых программах");
механизмы оценки эффективности исполнения функций (приказ Департамента финансов Томской области от 28.06.2007 N 20-1 "Об оценке результатов исполнения функций, достижения целей и решения задач субъектов бюджетного планирования").
В настоящее время указанные механизмы оценки эффективности расходования бюджетных средств разрознены, комплексная оценка качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета, не проводится.
Вопрос качества управления финансами на уровне главных распорядителей средств областного бюджета является одним из ключевых как для оценки эффективности бюджетных расходов, так и для выявления проблем управления финансовыми потоками и их оценки.
В целях настоящей Программы под качеством финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета понимается совокупность процессов и процедур, обеспечивающих эффективность и результативность использования бюджетных средств.
Разработка механизмов оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета позволит выявить и оценить:
существующие и возможные проблемы в управлении финансами;
последствия накопленных проблем в управлении финансами;
возможные варианты решения накопившихся проблем.
Методика оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета должна быть гибкой и позволять корректировать показатели в зависимости от степени достижения поставленных целей.
Планируется проведение оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета в следующем порядке:
утверждение показателей, а также критериев оценки качества финансового менеджмента до начала очередного финансового года;
проведение оценки качества финансового менеджмента по утвержденным показателям по истечении отчетного периода;
проведение анализа результатов оценки (включая анализ динамики показателей по годам) и разработка рекомендаций для главных распорядителей средств областного бюджета (при необходимости - разработка типовых документов и нормативных правовых актов).
Такой подход позволит регулярно обновлять набор показателей и значения критериев в зависимости от полученных результатов предыдущих оценок и проблем, которые необходимо оценить (выявить).
Результаты оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета целесообразно применять при оценке результатов работы руководителей главных распорядителей средств областного бюджета, включая процедуру принятия решений о поощрении руководителей главных распорядителей средств областного бюджета с наилучшими показателями.
Поскольку данное направление является новым, то наиболее существенным для него внутренним риском является риск, связанный с качеством (полнотой) показателей, применяемых при оценке качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета. На первом этапе необходимо определить уровень достаточности показателей по количеству и по пороговым значениям, на основании которых будет измеряться уровень качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета. Снивелировать данный риск возможно путем накопления достаточного объема информации по показателям в течение ряда лет.
10. Стимулирование реформы бюджетного процесса на муниципальном уровне
В целях стимулирования реформы бюджетного процесса на муниципальном уровне в областном бюджете с 2008 года предусматривается фонд реформирования муниципальных финансов (Закон Томской области от 13 августа 2007 года N 170-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Томской области") в размере 25 миллионов рублей. С 2008 года средства фонда реформирования муниципальных финансов распределялись дважды - в 2008 и 2010 годах.
До 2010 года средства из фонда реформирования муниципальных финансов распределялись в соответствии с Порядком предоставления и распределения средств из областного фонда реформирования муниципальных финансов бюджетам муниципальных районов (городских округов) Томской области, утвержденным постановлением Губернатора Томской области от 30.06.2007 N 76 "Об утверждении Порядка предоставления и распределения средств из областного фонда реформирования муниципальных финансов бюджетам муниципальных районов (городских округов) Томской области".
Данный Порядок регулировал весь спектр вопросов, связанных с:
отбором муниципальных районов (городских округов) для предоставления трансфертов из областного бюджета;
структурой и оценкой плана использования трансфертов;
оценкой заявки муниципального района (городского округа);
распределением трансфертов.
В соответствии с утвержденным Порядком приоритетными были следующие направления реформирования муниципальных финансов:
качество управления бюджетом;
управление муниципальной собственностью;
реализация мероприятий административной реформы;
управление долговыми обязательствами.
С 2010 года предоставление и распределение средств из областного фонда реформирования муниципальных финансов бюджетам муниципальных районов, городских округов Томской области осуществляется в соответствии с постановлением Администрации Томской области от 28.06.2010 N 128а "Об утверждении Порядка предоставления и распределения средств из областного фонда реформирования муниципальных финансов бюджетам муниципальных районов, городских округов Томской области".
По сравнению с предыдущим порядком существенные изменения коснулись:
дисквалификационных критериев;
перечня исходных данных для проверки дисквалификационных критериев;
направлений и мероприятий реформирования.
Внесение изменений в перечень направлений и мероприятий реформирования муниципальных финансов обусловлено существенными изменениями бюджетного процесса на уровне области, в частности: переход на государственные услуги и оценку потребности в государственных услугах при планировании деятельности областных государственных учреждений и бюджетных ассигнований; планирование деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области и управление на основе программ (долгосрочных, областных, ведомственных).
С 2010 года муниципальным образованиям Томской области предлагается проводить реформу бюджетного процесса по следующим направлениям:
управление расходами и реструктуризация бюджетной сети (предоставление муниципальных услуг; стандартизация муниципальных услуг; повышение эффективности бюджетных расходов; развитие новых форм оказания муниципальных услуг автономными учреждениями и немуниципальными организациями);
бюджетное планирование, ориентированное на результат (ведение реестра расходных обязательств; совершенствование бюджетного планирования; формирование целевых программ; формирование и реализация муниципальных заданий на предоставление муниципальных услуг);
повышение качества финансового менеджмента (повышение обоснованности и точности бюджетного планирования, сокращение количества пересмотров параметров бюджета; внедрение принципов нормативного финансирования; управление муниципальной собственностью; долговая политика; модернизация жилищно-коммунального хозяйства; открытость управления муниципальными финансами).
Изменения в подходах к реализации реформы бюджетного процесса, зафиксированные в распоряжении Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р и совместном приказе Министерства финансов Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2010 N 194н/701, требуют изменения подходов к продолжению реформы бюджетного процесса в Томской области, включая муниципальные образования (муниципальные районы, городские округа) Томской области.
Принимая во внимание работоспособность механизма отбора муниципальных образований Томской области, претендующих на получение трансфертов из областного фонда реформирования муниципальных финансов, целесообразно внести корректировки в направления реформирования муниципальных финансов, а именно - дополнить следующими мероприятиями:
совершенствование программно-целевых принципов планирования (увеличение доли расходов, формируемых в рамках целевых программ, в общем объеме расходов местного бюджета);
совершенствование механизмов муниципального задания и его финансового обеспечения (включая определение нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, применение результатов оценки потребности в муниципальных услугах при планировании бюджетных ассигнований);
внедрение оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств;
стимулирование развития аутсорсинга.
Внесение вышеуказанных изменений обеспечит продолжение реформы бюджетного процесса в муниципальных районах, городских округах Томской области.
Необходима разработка и утверждение Порядка мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Томской области. Принятие указанного Порядка позволит оценивать состояние системы управления муниципальными финансами по всем необходимым показателям независимо от того, участвуют муниципальные образования в получении трансфертов из областного фонда реформирования муниципальных финансов или нет. На основании результатов этой оценки кроме рейтингов муниципальных образований Томской области планируется подготовка рекомендаций по улучшению показателей качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Томской области.
Основной риск реализации данного направления носит методологический характер и состоит в установлении оптимального набора направлений реформирования муниципальных финансов и показателей их достижения.
Положительный опыт реализации реформы бюджетного процесса в муниципальных районах, городских округах Томской области свидетельствует об их заинтересованности в проведении соответствующих преобразований.
11. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы, реализуемых главными распорядителями средств областного бюджета, осуществляется в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на содержание соответствующих исполнительных органов государственной власти Томской области, а также средств, предусмотренных на реализацию Программы.
Общая потребность финансового обеспечения Программы составляет 115 639,3 тыс. рублей, в том числе:
2011 год - 91 639,3 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 72 303,4 тыс. рублей (прогноз);
средства областного бюджета - 19 335,9 тыс. рублей;
2012 год - 12 000 тыс. рублей, в том числе:
средства областного бюджета - 12 000 тыс. рублей;
2013 год - 12 000 тыс. рублей, в том числе:
средства областного бюджета - 12 000 тыс. рублей.
Для софинансирования мероприятий Программы планируется привлечение средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р. В соответствии с Программой предусмотрено предоставление и распределение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1203 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов".
Объем финансирования Программы ежегодно корректируется при формировании проекта областного бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период исходя из возможностей областного бюджета.
12. Организация реализации Программы
Ответственным исполнителем Программы является Департамент финансов Томской области.
Исполнителями Программы являются:
Департамент экономики Администрации Томской области;
главные распорядители средств областного бюджета, в ведении которых находятся областные государственные казенные учреждения, и исполнительные органы государственной власти Томской области, осуществляющие функции и полномочия учредителя областных государственных бюджетных или областных государственных автономных учреждений (далее - ГРБС).
К участию в реализации Программы могут в установленном порядке привлекаться областные государственные учреждения, иные юридические лица, структурные подразделения Администрации Томской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области.
Для реализации мероприятий Программы, а также обеспечения необходимого взаимодействия между исполнителями и участниками Программы, обсуждения полученных результатов планируется создание межведомственной рабочей группы (далее - МРГ), состав которой утверждается заместителем Губернатора Томской области - начальником Департамента финансов Томской области.
МРГ формируется из руководителей и работников исполнительных органов государственной власти Томской области и структурных подразделений Администрации Томской области, участвующих в исполнении мероприятий Программы.
Сроки и результаты мероприятий, исполнители, ответственные за их достижение, установлены в разделе 13 Программы.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется на нескольких уровнях:
первый уровень - текущий контроль, осуществляемый исполнителями мероприятий. Предметом текущего контроля являются соблюдение сроков и ожидаемого результата выполнения мероприятий;
второй уровень - промежуточный контроль, осуществляемый МРГ. Предметом промежуточного контроля являются соблюдение этапов реализации Программы, обеспечение межфункциональных связей, необходимых для разработки нормативных правовых актов Томской области в выработке решений, затрагивающих несколько функциональных областей;
итоговый контроль, осуществляемый руководителем МРГ. Предметом итогового контроля является достижение запланированных значений показателей Программы на каждом этапе ее реализации.
13. План мероприятий по реализации Программы
N п/п |
Мероприятие |
Ответственный исполнитель |
Результат |
Срок |
Объем финансирования |
|||||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||||||||||
Расширение сферы применения программно-целевого принципа организации деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области | ||||||||||||
1. |
Внесение изменений |
Департамент экономики Администрации Томской области |
Распоряжение Губернатора Томской области |
31.12.2011 |
- |
- |
- |
|||||
2. |
Внесение изменений |
Департамент финансов Томской области |
Постановление Администрации Томской области |
31.12.2011 |
- |
- |
- |
|||||
3. |
Внесение изменений |
Департамент экономики Администрации Томской области; Департамент финансов Томской области |
Постановление Администрации Томской области |
31.03.2012 |
- |
- |
- |
|||||
4. |
Автоматизация процедур формирования ведомственных систем целеполагания, бюджетных целевых программ, мониторинга реализации мероприятий и достижения показателей деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области, иных процедур, связанных |
Департамент финансов Томской области |
Приобретение и (или) лицензионное сопровождение программных продуктов, обновление парка компьютерной техники |
2011 - 2013 годы |
9 206,8 |
|
|
|||||
5. |
Информирование населения Томской области |
Департамент финансов Томской области |
Повышение финансовой грамотности населения |
2011 - 2013 годы |
6 600,0 |
|
|
|||||
6. |
Проведение и участие |
Департамент финансов Томской области |
Повышение информированности государственных служащих Томской области |
2011 - 2013 годы |
3 529,1 |
|
|
|||||
Совершенствование механизмов оценки потребности в государственных услугах и применение результатов оценки | ||||||||||||
7. |
Внесение изменений |
Департамент финансов Томской области; ГРБС |
Постановление Администрации Томской области |
До 31.10.2011 |
- |
- |
- |
|||||
8. |
Подготовка методических рекомендаций по структуре и содержанию отраслевых методик оценки потребности |
Департамент финансов Томской области |
Методические рекомендации, информационные материалы (при необходимости) |
До 30.11.2011 |
- |
- |
- |
|||||
9. |
Разработка и утверждение отраслевых методик оценки потребности |
ГРБС |
Проекты приказов ГРБС |
До 31.01.2012 |
- |
- |
- |
|||||
10. |
Проведение ежегодной оценки потребности |
ГРБС |
Информационно-аналитические материалы |
До 31.05.2012 (далее - ежегодно) |
- |
- |
- |
|||||
11. |
Анализ использования результатов оценки потребности |
ГРБС; Департамент финансов Томской области |
Аналитическая записка |
Ежегодно |
- |
- |
- |
|||||
Совершенствование механизмов оценки эффективности деятельности областных государственных учреждений | ||||||||||||
12. |
Разработка проекта правового акта о порядке оценки эффективности деятельности государственных учреждений |
Департамент финансов Томской области; Департамент экономики Администрации Томской области; ГРБС |
Проект нормативного правового акта |
До 30.11.2011 |
- |
- |
- |
|||||
13. |
Подготовка методических рекомендаций по структуре и содержанию отраслевых методик оценки эффективности деятельности государственных учреждений |
Департамент финансов Томской области; Департамент экономики Администрации Томской области |
Методические рекомендации; информационные материалы (при необходимости) |
До 31.12.2011 |
- |
- |
- |
|||||
14. |
Разработка отраслевых методик оценки эффективности деятельности государственных учреждений |
ГРБС |
Проекты правовых актов ГРБС |
До 31.01.2012 |
- |
- |
- |
|||||
15. |
Проведение ежегодной оценки эффективности деятельности областных государственных учреждений |
ГРБС |
Информационно-аналитические материалы |
До 31.05.2012 До 31.05.2013 |
- |
- |
- |
|||||
16. |
Установление порядка разработки плана мероприятий по повышению эффективности деятельности областных государственных учреждений |
Департамент финансов Томской области |
Приказ Департамента финансов Томской области |
До 30.06.2012 |
- |
- |
- |
|||||
17. |
Разработка планов мероприятий по повышению эффективности деятельности областных государственных учреждений (включая планы по изменению типа государственных учреждений |
ГРБС |
Проекты планов, проекты мероприятий |
До 30.09.2012 До 30.09.2013 |
- |
- |
- |
|||||
Организация контроля за исполнением государственных заданий и стимулирование надлежащего | ||||||||||||
18. |
Подготовка предложений |
ГРБС |
Информационно-аналитические материалы |
До 31.10.2011 |
- |
- |
- |
|||||
19. |
Внесение изменений |
Департамент финансов Томской области |
Постановление Администрации Томской области |
До 31.12.2011 |
- |
- |
- |
|||||
20. |
Анализ исполнения областными государственными учреждениями государственных заданий |
ГРБС |
Информационно-аналитические материалы |
Ежегодно |
- |
- |
- |
|||||
Совершенствование стандартов качества государственных услуг | ||||||||||||
21. |
Разработка проекта закона Томской области |
Департамент финансов Томской области; ГРБС |
Проект закона Томской области |
До 30.11.2011 |
- |
- |
- |
|||||
22. |
Проведение аудита и, |
ГРБС; Департамент финансов Томской области |
Постановления Администрации Томской области |
До 31.03.2012 |
- |
- |
- |
|||||
23. |
Внесение изменений в постановление Администрации Томской области от 26.06.2008 N 126а "О порядке проведения оценки соответствия качества фактически предоставляемых бюджетных услуг утвержденным стандартам качества бюджетных услуг", в том числе в части установления порядка оценки материально-технической базы областных государственных учреждений на предмет возможности оказания государственных услуг |
Департамент финансов Томской области |
Постановление Администрации Томской области |
До 31.03.2012 |
- |
- |
- |
|||||
24. |
Проведение оценки соответствия качества фактически представляемых государственных услуг утвержденным стандартам качества государственных услуг, в том числе в части оценки материально-технической базы областных государственных учреждений на предмет возможности оказания государственных услуг с утвержденными стандартами |
ГРБС |
Информационно-аналитические материалы |
Ежегодно, начиная |
- |
- |
- |
|||||
Применение аутсорсинга для повышения эффективности и результативности деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области и областных государственных учреждений | ||||||||||||
25. |
Внесение изменений в приказ Департамента финансов Томской области от 12.03.2007 N 6-1 |
Департамент финансов Томской области; ГРБС |
Приказ Департамента финансов Томской области |
До 31.05.2012 |
- |
- |
- |
|||||
26. |
Подготовка предложений |
ГРБС |
Информационно-аналитические материалы |
До 01.06.2012, далее -ежегодно |
- |
- |
- |
|||||
27. |
Разработка технического задания, конкурсной документации |
ГРБС |
Проект технического задания, конкурсная документация |
До 01.12.2012 |
- |
- |
- |
|||||
28. |
Осуществление мониторинга качества функции (работы/услуги), переданной на аутсорсинг |
ГРБС; Департамент финансов Томской области |
Информационно-аналитические материалы |
До 01.04.2013 |
- |
- |
- |
|||||
Оценка качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета | ||||||||||||
29. |
Выявление актуальных проблем в сфере финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета и разработка перечня показателей для оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета |
Департамент финансов Томской области; ГРБС |
Аналитическая записка об оценке исходного состояния качества управления финансами ГРБС, включающая предложения |
До 15.08.2011 |
- |
- |
- |
|||||
30. |
Разработка порядка и методики оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета, включая требования к исходной информации для оценки |
Департамент финансов Томской области |
Постановление Администрации Томской области |
До 01.09.2011 |
- |
- |
- |
|||||
Стимулирование реформы бюджетного процесса на муниципальном уровне | ||||||||||||
31. |
Внесение изменений |
Департамент финансов Томской области |
Постановление Администрации Томской области |
До 30.09.2011 |
- |
- |
- |
|||||
32. |
Разработка порядка проведения мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом |
Департамент финансов Томской области |
Приказ Департамента финансов Томской области |
До 31.10.2011 |
- |
- |
- |
|||||
33. |
Подготовка методических рекомендаций для муници-пальных образований Томской области |
Департамент финансов Томской области |
Информационные материалы |
До 31.12.2011 |
- |
- |
- |
|||||
34. |
Проведение ежегодного мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом |
Департамент финансов Томской области |
Информационно-аналитические материалы |
Ежегодно, |
- |
- |
- |
14. Ожидаемые результаты реализации Программы
В результате реализации мероприятий Программы планируется достижение следующих показателей:
Показатель |
Значение показателя (по годам) |
|||
на начало реализации Программы |
на |
на 01.01.2013 |
на 31.12.2013 |
|
Расширение сферы применения программно-целевого принципа организации деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области | ||||
Доля расходов областного бюджета, формируемых в рамках программ, в общем объеме расходов областного бюджета на исполнение делегированных полномочий), |
39,7 |
40,9 |
41,1 |
41,3 |
Доля расходов областного бюджета, формируемых в рамках ведомственных целевых программ, в общем объеме расходов областного бюджета |
42,4 |
42,5 |
42,8 |
43,0 |
Совершенствование механизмов оценки потребности в государственных услугах и применение результатов оценки | ||||
Доля государственных услуг, в отношении которых проведена оценка государственной потребности, от общего количества услуг, утвержденного Перечнем государственных услуг (работ), в процентах |
0 |
0 |
70 |
100 |
Доля государственных услуг, по которым отклонение потребности не превышает фактического объема оказанных государственных услуг более чем на _ 15%, |
Оценка не проводилась |
Проведена первая оценка потребности в государственных услугах |
25 |
10 |
Совершенствование механизмов оценки эффективности деятельности | ||||
Количество областных государственных учреждений, |
Оценка не проводилась |
Наличие отраслевых методик оценки эф-фективности деятельности областных государственных учреждений |
80 |
100 |
Организация контроля за исполнением государственных заданий и стимулирование надлежащего исполнения государственных заданий, корректировка государственных заданий | ||||
Охват государственных услуг (работ), указанных в Перечне государственных услуг (работ), государственными заданиями, в процентах * |
Оценка доли не проводи-лась |
100 |
100 |
100 |
Доля государственных бюджетных и автономных учреждений, в отношении которых доведены государственные задания на оказание услуг (выполнение работ), |
100 |
100 |
100 |
100 |
Совершенствование стандартов качества государственных услуг | ||||
Доля государственных услуг от общего количества государственных услуг, для которых утверждены стандарты качества, |
Стандарты качества утверждены для 100% бюджетных услуг, уста-новленных Консолиди-рованным перечнем бюджетных услуг, оказываемых населению Томской области |
50 |
70 |
100 |
Доля областных государственных учреждений от общего количества областных государственных учреждений, указанных |
Оценка не проводилась |
Наличие порядка (методики) проведения инвентари-зации |
50 |
100 |
Применение аутсорсинга для повышения эффективности и результативности деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области и областных государственных учреждений | ||||
Доля государственных услуг (работ), в отношении которых проведена оценка целесообразности выведения |
Оценка не проводилась |
Наличие методики оценки целе-сообразности выведения функций (видов дея-тельности) |
60 |
100 |
Доля исполнительных органов государственной власти Томской области, в которых проведена оценка целесообразности выведения основных и обеспечивающих видов деятельности |
Оценка не проводилась |
Наличие методики оценки целе-сообразности выведения функций (видов дея-тельности) на аутсорсинг |
70 |
100 |
Оценка качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета | ||||
Доля главных распорядителей средств областного бюджета, принимающих участие |
Порядок и методика не утверждены, оценка не проводилась |
Наличие порядка и методики оценки качества финансового менеджмента |
50 |
70 |
Отношение средней оценки качества финансового менеджмента по главным распорядителям средств областного бюджета |
Сопостави-тельная оценка не проводилась |
Сопостави-тельная оценка не проводилась |
Более 1 |
Более 1 |
Стимулирование реформы бюджетного процесса на муниципальном уровне | ||||
Отношение средней оценки качества управления бюджетным процессом |
- |
>100 |
>100 |
>100 |
Доля расходов бюджетов муниципальных образований Томской области, направляемых на реализацию целевых программ, в общем объеме расходов бюджетов муниципальных образований Томской области, в процентах |
- |
Не менее 30 |
Не менее 50 |
Не менее 50 |
*Примечание. показатель рассчитывается путем сопоставления государственных заданий на оказание услуг (выполнение работ) с государственными услугами (работами), указанными в перечне. При этом на одну услугу (работу) может быть выдано несколько государственных заданий, количество государственных заданий не учитывается. Устанавливается только факт наличия государственного задания для каждой государственной услуги (работы).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Администрации Томской области от 11 августа 2011 г. N 781-ра "Об утверждении Региональной программы повышения эффективности бюджетных расходов Томской области на 2011-2013 годы"
Текст распоряжения официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Администрации Томской области от 10 декабря 2013 г. N 922-ра