Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Томской области от 9 июня 2005 г. N 96-ОЗ в настоящую Программу внесены изменения
Приложение к Закону Томской области
"Об утверждении областной целевой программы
"Содействие занятости населения Томской
области на 2001-2005 годы"
Областная целевая программа содействия занятости населения Томской
области на 2001-2005 годы
4 октября 2002 г., 8 мая 2003 г., 17 мая 2004 г., 9 июня, 11 августа 2005 г.
Законом Томской области от 11 августа 2005 г. N 125-ОЗ в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
областной целевой программы "Содействия занятости населения
Томской области на 2001-2005 годы"
Наименование программы |
Содействие занятости населения Томской области на 2001-2005 годы |
Основания для разработки программы |
Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"; Распоряжение Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 05.06.2000 N 221 - р о разработке Программы содействия занятости населения Томской области |
Государственный заказчик программы |
Администрация Томской области |
Основные разработчики программы |
Управление Федеральной Государственной службы занятости по Томской области (по согласованию) при участии департаментов, комитетов, управлений Администрации Томской области, органов местного самоуправления Томской области |
Цель программы |
Создание условий для формирования цивилизованного рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателей необходимой рабочей силой, а граждан, ищущих работу, соответствующей работой, которая позволяет за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень благосостояния |
Сроки и этапы реализации программы |
2001-2005 годы с ежегодной корректировкой контрольных показателей |
Задачи программы |
- совершенствование работы по профилактике безработицы; - повышение эффективности мероприятий активной политики содействия занятости населения на территории Томской области; - формирование системы мониторинга эффективности мероприятий программы содействия занятости населения; - организация системы профилирования безработных граждан, позволяющей повысить эффективность предоставляемых услуг и сократить длительность периода (ов) безработицы; - развитие кадрового потенциала Томской области в соответствии с потребностями формирующейся рыночной экономики через совершенствование системы профессиональной подготовки (переподготовки, повышения квалификации) незанятого и работающего населения; - усиление информационной поддержки политики занятости; - усиление государственного регулирования сферы занятости в районах Томской области |
Основные направления программы |
- совершенствование нормативно-правовой базы; - координация деятельности департаментов Администрации Томской области, органов местного самоуправления; - осуществление государственной политики занятости Томской области; - развитие качества рабочей силы, содействие повышению квалификации кадров; - социальная интеграция и поддержка граждан с особыми потребностями (молодежи, женщин, инвалидов, уволенных с военной службы граждан, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы); - содействие мобильности рабочей силы; - улучшение функционирования рынка труда; - научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение программы; - методическое сопровождение развития районных и городских центров занятости населения |
Ответственные за исполнение программных мероприятий (головные исполнители) |
- Управление Федеральной Государственной службы занятости по Томской области (по согласованию) - Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики, Департамент экономики, Департамент социальной защиты населения, Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту, Управление начального профессионального образования, Управление социально-трудовых отношений, Комитет по науке и инновационной политике, Комитет по высшему и среднему профессиональному образованию ; - органы местного самоуправления (по согласованию); - районные и городские центры занятости населения (по согласованию); - учебные заведения Томской области (по согласованию); - научные организации Томской области (по согласованию); - Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Томский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения |
Объемы и источники финансирования программы |
Прогнозируемые финансовые затраты на реализацию программы составят всего -822,72 млн. руб., из них: - средства федерального бюджета (прогноз) - 798,82 млн. руб. в т.ч. в 2001 г. - 143,47 млн. руб.; - средства областного и местных бюджетов Томской области (прогноз) - 23,9 млн. руб. в т.ч. в 2001 г. - 2,4 млн. руб. (из них 0,93 млн. руб. из областного бюджета); - средства работодателей (прогноз) - 38,6 млн. руб. в т.ч. в 2001 г. - 7,0 млн. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Реализация программы в течение 2001-2005 годов позволит: - оказать консультационные услуги по вопросам трудоустройства 633,5 тыс. чел., в т.ч. в 2001 г. - 130 тыс. чел.; - повысить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда путем заполнения не менее 160 тыс. вакантных рабочих мест, в т.ч. в 2001 г. - 32 тыс. вакансий; - обеспечить трудоустройство на общественные работы 18,0 тыс. чел., в т.ч. в 2001 г. - 3,6 тыс. чел.; - обеспечить занятость 33,2 тыс. подростков в период каникул, в т.ч. в 2001 г. - 5,0 тыс. чел.; - поддержать предпринимательскую инициативу не менее 1,95 тыс. безработных, в т.ч. в 2001 г. - 380 безработных; - обеспечить профессиональное обучение, повышение квалификации и переподготовку с целью последующего трудоустройства 18,9 тыс. безработных и незанятых граждан, в т.ч. в 2001 г. - 3,0 тыс. чел.; - провести профориентационную работу с 184,8 тыс. чел., в т.ч. в 2001 г. - с 35,3 тыс. чел.; - не допустить превышения уровня регистрируемой безработицы к концу 2005 г. - 5,1%, в 2001 г. - 3,2% |
Система управления и контроля за выполнением программы |
Контроль за ходом выполнения программы осуществляют: Управление Федеральной Государственной службы занятости по Томской области (по согласованию) Администрация Томской области; органы местного самоуправления |
Введение
Областная целевая программа "Содействие занятости населения Томской области на 2001-2005 годы" (далее именуется - программа) сориентирована на развитие трудовых ресурсов и создание гибкого рынка труда области в условиях меняющейся макроэкономики страны, обусловленной формированием рыночных отношений. Данная программа обеспечивает преемственность Программы содействия занятости населения Томской области, которая реализовывалась в 1998 - 2000 годы.
Основные положения программы определены исходя из Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 22 июня 1999 года N 659 "О мерах по поддержанию занятости населения". Реализация основных положений данной программы увязана с приоритетными направлениями государственной политики занятости населения, сформулированными в Федеральной целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации на 2001 год и проекте на 2002-2005 годы.
Подготовка программы осуществлялась с учетом разрабатываемых Администрацией Томской области "Основных направлений социально-экономического развития Томской области на 2001 - 2005 годы", постановления Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 16 марта 2000 года N 85 "О мерах по реализации Соглашения о социальном партнерстве между Администрацией Томской области, Федерацией профсоюзных организаций области и объединениями работодателей на 2000 - 2001 годы", а также прогноза рынка труда на 2001 - 2005 годы, подготовленного Управление Федеральной Государственной службы занятости по Томской области (по согласованию). При разработке программы учитывались предложения отраслевых департаментов, управлений и комитетов Администрации Томской области, в компетенцию которых входят различные направления деятельности в трудовой сфере.
В программе определены ключевые направления и приоритеты государственной политики занятости населения области на 2001 - 2005 годы при тесном взаимодействии Администрации Томской области, местного самоуправления, службы занятости и работодателей. Реализация мероприятий программы будет осуществляться за счет финансовых средств, предусмотренных в бюджетах всех уровней, а также средств работодателей.
Программа нацелена на создание условий для эффективной занятости населения, выработку у граждан навыков, необходимых для ориентации на рынке труда и получения наилучшей возможности выбора работы в максимально короткое время, на нейтрализацию отрицательных последствий безработицы и смягчение социальных последствий высвобождения рабочей силы, а также поддержку трудовой инициативы граждан.
I. Содержание проблемы и обоснование ее решения
программными методами
1.1. Содержание проблемы
Преобразования в экономике и изменения структуры собственности, как в стране, так и в Томской области, привели к существенным изменениям в сфере занятости и на рынке труда. В 1999 - 2000 годах отмечены следующие позитивные сдвиги:
произошел рост численности занятых. В 1999 г. впервые за годы реформ отмечен рост производства промышленной продукции на 3,2% при увеличении численности занятых в экономике на 2,2%. На начало 2000 г. численность занятых в экономике Томской области составляла 470 тыс. человек, из них 302,7 тыс. человек работали на крупных и средних предприятиях. В 2000 г. численность занятого населения увеличилась на 32 тыс. человек, по сравнению с 1999 г., и составила 502 тыс. человек (начиная с 2000 г. в численность занятых включены граждане, занятые в личном подсобном хозяйстве);
отмечалось уменьшение сальдо приема и выбытия работников по кругу крупных и средних предприятий. В 2000 г. было принято 90 тыс. человек (из них 3,6% - на вновь введенные рабочие места), а выбыло 90,1 тыс. человек (из них 69,3% - по собственному желанию). Тогда как в 1999 г. было принято 74,5 тыс. человек, а выбыло по различным причинам 78,4 тыс. человек;
масштабы вынужденной неполной занятости населения сокращаются, что указывает на улучшение использования рабочей силы на предприятиях и в организациях. В 2000 г. численность граждан, работающих неполное рабочее время, уменьшилась до 6,7 тыс. человек и составила 74% к уровню 1999 г. Численность работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения заработной платы, составила 7,2 тыс. человек, или 57% к уровню 1999 г. Доля работников, работающих неполное рабочее время по инициативе администрации, в общей численности работников предприятий и организаций снизилась с 4,7% в 1999 г. до 1,7% в 2000 г. Удельный вес работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации без сохранения заработной платы, в общей численности работников предприятий понизился с 7,1% в 1999 г. до 4,6% в 2000 г. Общие масштабы вынужденной неполной занятости в 2000 г. составили 6 млн. человеко-часов, что равнозначно невыходу на работу 3 тыс. работников (в 1999 г. соответственно 11,7 млн. человеко-часов и 5,8 тыс. работников);
произошли изменения в распределении занятого населения по профессиональным группам. Экономика области в последние годы в большей степени приобретает сырьевую ориентацию. Наибольший рост численности занятых граждан отмечен на предприятиях газовой отрасли (на 69,5% - в 1999 г. и на 32,1% - в 2000 г.) и в буровых организациях (на 21,5% - в 2000 г.). В 1999-2000 гг. потребность в кадрах на замену выбывающих и на вновь созданные рабочие места на предприятиях газовой отрасли составила 613 человек, химической и нефтехимической промышленности - 1217 человек, трубопроводного транспорта - 477 человек.
Возросла численность работников легкой промышленности, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности, а также служащих, занятых в сфере информационно-вычислительного обслуживания, в судебных и юридических организациях. Стабилизировалась занятость специалистов в области образования, здравоохранения, культуры, финансов, кредита, страхования и пенсионного обеспечения.
Снизилась потребность в работниках на предприятиях лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, нефтедобычи, в торговле и общественном питании, транспорте, науке. Совокупные потери занятости в названных отраслях только за 2000 г. составили более 5 тыс. человек;
изменились масштабы занятости населения на предприятиях различных форм собственности - продолжалось перераспределение работающих в сторону уменьшения доли занятых в государственном секторе экономики. Если в 1999 г. доля занятых на государственных предприятиях составляла 28,5%, то в 2000 г. - 26,4% от общей численности занятых в экономике области;
отмечена значительная занятость граждан в неформальном секторе экономики. По оценке (исходя из баланса трудовых ресурсов в области) в данном секторе экономики занято от 30 до 35 тыс. человек;
доля рабочих мест с неблагоприятными условиями труда и низкой заработной платой остается значительной. В условиях, не отвечающих требованиям санитарно-гигиеническим норм, в 2000 г. трудились - 12,6% от общей численности работающих. Особенно велика доля работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, на предприятиях черной металлургии - 55,2%; электроэнергетики - 34,2%; машиностроения - 24,4%, производства строительных материалов - 23,8% и др.
Заработная плата является основным источником доходов большей части населения. Однако низкий уровень минимальной оплаты труда, определяющий размер средней заработной платы не только в бюджетной сфере, но и заработной платы во внебюджетном секторе экономики, а также хронические задержки ее выплаты, привели к тому, что заработная плата перестала зависеть от эффективности труда и становится ограничителем для экономического роста промышленности;
сохраняется низкая территориальная и профессиональная трудовая мобильность рабочей силы. На протяжении последних 5 лет для Томской области характерна тенденция увеличения численности городского и уменьшения численности сельского населения, которая сохранится в ближайшие несколько лет с дальнейшим уменьшением миграционного прироста в городские поселения области. Это обусловлено отсутствием достаточно развитого рынка жилья и низким благосостоянием населения.
Перемены, возникшие в связи с проводимыми реформами и развитием рыночных отношений, требуют организации эффективной внутрипроизводственной системы профессионального обучения и переобучения кадров. Однако неадекватность перемен в системе образования и сложное финансовое состояние предприятий не позволяют решить в полном объеме проблему развития кадрового потенциала области.
На рынке труда области наметились следующие изменения: уменьшение общей численности безработных граждан в 1999-2000 гг. За 1999 г. общая численность безработных граждан, рассчитанная по методике МОТ, снизилась на 20,2 тыс. человек и достигла на конец года 50,1 тыс. человек, а в 2000 г. - на 6,3 тыс. человек, составив к концу года 43,8 тыс. человек;
уменьшение численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения. В течение 1999 г. статус безработного имели 40,5 тыс. человек (на конец года 12,5 тыс. человек), в течение 2000 г. соответственно 31,3 и 10,9 тыс. человек. Снизить численность безработных граждан позволила целенаправленная работа органов службы занятости по проведению активной политики на областном рынке труда: трудоустроены около 21,0 тыс. человек, организованы общественные работы для 3,8 тыс. человек, оказана финансовая поддержка на самозанятость 355 человекам, направлены на обучение и переобучение 2,3 тыс. человек. Заметную роль в снижении численности зарегистрированных безработных сыграло трудоустройство на временные рабочие места. В 2000 г. 43% безработных граждан были трудоустроены на условиях временной занятости;
увеличение в составе безработных граждан доли женщин, лиц предпенсионного возраста, а также граждан, не имеющих опыта работы. Доля женщин среди общей численности безработных в 2000 г. составила 63,4% (в 1999 г. - 60,9%). Среди зарегистрированных безработных на конец 2000 г. доля лиц предпенсионного возраста составила 6,7% (на конец 1999 г. - 5,3%); граждан, не имеющих опыта работы, - 12,8% (на конец 1999 г. - 9,6%); безработных, имеющих длительный (более года) перерыв в работе, - 29% (на конец 1999 г. - 26,4%);
рост безработицы в сельской местности. В течение 3-х лет доля безработных, проживающих в сельской местности, возросла с 61% до 65%. Основной причиной безработицы в сельской местности является реформирование предприятий и организаций сельского хозяйства и лесной отрасли. Сельское хозяйство области понесло значительные потери, связанные с диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, неплатежами, неполным и несвоевременным бюджетным финансированием. В результате снизился производственный потенциал отрасли. Лесопромышленный комплекс области снизил объемы производства с начала 90-х годов в 4 раза. В последнее время наметилась некоторая стабилизация в этих сферах экономики, однако потребность в кадрах значительно отстает от предложения. Недостаточное количество альтернативных рабочих мест и более низкий, чем у безработных, проживающих в городах, образовательный уровень обусловливают застойный характер сельской безработицы;
значительная дифференциация районов области по уровню регистрируемой безработицы. Несмотря на снижение уровня безработицы в целом по области, разрыв между максимальным (10,9%) и минимальным (0,5%) значениями его в городах и районах области не сокращался, и к концу 2000 г. максимальное значение этого показателя было выше минимального более чем в 20 раз. В 14 районах и городах уровень безработицы превышал средний уровень по области (2,25%). Наиболее высокий уровень безработицы сохранялся в Каргасокском - 10,9% (от экономически активного населения), Верхнекетском - 10,1%, Кривошеинском - 9,1%, Чаинском - 8,2% районах. Наименьший уровень безработицы отмечен в г. Томске - 0,5%, Томском - 0,8%, Асиновском - 1,2% и Бакчарском - 1,2% районах.
1.2. Прогноз спроса и предложения рабочей силы на 2001-2005 годы
Основная особенность рынка труда Томской области на 2001-2005 гг. будет заключаться в сочетании инерционных процессов, переходящих из прошлых лет, и позитивных изменений, связанных, главным образом, с ростом производства и увеличением объемов инвестиций. В связи с этим спрос на рабочую силу на рынке труда будет обусловлен, с одной стороны, возможными позитивными изменениями основных качественных и количественных факторов трудовой сферы и с другой - дальнейшим развитием тенденций, сложившихся в ретроспективном периоде.
Кроме этого, в указанный период ожидается увеличение предложения рабочей силы за счет демографических факторов (прирост населения трудоспособного возраста превысит 13 тыс. человек, причем миграционный прирост будет невелик - не более 1,9 тыс. человек).
В рассматриваемый период прогнозируется приток в область демобилизованных по срочной службе из ВС РФ военнослужащих и членов их семей трудоспособного возраста в количестве 21,2 тыс. человек.
Продолжение реформирования экономики области в условиях сложного финансового положения предприятий будет сопровождаться высвобождением работников, которое в течение пяти лет может достичь 21 тыс. человек (3-4% от общего числа выбывающих). Наибольшая доля высвобождения работников ожидается в промышленности - 26%, строительстве - 18%, здравоохранении, физкультуре, социальном обеспечении, образовании, культуре и науке - 15%, а также сельском хозяйстве - 9%.
Увеличения спроса на рабочую силу в 2001-2005 гг. практически не ожидается (рост за пять лет составит не более 1 тыс. человек). В этих условиях рост численности занятых в указанном периоде - на 6,3 тыс. человек будет происходить в основном за счет увеличения занятых в личном подсобном хозяйстве.
Особенности проблемы занятости населения в Томской области будут определяться уровнем развития перерабатывающих отраслей промышленности и сельского хозяйства. Свертывание государственного оборонного заказа, недостаток финансовых средств для осуществления конверсии военного производства отразятся на сокращении занятых работников на предприятиях ВПК. Конкурентоспособность лесной и деревообрабатывающей промышленности, подорванная возросшими производственными затратами, отсутствием развитой системы железнодорожного транспорта, может быть восстановлена в случае возврата потерянных рынков сбыта. Для вывода отрасли из кризиса необходимо продолжить начатые в лесопромышленном комплексе реформы, используя прежде всего внутренние резервы, и создать условия для привлечения дополнительных финансовых ресурсов.
В долгосрочной перспективе актуальной проблемой будет повышение эффективности нефтегазового комплекса. Нефтегазовый комплекс и связанные с ним производства образуют основную часть производственного потенциала области, обеспечивают занятость населения и функционирование социальной инфраструктуры в северных районах области. Развитие нефтегазодобычи будет определяться наличием благоприятного инвестиционного климата, развитием конкурентной среды, государственным участием в сфере нефтегазодобычи и совершенствованием системы государственного контроля за соблюдением законодательства при пользовании недрами. Социальной задачей программы газификации области является обеспечение населенных пунктов сельской местности природным газом. Реализация программы также позволит оживить производство в смежных отраслях экономики: машиностроении и металлообработке, приборостроении, химии и нефтехимии, строительстве, промышленности строительных материалов и др. Как следствие будет обеспечено сохранение и создание новых рабочих мест, снижение уровня безработицы, а также расширение налогооблагаемой базы и поступление дополнительных средств в бюджетную сферу области.
Для аграрного сектора Томской области характерны следующие проблемы: экономическая убыточность, деградация основных фондов сельхозпроизводства, низкий уровень инвестиций в аграрном секторе, разрушение инфраструктуры села. Сельское хозяйство области несет значительные потери, связанные с диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, неполным и несвоевременным финансированием за произведенную продукцию. В результате резко снизился производственный и трудовой потенциалы отрасли, восстановление которых невозможно без государственного регулирования, контроля и поддержки.
В сельскохозяйственных районах области проблема занятости населения связана с реорганизацией сельхозпредприятий. В результате преобразований в сельском хозяйстве около 85% сельхозугодий находится в частной собственности (в различных формах). Основными предприятиями агропромышленного комплекса остаются крупные хозяйства, но они уже существенно отличаются от колхозов и совхозов по типу хозяйственного поведения. Возник новый тип хозяйствующих субъектов - фермерские хозяйства, который хотя и остается слабо развитым в экономическом плане сектором, но дает возможность вести предпринимательскую деятельность наиболее активной части сельского населения.
Ускоренное развитие личного подсобного хозяйства населения создало благоприятные условия для самообеспечения населения продуктами питания в период кризисного переустройства общества. В настоящее время в этом секторе производится 65% сельскохозяйственной продукции.
Прогнозируемый спрос на рабочую силу по прослеживаемым тенденциям мало отличается по отдельным отраслям. На химические и нефтехимических предприятиях отмечается тенденция к приблизительному сохранению числа рабочих мест, спрос на рабочую силу в них сохранится в пределах имеющегося уровня ротации кадров. На машиностроительных предприятиях схожая ситуация. Даже на тех из них, где в последнее время существенно увеличиваются объемы выпускаемой продукции, пропорционального увеличения числа рабочих мест не наблюдается. Наращивание объемов производства осуществляется преимущественно за счет более полного использования имеющихся кадров.
Прогнозируемый спрос на рабочую силу в малом предпринимательстве Томской области в территориально-отраслевом разрезе только в 2001-2002 гг. может составить не менее 9 тыс. человек, при условии стабилизации экономического положения области, и прежде всего законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность предприятий негосударственного сектора экономики. При этом значительный рост количества занятых в малом предпринимательстве ожидается в сфере заготовок дикорастущих - на 20%, торговле и общественном питании - на 15%, медицинской промышленности - на 10%, лесоперерабатывающей промышленности - на 10%, информационно-вычислительном обслуживании - на 10%, жилищно-коммунальном хозяйстве - на 10%, бытовом обслуживании - на 8%.
В соответствии с проектом прогноза социально-экономического развития области, увеличение спроса на рабочую силу ожидается к концу 2001 г. Причем на первоначальных этапах до 2002 г. увеличение спроса рабочей силы будет осуществляться за счет ввода дополнительных рабочих мест в сельском хозяйстве, торговле и других отраслях непроизводственной сферы. Что касается структуры дополнительного ввода рабочих мест, то в связи с ограниченностью финансовых средств в эти годы предпочтение будет отдано поддержанию рабочих мест. Доля поддерживаемых рабочих мест составит около 60% от совокупного количества вводимых и сохраняемых рабочих мест в этот период. В основном следует поддерживать рабочие места в промышленности (для сохранения трудового и интеллектуального потенциала) и сельском хозяйстве (для обеспечения продовольственной безопасности области). В 2003 г. спрос на рабочую силу в экономике области может составить 88,3 тыс. человек. Это станет возможным при сдерживании сокращения экономически эффективных и перспективных рабочих мест на уровне 97% и ежегодном создании около 5 тыс. новых рабочих мест. В 2003 - 2005 гг. доминирующей тенденцией с целью увеличения спроса на рабочую силу должен стать ввод новых рабочих мест в промышленности и отраслях инфраструктуры (транспорт и связь, торговля) в качестве основы последующего поступательного развития экономики.
В 2001-2005 гг. ожидается устойчивый рост объемов производства по основным отраслям за счет увеличения количества предприятий, прошедших реструктуризацию и вышедших на уровень стабильного финансового оздоровления. Этот процесс достаточно продолжительный, поэтому ожидать резкого изменения требований к профессионально-квалификационному составу кадров на предприятиях пока оснований нет. По мере оздоровления предприятий возможно ужесточение требований к квалификации работников и трудовой дисциплине.
В настоящее время, в экономике области возрастает потребность в работниках социальной сферы (психологи, реабилитологи), высококвалифицированных специалистах и рабочих, обслуживающих топливную промышленность и нефтегазовый комплекс, строительство (инженеры - теплотехники, специалисты газового промысла, инженеры-механики, прорабы, водители автотранспорта, бурильщики, каменщики, машинисты кранов, монтажники ЖБК, слесари по ремонту автомобилей, столяры, плотники, штукатуры-маляры, электрогазосварщики, электромонтеры и др.).
Потребность экономики области в квалифицированных кадрах в будущем будет характеризоваться ростом численности руководителей и специалистов в системе управления и административно-производственного обеспечения (управленцы среднего и высшего звена, экономисты, маркетологи, менеджеры по продажам и др.).
В связи с развивающимися процессами в сфере информатизации увеличивается спрос на квалифицированных специалистов, владеющих компьютерными технологиями.
На предприятиях строительства и жилищно-коммунального хозяйства значительных изменений в движении рабочей силы и дополнительной подготовке каких-либо специалистов не предвидится в связи с переводом обслуживания жилищно-коммунального хозяйства на конкурсную основу и появлением новых предприятий, за исключением необходимости ежегодной подготовки не менее 50 профессиональных управляющих товариществами - собственниками жилья.
В сельской местности сохранится спрос на специалистов с высшим и средним специальным образованием сельскохозяйственного профиля и преподавателей системы общего образования.
На промышленных предприятиях машиностроения и металлообработки области в перспективе увеличится спрос на квалифицированных станочников (токарь-универсал, фрезеровщик, шлифовщик, расточник, станочник по управлению оборудования с программно-числовым управлением и др.).
В тоже время значительного улучшения в системе сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на областном рынке труда в 2001-2005 гг. не предвидится.
Ожидается, что в 2001-2005 гг. в условиях значительного превышения предложения рабочей силы над спросом, общая численность безработных в области будет возрастать и достигнет к 2005 г. 58,9 тыс. человек.
Преобразования в социальной сфере, осуществляемые Правительством Российской Федерации, направлены на создание максимально эффективной защиты социально уязвимых групп населения. В этих условиях будет происходить легализация явления "скрытой безработицы", что дает основание прогнозировать увеличение к концу 2005 г. в два раза численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости.
1.3. Ключевые проблемы на рынке труда
Для областного рынка труда характерны следующие ключевые проблемы:
- сохраняется неэффективная занятость населения, которая проявляется в концентрации работающих граждан на убыточных предприятиях, недоиспользовании рабочего времени занятых граждан, а также в значительных масштабах занятости граждан в неформальном секторе экономики;
- в условиях начавшихся положительных изменений в экономическом развитии Томской области продолжаются структурные преобразования ряда отраслей, которые будут сопровождаться высвобождением работающих. Поэтому несбалансированность спроса и предложения рабочей силы сохранится и будет весьма неравномерной по районам области;
- продолжается процесс потери трудового потенциала квалифицированных кадров по причине отсутствия связи между уровнем оплаты труда и профессионализмом работника. В то время как система профессионального образования медленно перестраивается в новых условиях хозяйствования, практически отсутствует система непрерывного профессионального образования и повышения квалификации рабочей силы;
- снижаются качественные характеристики системы рабочих мест в ряде отраслей экономики по причине недостаточности инвестиций и бюджетного недофинансирования в экономику. С одной стороны, это ограничивает возможность расширения производства и увеличения количества рабочих мест, с другой - тормозит рост производительности труда и повышение благосостояния населения;
- усложняется ситуация с трудоустройством граждан из числа наиболее уязвимых в социальном плане (молодежи без практического опыта работы, женщин, инвалидов, демобилизованных военнослужащих, лиц, освобожденных из мест лишения свободы и др.). Это связано с несоблюдением в полной мере норм трудового законодательства, а также растущими требованиями безработных граждан к оплате труда. Заявленные в службу занятости вакансии относятся в большинстве случаев к малооплачиваемым видам деятельности;
- сохраняется дифференциация состояния рынков труда районов и городов области. Значительная доля территорий и населенных пунктов с высоким уровнем безработицы при ограничении инвестиционных средств в экономику территорий обусловливает необходимость повышения трудовой мобильности граждан.
1.4. Программные методы реализации политики
занятости населения на рынке труда
Необходимость решения существующих проблем с занятостью населения и снижения социальной напряженности в области, а также ускорения рыночных преобразований в трудовой сфере с целью осуществления структурных сдвигов в экономике, повышения эффективности труда, изменения трудового менталитета и развития гибкого рынка труда требует программно-целевого подхода к государственному решению проблемы содействия занятости населения в Томской области.
Программный метод позволяет реализовать комплексный подход к проблемам рынка труда с учетом специфики и перспектив развития трудовой сферы на современном этапе социально-экономического развития области, а также консолидировать усилия органов местного самоуправления и Администрации Томской области в решении вопросов занятости населения.
Программа базируется на консолидации функций по регулированию рынка труда федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Томской области. Финансирование мероприятий по содействию занятости населения планируется осуществить из средств федерального и областного бюджетов, а также местных бюджетов, средств работодателей и других источников.
II. Основные цели и задачи программы
Государственная политика занятости населения Правительства Российской Федерации основана на реализации ряда стратегических задач, а именно на обеспечении национальных интересов России, на глобализации экономики страны, сохранении духовных ценностей и росте благосостояния народа, формировании высокого качества трудовой жизни и условий для достойного труда.
Учитывая направленность основных стратегических задач, целью областной целевой программы "Содействие занятости населения Томской области на 2001-2005 годы" является развитие трудовых ресурсов и создание гибкого рынка труда области в меняющихся макроэкономических условиях. Формирование эффективного рынка труда предполагает предоставление гражданам желаемой работы с оплатой за труд, обеспечивающей более высокий уровень потребления, а работодателям - рабочую силу необходимой квалификации и соответствующую производственным требованиям. Данная программа обеспечивает преемственность Программы содействия занятости населения Томской области, которая реализовывалась в 1998 - 2000 гг.
Для достижения поставленных целей программа предусматривает решение следующих задач:
- совершенствование работы по профилактике безработицы;
- повышение эффективности мероприятий активной политики содействия занятости населения области;
- формирование системы мониторинга эффективности мероприятий программ содействия занятости населения;
- организация системы профилирования безработных граждан, позволяющей повысить эффективность предоставляемых услуг и сократить длительность безработицы;
- развитие кадрового потенциала Томской области в соответствие с потребностями формирующейся рыночной экономики через совершенствование системы профессиональной подготовки (переподготовки, повышения квалификации) незанятого и работающего населения;
- усиление информационной поддержки политики занятости;
- усиление государственного регулирования сферы занятости в районах и городах области.
Приоритетность мероприятий программы будет определяться социально-экономической политикой, проводимой в Томской области с целью осуществления социальной стабильности в обществе, недопущения неконтролируемого роста безработицы и повышения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.
1.5. Содействие занятости населения, проживающего в сельской
местности
Ситуация на рынке труда в сельской местности по-прежнему остается напряженной: снижается спрос на рабочую силу, продолжается процесс ликвидации неэффективных рабочих мест, отмечается низкий уровень оплаты труда.
В 2003 году произошел резкий рост уровня регистрируемой безработицы. Число обращений в службу занятости районов области по сравнению с 2002 годом увеличилось на 37% и составило 117,4 тыс. человек.
На 1 января 2003 года численность зарегистрированных безработных граждан по области составляла 23,2 тыс. человек, из них 70,8% - жители сельской местности (16,4 тыс. человек). При этом уровень регистрируемой безработицы в сельской местности на конец 2003 года достиг 9,1% (среднеобластной показатель - 4,38%).
В 2004-2005 годах сохранится разный уровень социально-экономического развития районов и городов области, и как следствие этого, различие в ситуации на рынках труда. Эффективность государственного регулирования на рынке труда в сельской местности предстоит повысить путем активизации взаимодействия районных и городских служб занятости с органами местного самоуправления. Необходимо обеспечить тесную увязку мер по социально-экономическому развитию районов области с решением проблем занятости населения.
Повышение занятости сельского населения возможно решить посредством реализации мер, направленных на развитие эффективной занятости населения, создание условий для снижения уровня безработицы за счет:
- развития предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, дикоросов и других сырьевых ресурсов; создания сбытовых, перерабатывающих, обслуживающих и сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- создания условий для развития малого бизнеса и самозанятости сельского населения;
- формирования инфраструктуры обслуживания и обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств;
- обучения основам предпринимательской деятельности безработных и незанятых сельских жителей, изъявивших желание заняться предпринимательством или самозанятостью;
- развития социально значимых общественных работ;
- организации временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
- подготовки профессионально мобильных кадров аграрного сектора экономики и социальной сферы;
- возрождения и поддержки развития народных промыслов и ремесел;
- переселения жителей из неперспективных поселков.
III. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий направлена на решение основных проблем рынка труда и представлена следующими направлениями:
· совершенствование нормативно-правовой базы, включающее разработку проектов законов Томской области, а также актов Главы Администрации (Губернатора) Томской области по вопросам занятости населения и развития регионального рынка труда;
· координация деятельности департаментов Администрации Томской области, органов местного самоуправления, объединений работодателей по содействию занятости населения, которая направлена на методическое сопровождение в разработке и реализации территориальных и отраслевых программ содействия занятости населения, а также развитие и расширение программ общественных работ, реализацию Соглашений о социальном партнерстве и сотрудничестве и т.д.;
· государственная политика на рынках труда районов и городов области, изложенная в Программе социально-экономического развития Томской области в 2001-2005 гг. и предусматривающая тесную увязку мер по социально-экономическому развитию территорий области с решением проблем занятости населения, реализацию мер по сдерживанию безработицы в районах с напряженной ситуацией на рынке труда.
С целью содействия занятости населения, проживающего в сельской местности, будут реализовываться:
- программа поддержки развития предпринимательства и самостоятельной занятости граждан в сфере услуг и агропромышленном комплексе, которая направлена на создание условий для расширения возможностей занятости граждан в сфере малого и среднего бизнеса, организации собственного дела;
- обучение основам предпринимательской деятельности безработных и незанятых сельских жителей, изъявивших желание заняться предпринимательством;
- подготовка профессионально мобильных кадров аграрного сектора экономики и социальной сферы;
- программа возрождения и поддержки развития народных промыслов и ремесел;
- программа развития производств по сбору и комплексной переработке дикорастущего сырья.
В лесных поселках области, где преобладает моноэкономическая структура производства и слабо реализовывается программа выхода из кризиса и улучшения экономического положения, политика в сфере занятости будет направлена, в основном, на развитие предпринимательства и организацию собственного дела, на сдерживание безработицы и социальную поддержку безработных.
В северных районах области наблюдается низкая мобильность трудовых ресурсов в связи с невозможностью выезда в более благополучные регионы из-за финансовых трудностей и транспортных издержек. В этих районах будут разрабатываться и реализовываться мероприятия по совершенствованию работы территориальных органов службы занятости населения с работодателями в части согласования их кадровой политики с политикой в сфере занятости. Необходимо также усиление государственного регулирования процесса привлечения и высвобождения работников предприятий и организаций в отраслях естественных монополий:
· развитие качества рабочей силы, содействие повышению квалификации кадров, включающее совершенствование системы подготовки рабочей силы как составной части развития человеческих ресурсов и предполагающее:
- развитие системы общего и профессионального образования, направленной на подготовку квалифицированной рабочей силы;
- развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала, в том числе на рабочих местах, создание условий для самообучения;
- развитие услуг службы занятости по профессиональному обучению и переобучению безработных и незанятых граждан;
- поддержку в организации опережающего обучения работников, находящихся под риском высвобождения с рабочих мест;
- совершенствование системы непрерывного профессионального образования для воспроизводства и повышения квалификации рабочей силы;
- развитие и совершенствование системы профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных и незанятых граждан;
· улучшение функционирования рынка труда, включающее повышение эффективности мероприятий активной политики на рынке труда и специальных мер содействия занятости населения, использования механизма профилирования безработных и совершенствование работы по профилактике безработицы, улучшение информационного обеспечения населения о состоянии рынка труда и профориентационной работы с безработными и незанятыми гражданами, отработку механизма финансирования государственной политики занятости из бюджетов разных уровней, введение мониторинга эффективности программ занятости, развитие социального партнерства в вопросах занятости;
· научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение областной целевой программы содействия занятости населения Томской области на 2001-2005 годы, использующее научно-исследовательскую работу в целях решения стоящих и возникающих проблем в сфере занятости при реализации указанной программы.
IV. Ресурсное обеспечение программы
4.1. Прогнозируемое финансовое обеспечение программы
Основными источниками ресурсного обеспечения Программы являются средства федерального и областного бюджетов.
Начиная с 2001 г. финансирование государственной политики занятости переведено на бюджетную основу. Материальная поддержка безработных будет осуществляться за счет средств федерального бюджета в строгом соответствии с числом безработных, зарегистрированных на территории области и имеющих право на получение пособий. Максимальные размеры пособий будут ограничены величиной прожиточного минимума, сложившегося в области, при одновременном повышении минимальных размеров пособий.
Финансирование областной службы занятости населения и ее услуг по трудоустройству безработных будет осуществляться за счет федерального бюджета и частично из средств областного и местных бюджетов. Финансирование программ создания новых рабочих мест будет осуществляться за счет областного бюджета. Специальные программы занятости и программы развития человеческих ресурсов предполагают финансовое обеспечение на условиях софинансирования бюджетов разных уровней. Задачи государственной политики занятости будут реализовываться в рамках федеральной и областной целевых программ содействия занятости населения.
Объем финансирования мероприятий активных действий на областном рынке труда будет определяться величиной финансовых средств, выделяемых из бюджетов различных уровней, а также расходами на выплату пособий по безработице, материальную помощь безработным гражданам, активной политикой занятости, информационным обеспечением и содержанием службы занятости.
Программы активной политики занятости, которые тесно взаимосвязаны с региональными и федеральными программами по поддержке предпринимательства и малого бизнеса, профобучения молодежи, предполагают задействовать финансовые ресурсы федерального и областного бюджетов. На реализацию программы организации трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, организацию общественных работ и профессионального обучения и переобучения безработных граждан предполагается использование средств бюджетов различных уровней и работодателей.
Основные программные мероприятия, оценка их объемов и финансовых затрат проводились с учетом того, что не произойдет резких негативных изменений на рынке труда. Уточнение целевых показателей и затрат по программным мероприятиям будет осуществляться с учетом реально выделяемых на их реализацию финансовых средств, а также ежегодно в зависимости от фактически складывающейся экономической ситуации в стране и в области.
Общий объем прогнозируемых финансовых затрат на реализацию программы из федерального бюджета и областного бюджета на 2001-2005 гг. (в ценах 2001 г.) составит около 822,72 млн. руб., в т.ч. в 2001 г. - 145,87 млн. руб.
Объем прогнозируемого федерального бюджета в 2001-2005 гг. составит 798,82 млн. руб., из них на финансирование мероприятий по материальной поддержке безработных - 581,92 млн. руб., в том числе в 2001 г. - 143,47 млн. руб.(из них на материальную поддержку 122,77 млн. руб.).
Объем прогнозируемого областного и местных бюджетов в 2001-2005 гг. составит 23,9 млн. руб., в т.ч. в 2001 г. - 2,4 млн. руб., из них - 930 тыс. руб. из областного бюджета (организация трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите -628 тыс. руб.; организация общественных работ и временного трудоустройства несовершеннолетних граждан - 302,0 тыс. руб.).
Прогнозируемые средства работодателей составят 38,6 млн. руб. в т.ч. в 2001 г. - 7,0 млн. руб.
4.2. Кадровое обеспечение программы
В целях реализации основных положений программы предполагается обеспечить дальнейшее повышение эффективности использования кадрового потенциала структурных подразделений областной службы занятости населения. С этой целью уже осуществлена оптимизация структуры органов службы занятости в части обеспечения рационального соотношения численности работников органов службы занятости населения, отнесенных по статусу к федеральным служащим, а также работников, являющихся служащими государственных учреждений городских и районных центров занятости, подчиненных Управление Федеральной Государственной службы занятости по Томской области (по согласованию).
При этом будут подготовлены и осуществлены мероприятия, направленные на:
- введение современных технологий работы городских и районных центров занятости по приему и обслуживанию незанятого населения, взаимодействию с работодателями;
- снижение доли работников, занятых выполнением административно-управленческих функций и увеличением численности специалистов, осуществляющих прием и обслуживание населения;
- совершенствование функций управления и организации работы по содействию занятости населения, осуществляемых Управление Федеральной Государственной службы занятости по Томской области (по согласованию);
- создание единой, непрерывной системы учебы руководителей и специалистов службы занятости в целях подготовки качественно новых социальных работников органов службы занятости, кадровых служб предприятий и организаций, системы профориентации, способных реализовать как превентивную, так и оперативную функции по поддержанию эффективной занятости с учетом роли службы занятости как амортизатора негативных тенденций на рынке труда области.
V. Механизм реализации программы
Государственным заказчиком программы является Администрация Томской области. Данная программа реализуется на областном и муниципальном уровнях.
При реализации программы предусматривается взаимодействие департаментов, управлений, комитетов Администрации Томской области, органов местного самоуправления, работодателей, профсоюзов, учебных заведений, научно-исследовательских организаций, Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Томский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения.
В соответствии с Соглашением о намерениях, заключенным Министерством труда и социального развития Российской Федерации с Главой Администрации (Губернатором) Томской области, Томская область подтвердила свое намерение участвовать в финансировании за счет бюджета области мероприятий активной политики занятости, содержащихся в областной целевой программе содействия занятости населения Томской области на 2001-2005 годы.
Исполнение программы по разделу "Научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение программы" осуществляется на основе контрактов, заключаемых Управлением Федеральной Государственной службы занятости по Томской области (по согласованию) с научно-исследовательскими организациями области.
VI. Организация управления программой и контроль за ее реализацией
Управление Федеральной Государственной службы занятости по Томской области (по согласованию) осуществляет текущую координацию деятельности всех участников программы по вопросам занятости населения - органов государственной власти Томской области, органов местного самоуправления, работодателей, профсоюзов, учебных заведений, научно-исследовательских организаций, Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Томский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения и др.
Контроль за реализацией программы осуществляет Управление Федеральной Государственной службы занятости по Томской области (по согласованию) совместно с органами исполнительной власти области и местного самоуправления, а также Федерацией профсоюзных организаций Томской области.
Инструментом контроля являются годовые отчеты и оперативная информация о реализации программы, а также информация о ходе выполнения раздела "Содействие занятости населения. Развитие рынка труда" областного Соглашения о социальном партнерстве.
Корректировка целевых показателей программы, исполнителей и сроков программных мероприятий осуществляется ежегодно Главой Администрации (Губернатором) Томской области на основании контрольных показателей Министерства труда и социального развития Российской Федерации, предложений по финансированию программных мероприятий из средств федерального и областного бюджетов, а также средств работодателей в зависимости от сложившегося положения на рынке труда области в эти годы.
VII. Оценка эффективности и социально-экономических последствий от
реализации программы
Реализация областной целевой программы "Содействие занятости населения Томской области на 2001-2005 годы" позволит:
- создать более благоприятные условия для сбалансированного спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, повышения качества и конкурентоспособности рабочих кадров, развития малого и среднего бизнеса, а также совершенствования деятельности органов службы занятости;
- осуществить эффективную поддержку граждан, потерявших работу, смягчить последствия долговременной безработицы, формировать у клиентов службы занятости эффективную стратегию социального поведения на рынке труда;
- сдерживать уровень безработицы.
За период с 2001 до 2005 гг. предполагается:
· оказать консультационные услуги по вопросам трудоустройства 633,5 тыс. чел., в том числе в 2001 г. - 130,0 тыс. чел.;
· трудоустроить 110,9 тыс. чел., в т.ч. в 2001 г. - 22,0 тыс. чел.;
· обеспечить трудоустройство на общественные работы - 18,0 тыс. чел., в т.ч. в 2001 г. - 3,6 тыс. чел.;
· организовать временное трудоустройство 33,2 тыс. подростков на период каникул, в т.ч. в 2001 г. - 5,0 тыс. чел.;
· поддержать предпринимательскую инициативу 1,95 тыс. безработных граждан, в т.ч. в 2001 г. - 380 безработных;
· предоставить возможность прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки с целью последующего трудоустройства 18,9 тыс. безработных и незанятых граждан, в т. ч. в 2001 г. - 3,0 тыс. чел.;
· провести профориентационную работу с 184,8 тыс. граждан, в т.ч. в 2001 г. - 35,3 тыс. чел.;
· не допустить превышения уровня официальной безработицы к концу 2005 г. - 5,1%, в т.ч. к концу 2001 г. - в пределах 3,2%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.