Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к Закону Томской области
"Об утверждении областной программы "Улучшение условий
и охраны труда в Томской области на 2001-2005 годы"
Областная программа
"Улучшение условий и охраны труда в Томской
области на 2001-2005 годы"
Паспорт
областной программы "Улучшение условий
и охраны труда в Томской области на 2001-2005 годы"
Наименование программы - Областная программа "Улучшение
условий и охраны труда в
Томской области на 2001-2005
годы"
Основание для разработки - Закон Томской области от
программы 06.04.2000 N ОЗ-12 "Об охране
труда в Томской области";
постановление Главы
Администрации (Губернатора)
Томской области от 24.03.2000
N102 "О разработке проекта
областной программы улучшения
условий и охраны труда на
2001-2005 годы"
Государственный заказчик - Администрация Томской области
программы
Основные разработчики - Управление социально-трудовых
программы отношений Администрации Томской
области,
областные органы исполнительной
власти,
Координационный Совет
государственных инспекций по
проблемам охраны труда
Томской области, Федерация
профсоюзных организаций Томской
области, Межотраслевое
производственное объединение
предприятий и организаций г.
Томска
- Управление социально-трудовых
отношений, Департамент
промышленности и поддержки
предпринимательства, Департамент
здравоохранения, Департамент
строительства и ЖКХ, Департамент
социальной защиты населения,
Управление образования, Управление
сельского хозяйства, Управление
начального профтехобразования,
Департамент государственного заказа
и материально-технических ресурсов,
Департамент экономики и инвестиций,
Департамент финансов, Томский
территориальный Фонд социального
страхования РФ, Координационный
совет государственных инспекций по
проблемам охраны труда Томской
области, Федерация профсоюзных
организаций Томской области,
Томский Центр научно-технической
информации, ГУ "Томский областной
центр охраны труда", администрации
муниципальных образований,
работодатели и другие организации
Цель и основные - Целью Программы является
задачи Программы разработка и реализация комплекса
взаимосвязанных мер правового,
социально-экономического,
медико-биологического,
технического, организационного и
учебного характера, направленных на
претворение в жизнь государственной
политики в области охраны труда.
Основными задачами Программы
являются: улучшение условий и
охраны труда на предприятиях
области путем реализации
инвестиционных проектов;
совершенствование нормативной
правовой базы по охране труда;
совершенствование средств
индивидуальной и коллективной
защиты, приборов контроля вредных и
опасных производственных факторов;
создание условий для улучшения
социальной, медицинской и
профессиональной реабилитация лиц,
пострадавших на производстве;
информационное обеспечение охраны
труда, совершенствование системы
непрерывного образования в области
охраны труда.
Сроки и этапы - Реализация текущих мероприятий
реализации программы Программы планируется в течение
пяти лет с 2001 по 2005 гг.
Перечень основных - создание импортозамещающих
мероприятий программы средств индивидуальной и
коллективной защиты, приборов
контроля вредных и опасных
производственных факторов;
- разработка и внедрение передовых
технологий и инженерно-технических
средств в целях улучшения условий
труда в отраслях экономики;
-разработка и пересмотр нормативных
правовых актов по охране труда;
- формирование банков данных
нормативных правовых актов,
содержащих требования по охране
труда;
- развитие сети региональных
учебно-консультационных центров
охраны труда;
- оснащение исследовательских
лабораторий по экспертизе условий
труда измерительным оборудованием
Объемы и источники Общий прогнозируемый объем
финансирования программы финансирования программы на
2001-2005 годы - 565 397,5 тыс.
руб.
В том числе:
Областной бюджет - 6 937,5 тыс.
руб.
2001г. - 387,5 тыс. руб.
2002г. - 1 637,5 тыс. руб.,
2003г. - 1 637,5 тыс. руб.,
2004г. - 1 637,5 тыс. руб.,
2005г. - 1 637, 5 тыс. руб.
Средства работодателей - 558 310
тыс. руб.
2001г. - 111 202 тыс. руб.,
2002г. - 112 002 тыс. руб.,
2003г. - 111 702 тыс. руб.,
2004г. - 111 702 тыс. руб.,
2005г. - 111 702 тыс. руб.
Ожидаемые конечные - снижение производственного
результаты реализации травматизма, профессиональной и
программы общей заболеваемости, снижение
смертности населения, особенно в
трудоспособном возрасте, усиление
правовой защиты работников
Система контроля за - контроль за исполнением программы
исполнением возлагается на Администрацию
программы Томской области и осуществляется в
порядке, установленном для контроля
за реализацией областных программ
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Областная программа "Улучшение условий и охраны труда в Томской области на 2001-2005 годы" (далее именуется - Программа) разработана во исполнение ст.4 Закона Томской области от 06.04.2000 N ОЗ-12 "Об охране труда в Томской области", постановления Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 24.03.2000 N102 и Рекомендаций 4-го областного совещания по охране труда от 26.02.2000.
Состояние условий труда во многих организациях отраслей экономической деятельности продолжает оставаться неудовлетворительным, являясь серьезной социально-экономической проблемой.
По данным Томского областного комитета государственной статистики доля работников промышленности, строительства, транспорта и связи, занятых в условиях, не отвечающих требованиям санитарно-гигиенических норм, в 1999 году составила 15,8% от общей численности работающих (в 1998 году - 14,9%; в 1997 году - 15,7%). Особенно велика доля работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, в организациях черной металлургии - 55,2%; электроэнергетики - 34,2%; машиностроении - 24,4% и промышленности строительных материалов - 23,8%.
В связи с неблагоприятными условиями труда велика совокупная доля работников, которым установлен хотя бы один вид компенсаций за условия труда. Она составляет 42,7% в промышленности, 33,1% в строительстве, 51,4% на транспорте и 10,9% в связи. Доля работников, имеющих право на государственную пенсию на льготных условиях по Спискам N 1 и N 2 выросла в 1999 году до 13,8% в промышленности и до 12,6% в строительстве.
Неудовлетворительное состояние условий труда продолжает оставаться основной причиной формирования у работающих профессиональной патологии. За последний год по данным органов здравоохранения области зарегистрировано 219 больных с впервые выявленным диагнозом профессионального заболевания. При этом общие показатели профессиональной заболеваемости за последние три года составили (на 10 тысяч работающих): в 1996 году - 1,91; в 1997 - 2,32; в 1998 - 1,85, в 1999-5,9 (Томская область входит в пятерку регионов с наивысшими показателями профессиональной заболеваемости). В структуре профессиональной заболеваемости в 1999 году на первом месте вибрационная болезнь -146 случаев, остеохондроз позвоночника -34 случая, хронический бруцеллез - 16 случаев, туберкулез органов дыхания - 6 случаев.
По данным государственной статистики в 1999 году от травм на производстве в области пострадало 1139 человек (в 1998 году - 1222 человека); из них погибло 38 человек (в том числе 3 женщины). Снижение абсолютного количества пострадавших объясняется, в основном, сокращением численности работающих. В то же время относительные показатели свидетельствуют о высоком уровне производственного травматизма в организациях области. Число пострадавших на производстве в расчете на 1000 работающих в 1999 году составило 5,1, в 1998 году 5,2. По России - 6,4 и 6,1 соответственно.
В 1999 году наибольшее число погибших 13 - на предприятиях города Томска, 4- на предприятиях города Северска, 3- на предприятиях города Стрежевого, по 2 - на предприятиях Каргасокского, Кожевниковского, Колпашевского, Первомайского и Чаинского районов. Не было несчастных случаев со смертельным исходом на предприятиях Александровского, Верхнекетского, Зырянского, Кривошеинского, Парабельского и Шегарского районов.
По данным государственной статистики в 1999 году в организациях области затраты по несчастным случаям на производстве составили свыше 2,2 млн. рублей, в 1998 году свыше 3,0, в 1997 году свыше 3,6 млн. рублей.
Главными причинами, определяющими высокие показатели производственного травматизма и профессиональных заболеваний, наряду со старением основных производственных фондов, являются:
- отсутствие экономического механизма обеспечения охраны труда;
- недостаточная координация действий в области охраны труда субъектов социально-трудовых отношений
- несовершенство нормативной правовой базы по охране труда;
- недостаточная обеспеченность средствами индивидуальной и коллективной защиты, приборами контроля за состоянием условий труда и их несоответствие современному уровню развития техники и технологии;
- низкий уровень знаний требований охраны труда всех участников производственного процесса;
- ослабление трудовой, производственной и технологической дисциплины;
Реализация мероприятий областной программы улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы позволила:
- получить важные практические результаты для совершенствования правовой базы охраны труда;
- заложить основу областной системы управления охраной труда;
- создать систему управления охраной труда в 15 муниципальных образованиях;
- организовать работу Томского областного Центра охраны труда, муниципального центра охраны труда г. Стрежевого и Нарымского центра охраны труда;
- провести обучение охране труда и проверку знаний требований охраны труда более 7,7 тысяч руководителей и специалистов организаций.
Необходимость применения программного подхода к решению проблемы улучшения условий и охраны труда предопределяют: социально-экономический характер проблемы, ее значимость, невозможность комплексного решения данной проблемы без государственного регулирования.
2. Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является разработка и реализация комплекса взаимосвязанных мер правового, социально-экономического, медико-биологического, технического, организационного и учебного характера, направленных на претворение в жизнь государственной политики в области охраны труда.
Для достижения основной цели необходимо обеспечить выполнение следующих основных задач:
- разработка и внедрение мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях наиболее травмоопасных отраслей экономики: в черной металлургии, энергетике, машиностроении, в промышленности строительных материалов, в агропромышленном комплексе;
- продолжение работы по разработке новых и пересмотру устаревших нормативных правовых актов по охране труда;
- координация деятельности исполнительных и законодательных органов власти, организаций по использованию существующих, разработке и внедрению новых методов управления охраной труда;
- повышение экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда и предупреждении несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- содействие гарантированному выполнению обязательств по социальной защите пострадавших на производстве независимо от финансового положения работодателя;
- разработка и организация производства новых высокоэффективных средств индивидуальной и коллективной защиты работающих, других средств охраны труда, включая приборы контроля вредных и опасных производственных факторов;
- оказание помощи в оснащении центров по охране труда на территории Томской области измерительными приборами, лабораторной и компьютерной техникой и необходимым программным обеспечением.
3. Сроки выполнения Программы
Реализация текущих мероприятий Программы планируется в течение пяти лет - с 2001 по 2005 годы.
4. Система программных мероприятий
Решающую роль в сфере улучшения состояния условий и охраны труда играет повышение качества управления охраной труда за счет совершенствования законодательной и нормативной правовой базы, развития организационных структур (служб охраны труда), расширения масштабов аттестации рабочих мест по условиям труда с последующим осуществлением мероприятий по приведению их в соответствие с требованиями охраны труда, обучения и переподготовки специалистов по охране труда, усиления контрольно-надзорной деятельности.
Для искоренения тенденции сохранения неблагоприятных условий труда и достижения существенного снижения уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, сокращения численности занятых во вредных и тяжелых условиях труда, в Программу включены мероприятия, осуществление которых позволит использовать отдельные разработки в качестве базовых в организации и налаживании серийного производства отдельных видов средств индивидуальной и коллективной защиты, приборов контроля вредных и опасных производственных факторов и др.
Система программных мероприятий объединяет работы по следующим направлениям:
совершенствование нормативно-правового обеспечения условий и охраны труда;
социальная, медицинская и профессиональная реабилитации лиц, пострадавших на производстве;
инвестиционные проекты для производства средств охраны труда;
совершенствование обеспечения средствами индивидуальной и коллективной защиты, приборами контроля вредных и опасных производственных факторов;
информационное обеспечение охраны труда, совершенствование системы непрерывного образования.
Необходимость в разработке мероприятий по совершенствованию нормативно-правовой базы охраны труда в 2001-2005 годах вызвана тем, что действующая в области и в Российской Федерации нормативная база в области охраны труда не позволяет в полной мере обеспечить правовое обеспечение решения вопросов условий и охраны труда. В рамках Программы будет продолжена работа по совершенствованию нормативно-правовой базы, включая пересмотр ряда действующих и разработку новых нормативных актов по охране труда, усиливающих экономическую ответственность работодателей и стимулирующие инициативы субъектов хозяйственной деятельности в создании безопасных условий и охраны труда с учетом требований Закона Томской области от 06.04.2000 N ОЗ-12 "Об охране труда в Томской области".
По разделу "Совершенствование обеспечения средствами индивидуальной и коллективной защиты, приборов контроля вредных и опасных производственных факторов" планируется осуществить мероприятия по совершенствованию существующих, разработке и организации производства новых высокоэффективных средств индивидуальной и коллективной защиты на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях и связанных с загрязнением метанолом и нефтепродуктами.
В этот блок, в соответствии с Федеральным законом от 17.07.99 N181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" включены предложения, направленные на оценку эффективности средств индивидуальной защиты при применении вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров и услуг.
По разделу "Технические мероприятия в области охраны труда" планируется осуществить следующие основные мероприятия:
создание производства промышленных осевых вентиляторов в целях снижения профессиональной заболеваемости, связанной с высоким уровнем шума при работе вентиляционных установок;
создание и внедрение импортозаменяющих средств индивидуальной защиты;
создание производства бетоноломов с шумовыми и вибрационными характеристиками, удовлетворяющими требованиям охраны труда;
создание производства промышленных приборов контроля давления и температуры;
создание центров, лабораторий для проведения аттестации рабочих мест с последующей сертификацией производственных объектов на соответствие требованиям безопасности.
По разделу "Социальная, медицинская и профессиональная реабилитации лиц, пострадавших на производстве" планируется осуществить мероприятия, направленные на обеспечение гарантированной социальной защиты работников, получивших трудовое увечье (в том числе лиц, пострадавших при участии в ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий), путем осуществления мер в части кардинального совершенствования медико-социальной экспертизы, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве, отвечающих положениям Федерального закона от 24.06.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" следует читать как "от 24 июля 1998 г."
Мероприятия раздела "Информационное обеспечение охраны труда, совершенствование системы непрерывного образования" направлены на улучшение информационного обеспечения охраны труда на основе создания банков данных автоматизированной системы информации на областном, отраслевом и муниципальном уровнях; разработку типовых модулей системы наблюдения и контроля (мониторинг).
Мероприятия по непрерывному образованию, касающиеся совершенствования методов обучения и разработки учебных пособий, технических средств обучения в области охраны труда, включая средства пропаганды (кино, видеофильмы, популярная и справочная литература, плакаты и знаки безопасности); проведение выставок по охране труда, конференций, совещаний, издание сборников официальных материалов по охране труда направлены на повышение уровня знаний по охране труда всех участников производства, довузовского, вузовского и послевузовского образования.
5. Ожидаемые результаты реализации Программы
В результате реализации мероприятий, предусмотренных Программой, будут обеспечены:
улучшение условий труда за счет повышения защитных и эксплуатационных свойств материалов средств индивидуальной защиты до уровней, соответствующих требованиям условий эксплуатации в контакте с нефтью, нефтепродуктами, метанолом;
создание и внедрение комплекса импортозаменяющих средств индивидуальной защиты органов дыхания;
промышленный выпуск приборов контроля состояния производственной среды и защиты технологических процессов;
разработка и пересмотр нормативных правовых актов по охране труда;
разработка средств коллективной защиты и материалов для повышения безопасности работающих в бюджетных организациях области;
финансово-экономический механизм затрат, связанных с социальной, медицинской и профессиональной реабилитацией пострадавших на производстве;
постоянное обновление областного банка данных нормативных правовых актов по охране труда;
разработка и внедрение системы непрерывного обучения, инструктажа и проверки знаний правил, норм и инструкций по охране труда и промышленной безопасности;
развитие сети Центров охраны труда и исследовательских лабораторий по экспертизе условий труда.
6. Ресурсное обеспечение Программы
В качестве источников финансирования предполагается привлечь как традиционные средства внебюджетных фондов, так и средства участников реализации Программы: федеральных органов исполнительной власти, исполнительной власти Томской области, крупных акционерных обществ, объединений работодателей и профсоюзов.
Ежегодно при рассмотрении закона Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год Государственная Дума Томской области определяет объемы финансирования Программы.
7. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком Программы является Администрация Томской области.
Государственный заказчик Программы с учетом финансовых средств, ежегодно выделяемых на реализацию Программы из различных источников, и предварительных результатов ее выполнения уточняет мероприятия Программы.
Государственные заказы на выполнение программных мероприятий размещаются в организациях посредством заключения государственных контрактов.
В случае наличия нескольких организаций, имеющих право на основании законодательства Российской Федерации участвовать в выполнении программных мероприятий, конкретные исполнители определяются на конкурсной основе в соответствии со статьей 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
8. Организация управления Программой и контроль за ее
реализацией
Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации возлагаются на Администрацию Томской области.
Контроль за ходом реализации отдельных мероприятий Программы осуществляется Координационным советом государственных инспекций по проблемам охраны труда Томской области, в состав которого входят представители Томского территориального отделения Фонда социального страхования, Совета ректоров, Департамента экономики и инвестиций, Департамента финансов. В необходимых случаях к участию в рабочих группах Совет вправе привлекать представителей Томского центра Госстандарта, других федеральных органов исполнительной власти, научно-исследовательских институтов, предприятий и организаций.
Государственный заказчик организует подготовку и представляет на обсуждение и одобрение Координационному совету государственных инспекций по проблемам охраны труда Томской области:
- проекты законодательных актов по проблемам улучшения условий и охраны труда, подготовленные для представления Правительству Томской области;
- проекты постановлений Правительства Томской области и нормативных правовых актов по данной проблеме;
- ежегодный отчет (доклад) о состоянии условий и охраны труда в Томской области и на его основе предложения, связанные с корректировкой целевых показателей, сроков, исполнителей и объемов ресурсов по программе.
Администрации Томской области, выполняя функции Государственного заказчика, после проведения конкурсов заключает договора, обеспечивающие проведение мероприятий в рамках программы и организует текущий контроль за ходом работ.
Государственный заказчик и Координационный совет государственных инспекций по проблемам охраны труда участвуют в подготовке и согласовании межведомственных научно-методических материалов по данной проблеме (указания, инструкции, рекомендации).
Управление социально-трудовых отношений представляет отчет о ходе реализации Программы в установленном порядке в Департамент финансов и Департамент экономики и инвестиций Администрации Томской области.
9. Социально-экономическая эффективность Программы
Областная программа "Улучшение условий и охраны труда в Томской области на 2001-2005 годы" представляет собой единый комплекс организационных, методических, исследовательских, конструкторских, производственных, санитарно-гигиенических, медицинских, учебно-пропагандистских и других мероприятий, обеспечивающих достижение исходных целей. Результаты, полученные организациями-участниками Программы в виде правовых актов, методических рекомендаций, технологической и конструкторской документации, инструкций, учебной литературы и других материалов, будут использоваться на некоммерческой основе.
Непосредственный финансовый эффект от выполнения Программы должен быть получен на предприятиях, где улучшится состояние условий и охраны труда, за счет сокращения непроизводительных затрат и повышения производительности труда. Количественная величина такого эффекта будет достоверно определена по фактическим результатам.
Социальный эффект выполнения областной программы "Улучшение условий и охраны труда в Томской области на 2001 - 2005 годы" проявится в сокращении производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости, повышении безопасности труда и уровня социальной защищенности работников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.