Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждено
постановлением мэра
города Томска
от 15 мая 2000 г. N 251
Положение
"О городском звене территориальной подсистемы единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций"
1. Настоящее Положение о государственном звене территориальной подсистемы РСЧС (далее Положение) определяет принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, регулирует основные вопросы функционирования городского звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее ГЗ РСЧС).
2. ГЗ РСЧС предназначено для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, обеспечения защиты населения и территории города и уменьшения материальных потерь от чрезвычайных ситуаций.
3. Деятельность ГЗ РСЧС осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом города, Законом Томской области "О защите населения и территорий Томской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также настоящим Положением.
Основными задачами ГЗ РСЧС являются:
- разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- осуществление целевых и научно-практических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм (далее организаций), а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения (далее объекты) в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее силы и средства);
- ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территории г. Томска от чрезвычайных ситуаций;
- подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях, подготовка и повышение квалификации специалистов ГОЧС;
- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - резервы финансовых и материальных ресурсов);
- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций;
- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
- сотрудничество с другими муниципальными образованиями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
4. ГЗ РСЧС объединяет органы управления, силы и средства органов местного самоуправления, организаций и объектов г. Томска, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территории города от чрезвычайных ситуаций.
5. ГЗ РСЧС включает в себя территориальные звенья и имеет два уровня: местный и объектовый.
6. Территориальные звенья ГЗ РСЧС создаются в территориальных округах города. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных звеньев определяются положениями об этих звеньях, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления.
7. Каждый уровень ГЗ РСЧС имеет:
- координирующие органы;
- постоянно действующие органы управления;
- органы повседневного управления;
- силы и средства.
8. Координирующими органами ГЗ РСЧС являются:
- на городском уровне, охватывающем территорию города - комиссия по чрезвычайным ситуациям администрации города Томска;
- в объединенных территориальных округах - комиссии по чрезвычайным ситуациям администраций округов г. Томска;
- на объективом уровне, охватывающем территорию организации или объекта - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Положения о комиссиях по чрезвычайным ситуациям администрации города, округов, а также объектов, состав этих комиссий утверждаются соответственно мэром города, главами администраций соответствующих округов города, а также решениями соответствующих руководителей.
Основными задачами комиссий по чрезвычайным ситуациям администрации города и администраций округов города являются:
- организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций;
- организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также создание и поддержание в состоянии готовности пунктов управления;
- организация разработки нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- участие в разработке и осуществлении федеральных целевых и научно-технических программ, организация разработки и реализации территориальных программ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов;
- взаимодействие с другими комиссиями по чрезвычайным ситуациям, военным командованием и общественными объединениями по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а в случае необходимости - принятие решения о направлении сил и средств для оказания помощи этим комиссиям в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, организация привлечения трудоспособного населения к этим работам;
- планирование и организация эвакуации населения, размещения эвакуируемого населения и возвращения его после ликвидации чрезвычайных ситуаций в места постоянного проживания;
- организация сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления и подразделений ГЗ РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Основными задачами объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям являются:
- руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций и эвакуацией персонала организаций и объектов;
- руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала организаций и объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям являются:
- на городском уровне - Управление по делам ГОЧС города;
- на уровне территориальных округов - отделы по делам ГОЧС территориальных округов;
- на объектовом уровне - отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам ГОЧС объекта.
Органами повседневного управления являются:
- оперативно-дежурная служба органов управления по делам ГОЧС;
- отдел оперативного реагирования администрации города (служба 005).
Размещение органов управления осуществляется на пунктах управления, оснащенных средствами связи и оповещения.
Порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмена этой информацией определяется Постановлением мэра г. Томска в соответствии с требованиями Постановления Главы администрации Томской области и Правительства Российской Федерации.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации, решением администрации города в пределах конкретной территории устанавливается один из режимов функционирования:
- режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической и биологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
- режим повышенной готовности - при ухудшении обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
- режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании ГЗ РСЧС являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
- осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, и на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
- планирование и выполнение мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению потерь и ущерба;
- совершенствование подготовки органов управления по делам гражданской бороны и чрезвычайным ситуациям, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;
- создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
б) в режиме повышенной готовности:
- принятие на себя соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям непосредственного руководства функционирования звеньев ГЗ РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;
- усиление дежурно-диспетчерской службы;
- усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов и принятие мер;
- приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район чрезвычайных ситуаций.
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
- организация защиты населения;
- выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации;
- определение границ зоны бедствия;
- организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
- осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:
- резервы финансовых и материальных ресурсов администрации г. Томска за счет средств городского бюджета;
- объектовые резервы финансовых и материальных ресурсов - за счет собственных средств организации.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.
Если масштабы чрезвычайной ситуации локализовать своими силами невозможно, указанные комиссии обращаются за помощью в вышестоящую комиссию по чрезвычайным ситуациям.
При недостаточности имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайной ситуации они могут быть выделены из других резервов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по ходатайству руководства администрации, органа местного самоуправления.
Общественные объединения могут участвовать в ликвидации чрезвычайных ситуаций под руководством соответствующих органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при наличии у участников ликвидации от общественных объединений соответствующей подготовки, подтвержденной в аттестационном порядке.
Порядок привлечения общественных объединений к ликвидации чрезвычайных ситуаций определяется постановлением Главы администрации Томской области от 3.11.1998 года N 395 "О порядке привлечения общественных объединений для ликвидации чрезвычайных ситуаций".
Финансирование ГЗ РСЧС осуществляется на каждом уровне за счет средств городского бюджета и средств организаций. Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивого функционирования организации осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Томской области.
Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств органов местного самоуправления, страховых фондов и других источников. При недостаточности указанных средств, в установленном порядке выделяются средства из резервного фонда администрации города по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и максимально возможного снижения размера ущерба и потерь в случае их возникновения, осуществляется планирование действий в рамках ГЗ РСЧС на основе "Плана действий:" администрации города, округов, организаций и объектов.
Объем и содержание указанных мероприятий определяются исходя из принципов необходимой достаточности и оптимального использования сил и средств.
Организационно-методическое руководство планированием действий ГЗ РСЧС осуществляет Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Томска.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.