Рассматриваем ситуацию в свете изменений в Закон N 44-ФЗ с 1 июля 2018 года. Победителем закупки (аукцион) стал участник, применяющий УСН. Цена в проекте госконтракта указана с НДС. Нужно ли при заключении контракта уменьшать цену, предложенную победителем, на сумму НДС?
В соответствии с ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. N 504-ФЗ упомянутая норма изложена в новой редакции, которая вступит в силу с 1 июля 2018 года. Согласно будущей редакции ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в контракт должно будет включаться обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Основной смысл приведенных изменений, как представляется, состоит в том, чтобы предусмотреть в Законе N 44-ФЗ все вытекающие из налогового законодательства исключения из действующего по умолчанию правила, в соответствии с которым предусмотренная контрактом цена подлежит уплате заказчиком непосредственно контрагенту.
Напомним в связи с этим, что в силу положений НК РФ, в частности, ст.ст. 1, 2, 24 этого Кодекса, порядок уплаты налогов и сборов в бюджет (в том числе лицами, не являющимися налогоплательщиками) может устанавливаться исключительно нормами налогового законодательства. На этой презумпции основывается и ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ (как действующая, так и будущая ее редакция), которая прямо предусматривает, что вышеуказанное условие включается в контракт применительно к тем суммам, обязанность по уплате которых в бюджет не налогоплательщиком, а другим лицом (в нашем случае - заказчиком), предусмотрена налоговым законодательством.
И поскольку, помимо случаев выплаты причитающегося физическому лицу вознаграждения за вычетом подлежащей удержанию из этого вознаграждения суммы НДФЛ (ст. 226 НК РФ), налоговое законодательство предусматривает и иные случаи, когда на налоговых агентов возлагается обязанность по удержанию и уплате налога за налогоплательщика (см., например, ст.ст. 161, 309 НК РФ), ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ скорректирована соответствующим образом.
Нормы же самого Закона N 44-ФЗ не могут устанавливать каких-либо налоговых обязанностей по сравнению с теми, что предусмотрены законодательством о налогах и сборах. Поэтому необходимость (и порядок) исполнения условия, указанного в ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, определяются нормами не Закона N 44-ФЗ, а законодательства о налогах и сборах.
Ни НК РФ, ни иные положения налогового законодательства не предусматривают, что контракт, начальная (максимальная) цена которого изначально была определена заказчиком с учетом НДС, заключается по цене, включающей в себя этот налог, даже в том случае, если контрагентом является лицо, не обязанное уплачивать НДС и предложение которого о цене не включало в себя сумму налога. Тем более не предусматривает налоговое законодательство для таких случаев и обязанности заказчика удержать из подлежащей уплате контрагенту цены соответствующую сумму НДС и самостоятельно перечислить ее в бюджет.
Поэтому вступление с 1 июля 2018 года в силу новой редакции ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ никак не затрагивает отношения, возникающие в связи с заключением контрактов с лицами, не являющимися плательщиками НДС (в том числе в связи с применением ими упрощенной системы налогообложения). Прежние разъяснения уполномоченных органов, посвященные этому вопросу (например, письма Минфина России от 13.10.2017 N 24-01-09/68987, от 26.09.2017 N 24-03-07/62238, от 21.09.2017 N 24-03-08/61212, от 21.09.2017 N 24-01-10/61203, от 26.08.2017 N 24-01-10/55970), сохраняют актуальность. Как и прежде, при заключении с такими лицами контрактов по результатам конкурентных процедур такие контракты должны заключаться по предложенной контрагентом (победителем) цене, а упоминание НДС, например, в проекте контракта само по себе не означает, что подлежащая уплате цена (в размере, предложенном контрагентом) должна быть уменьшена заказчиком на соответствующую сумму НДС.
А. Александров,
эксперт компании "Гарант"
20 февраля 2018 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассматриваем ситуацию в свете изменений в Закон N 44-ФЗ с 1 июля 2018 года. Победителем закупки (аукцион) стал участник, применяющий УСН. Цена в проекте госконтракта указана с НДС. Нужно ли при заключении контракта уменьшать цену, предложенную победителем, на сумму НДС?
Автор
А. Александров - эксперт компании "Гарант"